Эксоцман
на главную поиск contacts

Поведенческие факторы здоровья и физической активности подростков: гендерный аспект

А.И.Федоров
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.  

В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.

 

During research behavioural factors of health of children and teenagers are considered, approbation of technology of social – pedagogical monitoring of health and physical activity of children of school age is executed, gender features of health, physical activity and healthy style of a life of teenagers are revealed.

 

® – исследование выполнено в рамках Международного научного проекта Health Behaviour in School-aged Children (“Здоровье и поведение школьников”).

 

Актуальность проблемы исследования. Феномен “здоровье подростков” обладает определенной спецификой. Сложность изучения состояния здоровья состоит в том, что в основе поведения подростка, связанного со здоровьем, лежат самые различные, иногда конфликтные, потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обусловливается мотивами, часто непосредственно не связанными со здоровьем. Поведение подростков в сфере здоровья является, главным образом, результатом общепринятой деятельности, не требующей приложения особых усилий и определяемой существующими в обществе социальными нормами. И именно такое поведение имеет более устойчивый характер по сравнению с моделями поведения, в основе которых лежит сознательная мотивация индивида. Все это существенно осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обусловливающих [1, 6, 7, 8].

Тем не менее, существует комплекс показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков), экологические факторы, стрессогенные факторы, физическая активность [3, 4]. Особый интерес представляет изучение межнациональных, региональных, а также гендерных особенностей поведения детей и подростков в аспекте здоровья и здорового стиля жизни [6, 8]. Под гендером понимается социальный пол человека, который характеризует особенности социальных функций мужчины и женщины. Гендер формируется в процессе социализации личности и включает в себя психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами [3, 6, 7, 8].

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных проблеме изучения здоровья подростков, выявлению гендерных различий поведения подростков в сфере здоровья уделялось недостаточное внимание. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучение гендерных особенностей поведения подростков в сфере здоровья и здорового стиля жизни.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, опрос в форме анкетирования, методы экспертной оценки, методы логического и математического анализа.

Исследование проводилось в феврале-марте 2006 года на базе восьми школ г. Челябинска (n=1442) в рамках международной научной программы Health Behaviour in School-aged Children (“Здоровье и поведение школьников”) и носило характер массового опроса в форме анкетирования. В ходе исследования использовалась специально разработанная анкета, которая включала 69 вопросов (для учащихся шестых и восьмых классов) и 82 вопроса (для учащихся десятых классов). Все вопросы анкеты были условно объединены в нескольких смысловых блоков: питание, физическая активность, позитивное здоровье, культура семьи, культура сверстников, поведенческий риск, вредные привычки.

В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья подростков, выявлены гендерные особенности поведения подростков в сфере здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение. Социальные и экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации в последние 10-15 лет, недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости и смертности населения России, в том числе детей и подростков. Ситуация усугубляется еще и тем, что практически полностью разрушена советская (“бесплатная”) система здравоохранения с соответствующим ей стереотипом сознания и поведения (“о моем здоровье заботится бесплатная медицина”), а взамен создана отнюдь не бесплатная и не всегда доступная система, которая вынуждает человека самого заботиться о своем здоровье. Но большинство взрослых людей, не говоря уже о детях и подростках, не готово к этому, не приучено думать о своем здоровье, не привыкло бороться с уже имеющимися болезнями. Современная социальная политика в сфере здравоохранения ориентирована, в основном, на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование гигиенической и физической культуры, здорового стиля жизни, “самоохранительного” поведения [1].

В условиях рыночных отношений, когда на первый план выходят цели получения прибыли, неизбежно дальнейшее ухудшение состояния здоровья населения. Следует отметить, что любому общественному кризису (политическому, экономическому, социальному) сопутствует длительное состояние дезадаптации личности. Более того, в связи с низкими стартовыми возможностями вхождения в рыночные отношения большинства населения нашей страны происходит эксплуатация наиболее доступного, а иногда и единственного (например, у молодежи), ресурса – здоровья.

Социальные последствия этого явления проявляются в экономических потерях, вызванных снижением здоровья трудоспособного населения, необходимостью дополнительных финансовых вложений в программы социальной защиты и оздоровления населения. В настоящее время в нашей стране на первый план выходит необходимость решения задач не только создания ресурсосберегающих технологий, но и разработки стратегии и тактики, концепций и программ сохранения здоровья населения и развития человеческих ресурсов. Стало общепризнанным представление о том, что выход нашей страны из системного кризиса может быть в большей степени обеспечен на основе реализации социальных программ, а не только за счет развития производства и внедрения новых технологий.

Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей и подростков до недавнего времени не уделялось должного внимания. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности, – с другой стороны [1, 2, 5, 7, 8]. Выраженное ухудшение здоровья подростков, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, возникновение и распространение таких явлений, как детская преступность, токсикомания, наркомания и ВИЧ-инфекция, актуализируют проблему изучения здоровья подростков. Высокий уровень значимости этой проблемы обусловлен, во-первых, особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека; во-вторых, наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных российских школьников; в-третьих, тем, что именно подростки представляют собой потенциал трудового и популяционного ресурсов России.

В разные годы в нашей стране и за рубежом проводились многочисленные исследования здоровья различных групп населения. Однако, в основном, все они носили медицинский характер, а констатация фактов снижения уровня здоровья способствовала лишь привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов, и не позволяла разработать и, тем более, реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%, наследственность определяет 15-20%, экология – 10-15% и 50% – образ жизни, в изучении которого ведущее место принадлежит социологии.

В начале 70-х годов ХХ века за рубежом, а затем в 80-х годах ХХ века и в Российской Федерации особое внимание было уделено изучению проблем образа жизни и его влияния на здоровье человека, а также проблемам самосохранительного поведения. Под самосохранительным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни человека [1]. В основе изучения самосохранительного поведения лежит исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в ней. Как отмечают многие исследователи [1, 3, 4, 8], значение поведения в структуре факторов, формирующих здоровье подростков, в последние десятилетия резко возросло в связи с обусловленностью наиболее распространенных заболеваний, а также особенностями образа жизни.

Таким образом, изучение поведенческих факторов здоровья подростков, выявление гендерных особенностей поведения подростков в сфере здоровья представляет собой актуальную научную проблему.

Поведенческие факторы здоровья подростков: гендерные различия. Выделяют несколько факторов, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек, экологические установки, влияние стрессогенных факторов, физическая активность.

Самооценка здоровья подростков. Отношение человека к своему здоровью обусловлено объективными и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, выражается мнениями и суждениями относительно причин, влияющих на его физическое и психическое благополучие. Отношение человека к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего физического и психического состояния. Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором поведения.

Установлено, что показатели самооценок здоровья у девочек и девушек достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста. Для девушек в большей степени характерны различные жалобы на состояние здоровья, недомогания и психосоматические расстройства. В частности, установлено, что 15-летними девушками чаще, чем юношами, отмечены жалобы и недомогания. Показатели самооценок физической подготовленности и уровня знаний в области физической культуры у девочек и девушек также достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста.

Медицинская информированность подростков. Поведение подростков в контексте здоровья в значительной мере связано с уровнем их медицинской информированности. Медицинская информированность характеризуется знаниями подростка: о вреде для здоровья некоторых привычек, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о перенесенных заболеваниях, об особенностях своего организма в связи с противопоказанием приема тех или иных лекарств, о правилах оказания первой медицинской помощи. Кроме того, показатель медицинской информированности характеризует эффективность профилактической деятельности системы здравоохранения.

Как отмечают И.В.Журавлева (2002) и C.Currie et al. (2002, 2004), в целом для российских подростков характерен более низкий уровень показателей медицинской информированности по сравнению с их зарубежными сверстниками; для мальчиков и юношей характерен более низкий уровень медицинской информированности, чем для девочек и девушек того же возраста [1, 7, 8].

Изучение уровня медицинской информированности подростков производилась на основе анализа показателей, характеризующих отношение учащихся десятых классов к употреблению наркотических средств. Установлено, что 24,8 и 45,0% девушек и 24,8 и 39,3% юношей отметили соответственно, что полностью согласны или согласны с утверждением “многие молодые люди употребляют наркотики” (!). 20,8% девушек и 18,8% юношей считают соответственно, что употребление наркотиков “позволяет чувствовать себя лучше”, а 20,3% девушек и 24,8% юношей отметили соответственно, что употребление слабых наркотиков безвредно. По нашему мнению, эти данные свидетельствуют о наличии негативных установок у подростков по вопросам употребления наркотических средств.

 

Место здоровья в системе жизненных ценностей подростков. Результаты ранее проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность, занимает 3-5 место после “семьи”, “работы”. В условиях современной социально-экономической ситуации ценность здоровья все в большей степени приобретает инструментальный характер. Это связано также с тем, что при низких стартовых возможностях вхождения в рыночные отношения у большинства населения нашей страны идет эксплуатация наиболее доступного ресурса, а у детей, подростков и молодежи нередко и единственного ресурса – своего здоровья [1, 2, 5, 6].

Наличие у подростков вредных привычек. В Прогнозе общественного здоровья, представленном в “Основных направлениях государственного регулирования здравоохранения Российской Федерации на 2000-2010 годы”, отмечается усиление таких факторов риска здоровья, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, снижение физической активности. Подобный прогноз заставляет уделить этим факторам особое внимание.

Курение. Многократно подтвержден вывод – курение вредно, особенно в детском и подростковом периоде. Кроме того, установлено, что, во-первых, именно в детском и подростковом возрасте вред от курения наибольший; во-вторых, курение, как правило, становится первой формой девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается употребление алкоголя, а в ряде случаев – и наркотиков.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что по показателю “экспериментирования” с табакокурением достоверных различий у девушек по сравнению с юношами не выявлено, кроме возрастной группы 11-летних подростков. Интересным является то, что 13-летние девочки имеют даже большие показатели “экспериментирования” с табакокурением (46,8% девочек пробовали курить), чем мальчики этого же возраста (46,3% мальчиков пробовали курить).

 

Установлено, что 13,8% девочек в возрасте 13 лет курят ежедневно, в то время как показатель приобщенности к курению у 13-летних мальчиков составляет 10,4%. 20,8% юношей в возрасте 15 лет курят ежедневно; это достоверно выше, чем у девушек этого же возраста (12,4%).

Употребление алкогольных напитков. Установлено, что к семнадцатилетнему возрасту практически все подростки имеют опыт употребления алкогольных напитков, а некоторые подростки (даже 11-летние!) несколько раз бывали по-настоящему пьяными. Если в возрасте 11 лет состояние опьянения более 10 раз испытали 1,9% девочек и 2,2% мальчиков, то в возрасте 13 лет – 3,3% девочек и 7,5% мальчиков, а в возрасте 15 лет – 3,8% девушек и 12,9% юношей (различия достоверны).

Особо следует отметить, что “критическим” возрастом в плане приобщения подростков к употреблению алкогольных напитков является возраст 13-14 лет. В этом возрасте 47,0% девочек и 38,5% мальчиков впервые попробовали алкогольные напитки, а 26,2% девочек и 28,2% мальчиков впервые испытали состояние алкогольного опьянения. Анализ результатов ранее выполненных исследований свидетельствует о том, что для российских пятнадцатилетних подростков характерно увеличение степени приобщенности к употреблению алкогольных напитков (уровень употребления алкогольных напитков различной крепости российскими подростками увеличился в 1,8-2,5 раза) [1, 3, 4].

Употребление наркотических веществ. В ходе исследований, направленных на изучение особенностей употребления детьми и подростками наркотических веществ, установлено, что употреблению наркотиков обычно предшествует курение и употребление алкогольных напитков (чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что в будущем он приобщится к наркотикам). Установлено также, что в последние 3-5 лет среди подростков в возрасте 13-15 лет увеличилась распространенность употребления наркотических веществ, алкогольных напитков и курения, объединенных общим названием психоактивных веществ. Так, уровень распространенности ежедневного курения увеличился в 1,4 раза, уровень алкоголизации – в 1,8 раза, уровень наркотизации – в 3,0 раза [1, 2, 3, 4].

Влияние стрессогенных факторов. В социологическом плане стресс у подростков связан с особенностями взаимоотношений со своими сверстниками, учителями, родителями, удовлетворенностью своей жизнью. Преобладание негативных переживаний приводит к возникновению у подростков состояния тревожности и растерянности, что может спровоцировать возникновение серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии, возникновение болезней.

В ходе исследования установлено, что около половины подростков во всех возрастных группах хотя бы один раз в месяц испытывают состояние нервного напряжения. Наиболее выраженные гендерные различия установлены у подростков возрастной группы 13 лет (5,4% мальчиков и 18,4% девочек испытывают состояние нервного напряжения). Уровень личностной тревожности у мальчиков и юношей во всех возрастных группах ниже, чем у девочек и девушек того же возраста.

Физическая активность детей и подростков. Понятие “физическая активность” трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека.

 

Установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8, 65,0% и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий физическими упражнениями. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическим упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7, 44,6 и 53,9%.

Заключение. На основе анализа основных результатов проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

1. Изучение поведенческих факторов здоровья подростков представляет собой актуальную научную проблему, а особое место в ней занимают вопросы, определяющиеся гендерными особенностями подростков.

2. На основе анализа показателей, характеризующих самооценку подростков своего здоровья, их медицинскую информированность, ценностные установки в сфере здоровья, наличие у подростков вредных привычек, влияние стрессогенных факторов, уровень физической активности школьников, выявлены гендерные особенности поведения подростков в сфере здоровья.

3. Установлено, что показатели самооценок здоровья у девочек и девушек достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста. Изучение медицинской информированности подростков свидетельствует о наличии негативных установок. В последние годы сохраняется тенденция усиления таких факторов риска здоровью подростков, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, повышения влияния стрессогенных факторов, снижения физической активности.

В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований, направленных на изучение поведения подростков в сфере здоровья.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. – 240 с.

2. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. А.И.Федоров, С.Б.Шарманова. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 88 с.

3. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: Монография. – СПб.: СПбНИИФК, 2002. – 228 с.

4. Комков А.Г., Лубышева Л.И., Малинин А.В., Утенко В.Н. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет – 2003: Национальные и региональные особенности. – СПб.: СПбНИИФК, 2004. – 228 с.

5. Международный научный проект “Здоровье и поведение школьников”: Уральский регион: Теоретико-методологические, организационные, информационно-технологические и практические аспекты / Сост. А.И.Федоров, С.Б.Шарманова. – Челябинск: УралГАФК, 2001. – 76 с.

6. Gender and Health in Adolescence / Editors P.Kolip, B.Schmidth. – Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 1999. – 38 p.

7. Health and Health Behaviour among Young People. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents Issue 1. International Report / Editors C.Currie, K.Hurrelmann, W.Settertobulte, R.Smith, J.Todd. – Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2000. – 132 p.

8. Young people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey / Editors C.Currie, C.Roberts, A.Morgan, R.Smith, W.Settertobulte, O.Samdal, V.Rasmussen. – Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. – 248 p.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 21.05.07 Уважаемый Александр Иванович! (Руководители секции: Дартау Л.А., Назарова И.Б.) (Л.А.Дартау)
  • 16.05.07 Уважаемые коллеги! (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия

    Ключевые слова

    См. также:
    Тамара Васильевна Лопатина, Галина Васильевна Пискунова
    [Доклад на Интернет-конференции]
    Ольга Анатольевна Кислицына
    Социологические исследования. 2009.  № 8. С. 92-97. 
    [Статья]
    Ирина Владимировна Журавлева
    [Книга]
    Инна Борисовна Назарова
    [Книга]
    Ольга Александровна Рагимова
    Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 69-72. 
    [Статья]
    Елена Викторовна Дмитриева
    Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 51-57. 
    [Статья]