Эксоцман
на главную поиск contacts


Уважаемая Лариса Юрьевна! (Дартау Л.А., ИПУ РАН)

Л.А.Дартау

Мне – не социологу и не медицинскому работнику – Ваше исследование представляется классическим примером сбора субъективной информации от респондентов по заданной (в данном исследовании) проблеме, в том числе, оценке качества медицинской помощи и удовлетворенности ею. Сбор данных производится посредством выбора ответов на «закрытые» вопросы, то есть респондент отвечает на предложенный исследователем список вопросов, ответы на которые сформулированы заранее. Респонденту остается лишь выбрать один из предложенных вариантов. В число «победителей» вошел вариант ответа «невысокий уровень квалификации доступных врачей». На мой взгляд, сам факт включения такого варианта ответа свидетельствует о неполноте представлений о сути рассматриваемой проблемы у постановщиков исследования и выглядит «популистским» жестом поддержать в пациентах – клиентах, если медицинскую помощь рассматривать как услугу – совершенно недопустимую в рассматриваемых ситуациях самоуверенность. На самом деле, ни пациент, ни тем более, социолог, «измеряющий» не объективные характеристики явления, а отношение к ним потребителя, не могут в принципе судить о профессиональной квалификации медицинских специалистов. Не отрицая необходимости контроля за деятельностью системы оказания медицинской помощи населению, роль социологии заключается не в «разоблачении» неудовлетворительной (с точки зрения неспециалиста) деятельности врачей и «вскрытии» недостатков функционирования отрасли, а в поиске компромисса между «завышенными» ожиданиями пациентов и ограниченными возможностей медиков (причем не только отечественной системы здравоохранения, а медицинской науки вообще). Прозвучавшая в ваших выводах мысль о необходимости смены «поведения населения в сфере медицинских услуг» действительно актуальна. Такая смена включает, в том числе, как отказ от потребительского отношения к собственному здоровью, так и ориентацию граждан на активное взаимодействие со специалистами, владеющими современными знаниями именно по поддержанию здоровья, а не лечению. Сколько можно упрекать врачей в том, что они отдают предпочтение лечению, а не профилактике, «тяжелым» случаям, а не «легким»? Может лучше оставить их в покое и пусть делают то, что им, как специалистам, виднее? А здоровых («пока» или испытывающих «малейшее недомогание») граждан ориентировать на контакты с дополнительно созданными службами, не конкурирующими, а функционирующими в тесной взаимосвязи с лечебными? Необходимым условием такого развития событий следует признать финансовую независимость вновь созданных служб, а также разработку и реализацию иных (в отличие от оказания медицинской помощи больным) этико-правовых норм взаимоотношений гражданина и поставщика бесплатных услуг в лице государства.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 2.06.07 Л.Ю. Иванова. Причины неудовлетворенности неселения возможностями получения медицинской помощи (на материалах опроса в Липецкой области)  (Л.В.Панова)
  • 25.05.07 Уважаемые коллеги! (Сурмач М.Ю., Гродненский медуниверситет) (М.Ю.Сурмач)
  • 22.05.07 Уважаемая Лариса Юрьевна! (Дартау Л.А., ИПУ РАН) (Л.А.Дартау)
  • 21.05.07 Уважаемая Лариса Юрьевна!(Руководители секции: Дартау Л.А., Назарова И.Б.) (Л.А.Дартау)
  • 14.05.07 Уважаемая Лариса Юрьевна! (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия