Эксоцман
на главную поиск contacts


Небольшая справка

И.Б.Назарова

Динамика изменения структуры системы здравоохранения. В соответствии с зако-нодательством Российской Федерации Министерство здравоохранения являлось федеральным органом государственного управления, на которое возлагалась ответственность за проведение государственной политики в области охраны здоровья населения, и которое осуществляло ру-ководство здравоохранением в стране . Сначала в Советском Союзе, а затем в России на Мини-стерство были возложены широкий круг обязанностей и большая ответственность. Однако ко-гда в конце 1980-х началась ломка и децентрализация органов государственной власти, позиции Минздрава в регионах стали ослабевать, и он уже не мог формировать единую политику разви-тия и функционирования отрасли.
Здравоохранению необходимо было сохранить то, что осталось после распада Советско-го Союза, реагировать на ухудшение состояния здоровья населения, внедрять новые методы хо-зяйствования, в том числе на основе обязательного медицинского страхования (ОМС).
На первом этапе структурных реформ здравоохранения был призыв к децентрализации и ломке горизонтали, затем началось обоснование необходимости возвращения к разумной цен-трализации и восстановлению вертикали управления отраслью. Так, в 1992 году принимается закон о местном самоуправлении, который касается и организации здравоохранения. Минздрав перестаёт осуществлять функции генерального штаба здравоохранения страны. В 1993 году Указом Президента РФ Минздраву поручалось подготовить концепцию развития здравоохране-ния и медицинской науки. Но на федеральном уровне концепция своевременно не была подго-товлена, в то время как в ряде регионов были приняты территориальные концепции и програм-мы реформирования здравоохранения. В результате в регионах начали формироваться различ-ные модели здравоохранения . В период 1995-1996 годов даже по оценке самих руководителей этого ведомства, Минздрав практически самоустранился от подготовки медицинских учрежде-ний к работе в условиях ОМС .
После децентрализации региональные системы здравоохранения и специалисты искали пути выживания, поэтому начали создавать региональные и межрегиональные медицинские ас-социации. Например, в 1992 году по инициативе руководителей органов управления здраво-охранением пяти территорий – Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев, создаётся "Здравоохранение Сибири" – добровольное профессиональное объединение органов управления здравоохранением 19 территорий Западной и Восточной Си-бири, Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук, ассоциации Сибири и Дальнего Востока “Медтехторгсервис”, ассоциации “Судебные медики Сибири”, ряда россий-ских и иностранных фирм, производящих и поставляющих фармацевтические препараты, мед-технику и оборудование. Высшим органом ассоциации является совет, в состав которого входят руководители органов управления здравоохранением всей Сибири, председатель президиума СО РАМН и председатель совета ассоциации “Медтехторгсервис” . Процессу создания подоб-ных ассоциаций способствовало также появление в 90-х годах правовой базы общественных объединений.
Через некоторое время децентрализация начинает критиковаться, и руководители здра-воохранения призывают восстанавливать разрушенные связи. В 1996 году руководить Мин-здравом назначается Т. Дмитриева, которая в качестве основных называет три организационные проблемы, решение которых позволит структурировать отрасль и покончить с финансовой анархией. Во-первых, необходимо восстановить вертикаль управления здравоохранения внутри субъектов Федерации. Во-вторых - чётко разграничить полномочия Минздрава и органов управления здравоохранением в регионах. И в-третьих - восстановить финансовый порядок в управлении отраслью .
В декабре 1996 года были подписаны первые пять соглашений Минздрава с межрегио-нальными медицинскими ассоциациями . Через некоторое время разрабатываются типовые со-глашения Министерства с территориями. Соглашения определили ответственность федераль-ных и местных структур за конкретные проблемы, установили точки взаимодействия. Вместе с тем, в Минздраве возрождается координационный совет по работе с регионами. Совет, в кото-рый вошли все руководители межрегиональных ассоциаций, должен был помочь воссоздать ут-раченную вертикаль управления, которая восстанавливается "не на административно-командной зависимости, а на сотрудничестве и общепрофессиональных интересах" .
За годы реформ отрасль здравоохранения претерпела ряд существенных изменений. На-пример, в расчёте на программу конверсии в 1994 году было создано Министерство здраво-охранения и медицинской промышленности (Минздравмедпром) . В это время руководил ми-нистерством представитель военно-промышленного комплекса – Э. Нечаев. Через некоторое время начался период разбирательств и проверок, в результате которых Счётная палата нашла более восьмисот миллиардов рублей, которые были израсходованы нецелевым назначением (это составляло около одной трети годового федерального бюджета здравоохранения) . Созда-ние новой структуры было признано ошибкой и согласно Указу Президента РФ в 1996 Мин-здравмедпром Российской Федерации был преобразован в Министерство здравоохранения, а все вопросы медицинской промышленности переданы Министерству промышленности. Со-гласно этому же Указу Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор) был упразднен, а его функции были переданы Министерству здраво-охранения.
Российские регионы начали создавать структуру здравоохранения и строить взаимодей-ствие ведомств по своему усмотрению. Нестабильная ситуация в управлении и функциониро-вании здравоохранения усугублялась тем, что некоторые министры работали только один год. За 10 лет, начиная с 1990 года, министерство сменило 8 лидеров, что также не способствовало нормальному функционированию отрасли.
Проблему создавало и плачевное состояние основных фондов учреждений здравоохра-нения. Анализ материально-технической базы здравоохранения показал в среднем степень из-носа зданий – более 27,4%, медицинского оборудования – 64% (в сельской местности до 80%), транспорта – 62%. Большая часть медицинских приборов и аппаратов эксплуатировалась 15-20 лет .
В конечном итоге Министерство здравоохранения перестало существовать как самостоя-тельная структура, поскольку в 2004 году произошло объединение двух министерств: Мини-стерства социальной защиты и Министерства здравоохранения. На сегодняшний день Мини-стерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет коор-динацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
•Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
•Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
•Федеральной службы по труду и занятости;
•Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;
•Федерального медико-биологического агентства.
Министерство также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Рос-сийской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ на основании и во исполне-ние Конституции и других законодательных актов осуществляет правовое регулирование в ус-тановленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство про-екты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Рос-сийской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: здраво-охранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фарма-цевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов насе-ления; оплата труда; пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана тру-да; социальное партнерство и трудовые отношения; занятость населения и безработица; трудо-вая миграция; альтернативная гражданская служба; социальная защита; демографическая поли-тика и защита прав потребителей .
В Приоритетах Министерства записано, что "Главной целью социальной политики Рос-сийской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания, обеспечение занятости населения" Миссия же Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключается в содействии росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшение здоровья, создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, усиление соци-альной защиты уязвимых групп населения.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 30.05.07 Реально не вижу (А.В.Косов)
  • 18.04.07 Небольшая справка (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия