Эксоцман
на главную поиск contacts

Информированность в сфере здоровья и источники ее формирования

И.В.Журавлева
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Показатель информированности и грамотности в сфере здоровья является важным и неотъемлемым компонентом культуры самосохранения индивида. Исследования этого показателя проводятся регулярно в нашей стране и за рубежом. Традиционно он используется

Показатель информированности и грамотности в сфере здоровья является важным и неотъемлемым компонентом культуры самосохранения индивида. Исследования этого показателя проводятся регулярно в нашей стране и за рубежом. Традиционно он используется в комплексе с показателем самооценки здоровья и обращаемости за медицинской помощью, что позволяет прогнозировать поведение населения по формированию групп риска.

Показатель информированности многоэлементный. Предметом информированности являются знания: о вреде для здоровья некоторых привычек, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний; о перенесенных заболеваниях, о противопоказанных лекарствах; о методах оказания первой помощи; об элементах гигиенической культуры и т.п. Только имея представления об уровне информированности и гигиенической культуры индивида, можно оценить уровень осознанности его самосохранительного поведения. Кроме того, показатель информированности служит индикатором эффективности функционирования в отношении здоровья таких социальных институтов как здравоохранение, семья, школа, средства массовой информации.

Как показывают исследования, уровень гигиенической культуры в нашей стране обусловливается тем, что знание населением основных показателей своего организма, перенесенных заболеваний и специфических особенностей не является предметом внимания служб здравоохранения, хотя любое серьезное обращение за медицинской помощью начинается именно с вопросов подобного рода. Априори считается, что такие данные понятны и доступны представителям всех социально-демографических групп населения, поскольку они собираются о каждом человеке с момента его рождения по мере обращения за медицинской помощью в связи с лечением, профилактическими осмотрами и т.п. Часть из них связана с характеристикой здоровья членов семьи – информация о заболеваниях родителей и других родственников, их генетические особенности. Другой набор сведений предполагает знание элементарных признаков наиболее распространенных заболеваний. Источником таких сведений может быть как семья, так и система санитарно-гигиенического просвещения. Об эффективности распространения подобной информации свидетельствуют результаты  исследования «Ваше здоровье», проведенного Институтом  социологии РАН в 90-х годах.

Опрос жителей г. Оренбурга показал, что из перечня элементарных сведений о состоянии своего организма большинство респондентов знакомо со своим реальным и нормативным весом, а также с величиной артериального давления. В то же время люди не знают, какие лекарства им противопоказаны (58%), не помнят о перенесенных инфекционных заболеваниях (36%), полученных прививках (59%), не знают цифр своего верхнего (систолического) и нижнего (диастолического) артериального давления (по 36% опрошенных), группу крови (25%). Не помнят об основных (кроме простудных) перенесенных заболеваниях 50%. Если учесть, что в нашей стране очень высока мобильность населения не только межрегиональная, но и внутри населенных пунктов, что препятствует существованию преемственной персональной медицинской документации о человеке от момента его рождения до конца жизни, то неосведомленность самих респондентов усиливает просчеты и ошибки в диагностике и лечении, которые могут возникнуть в связи с отсутствием подобных данных.

Напрашивается вывод о необходимости организации системы преемственности и стремления к полноте информации в личных медицинских карточках, с одной стороны, а с другой – о доведении до сознания всех групп населения, и прежде всего родителей, что получение и хранение такого рода сведений крайне важно.

Пока информированность в сфере здоровья не стала значимым фактором состояния здоровья населения, закономерными являются затруднения респондентов, которые не смогли ответить на вопросы о взаимосвязи здоровья с различными элементами их образа жизни.

От 21 до 49,7% респондентов затрудняются оценить влияние алкоголя, курения, питания, отдыха, физических нагрузок применительно к себе, своему здоровью и даже имеющимся у них заболеваниям. Более того, люди в 30–33% случаев не знают, можно ли свои семейные традиции расценивать как заботу о здоровье или ее отсутствие. Поскольку респонденты больше проявляют информированности в отношении норм здорового образа жизни, чем в оценке своего здоровья с точки зрения этих норм, то очевиден вывод о недостаточной роли врачей в пропагандистской санитарно-гигиенической работе с населением. Кроме того, люди слишком мало задумываются над оценкой своего личного образа жизни, образа жизни своей семьи. Имеющаяся пропаганда носит весьма отвлеченный характер, не учитывает конкретные условия жизни, поведение, привычки людей, причины их возникновения. При таком уровне информированности и осознания проблем здоровья люди зачастую рискуют своим здоровьем, не отдавая себе в этом отчета.

Исследования также показали отсутствие необходимых санитарно-гигиенических навыков для оказания первой медицинской помощи. Поскольку травматизм и несчастные случаи занимают высокие места в структуре смертности и заболеваемости населения, недостаток информированности в этой области приобретает особую остроту. По данным исследования в Оренбурге, не смогут помочь человеку, получившему сотрясение мозга, 56% респондентов, пораженному электрическим током – 40%, тонущему – 34%, отравившемуся – 30%. Даже перед таким распространенным заболеванием, как сердечная недостаточность, беспомощны 36% респондентов. И только при переломе до 70% респондентов знают, как оказать первую помощь. Знание в последнем случае неслучайно: этому учат в школе и в других учебных заведениях, а также на предприятиях и в организациях во время занятий по гражданской обороне. Аналогичные данные получены при опросе населения г. Мурманска.

Таким образом, уровень гигиенической информированности и грамотности населения настолько низкий, что можно говорить о нем, как о факторе, снижающем диагностические возможности врачей и усугубляющем последствия травм и несчастных случаев вследствие неумения большинства населения оказать себе и другим первую медицинскую помощь, и, как о факторе, снижающем профилактические возможности самого населения предотвратить элементарные заболевания.

Интерес населения к информации, связанной со здоровьем, обнаруживается во многих отечественных и зарубежных исследованиях[1]. При этом акцент делается на потребность в информации профилактического характера, которая позволяла бы предупреждать наиболее распространенные сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, оберегать детей и пр. Среди каналов получения информации подобного рода респонденты называют прессу (24%), радио и телевидение (23%). Каждый третий читает медицинские статьи и даже специальную литературу. Но практически не указываются как источники информации врачи и медицинские работники.

Важной проблемой в сфере здоровья является отсутствие государственной идеологии здоровья. В формировании этой идеологии важная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Отличительной особенностью средств массовой информации в настоящее время является то, что они руководствуются в своей деятельности почти исключительно коммерческими интересами: любая реклама и информация о здоровье, даже если она наносит вред человеку, может появиться в СМИ. Чтобы ориентироваться в этой информации и сделать правильный выбор, люди должны иметь определенный образовательный уровень в вопросах здоровья. Реальный образовательный уровень населения в сфере здоровья в настоящее время крайне низок. И как следствие этого – невосприятие населением даже той немногочисленной позитивной информации о здоровье, которая появляется в СМИ. Кроме того, данный уровень является определенным индикатором способности населения эффективно воспринять профилактическое вмешательство или любое другое целенаправленное воздействие с целью изменения самосохранительного поведения.

Правда, профилактические акции оздоровительного характера в нашей стране большая редкость, но за рубежом они весьма распространены. При их проведении средствам массовой информации отводится центральная роль, степень их эффективности заранее просчитывается. В России подобная акция была осуществлена в рамках программы CINDI в четырех городах при проведении антитабачной кампании «Брось курить и победи».

Важным элементом СМИ в последние годы стала наружная реклама на уличных городских щитах. Анализ этой рекламы, размещенной на главных улицах Москвы в 2003–2004 гг., был проведен Московским городским Центром профилактики и лечения табакокурения. Он показал, что форма и содержание рекламы отвечают поставленной рекламодателями цели – принуждению к курению.

Воздействие рекламы на сознание базируется в данном случае на желании человека ощутить что-то необычное, расслабляющее, стимулирующее и в то же время социально престижное. Изображение коробок сигарет сопровождают надписи «Утонченная элегантность», «Истинное качество», «Все в твоей власти», «Только вперед», «Все продумано».

Семантика рекламных изображений основывается не только на базовых потребностях. Реклама табака претендует на заботу о патриотических чувствах граждан. Например, надписи на сигаретной коробке «Петр Первый – всегда первый», «Время России» фактически используют исторический авторитет императора.

Реклама обещает легкое общение с собеседниками: «живи мобильно», «навстречу свободе», «легкий контакт»; провоцирует тягу к экстремальности: «Чистый адреналин», «Стоит попробовать»; обещает удовольствие: «Необычное удовольствие», «С удовольствием вместе», вплоть до перехода в транс и другие формы сознания: «Зависни в городе мега удовольствий», «Другая реальность». Наибольший вред приносит подобная реклама, если текст на ней дополняется изображением известного лица, героя фильмов и т.п.[2]

Подобным образом реклама осуществляет типичную подмену понятий, призывая молодых людей самореализовываться посредством употребления сигарет. Рекламные щиты и реклама в целом в СМИ в большинстве своем представляют пропаганду антиздоровья. Если же рассматривать роль СМИ как канала формирования позитивного отношения к здоровью, то, как свидетельствуют данные исследования по программе CINDI, газеты и телевидение являются ведущими источниками информации о здоровье для 34–46% опрошенных различных возрастных групп[3].

Таким образом, и объективная значимость СМИ как канала информации, и высокая субъективная оценка его респондентами различных социально-демографических групп обусловливают необходимость анализа того, как отражаются проблемы общественного здоровья в прессе. Исследований подобного рода очень мало. Одно из них осуществляется в НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко, где с 2001 г. ежемесячно отслеживаются и анализируются газетные публикации по вопросам здравоохранения в 54 федеральных и 200 региональных печатных изданиях. Анализ за 4–х месячный период показал, что более половины публикаций имеют критическую и отрицательную направленность, треть – позитивную, остальные содержат нейтральную информацию. Основная критика связана с дороговизной и низким качеством лекарств, нарушением прав пациентов и взиманием с них платы в государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), с низкой финансовой обеспеченностью, низкой оплатой труда и низким социальным статусом врачей[4] и т.п. Как видно из этого перечня проблем, все они имеют отношение к системе здравоохранения, но не к здоровью.

Осуществленный нами анализ газетных публикаций был направлен на выяснение того, как освещаются современные представления о здоровье в восьми центральных газетах. Для анализа мы взяли публикации за период с 1 января по 31 июня 1999 г. в восьми центральных газетах: «Российская газета», «Известия», «Московская правда», «Советская Россия», «Правда», «Московский комсомолец», «Труд» и «Комсомольская правда».

При подборе публикаций для анализа акцент делался на социальные проблемы здоровья всего населения с преимущественным вниманием к детям, подросткам и молодежи, при этом из анализа исключалась вся информация, связанная с рекламой лекарств и работой учреждений здравоохранения.

В результате содержательного анализа 114 статей была выделена 21 тема. В порядке уменьшения числа статей и упоминаний темы распределились следующим образом: наркомания (36 статей), социальная политика (14), состояние здоровья школьников (10), правовые вопросы здоровья (9), СПИД (ВИЧ) (9), статистика заболеваемости (7), половое воспитание (6) и т.д.

Стремясь выяснить роль различных факторов, влияющих на формирование здоровья, мы проанализировали статьи с точки зрения отражения роли самого человека, семьи, школы, здравоохранения и государства в данном процесс. Оказалось, что роль индивида отражена в 40 статьях, семьи – в 25, школы – в 15, здравоохранения – в 60, государства – в 71 статье, т.е. очевидно преобладание публикаций, связанных со здравоохранением и социальной политикой государства.

В публикациях преимущественно представлена отрицательная роль семьи, в которой родители употребляют наркотики и приучают к ним детей. Отсутствие духовного контакта с родителями приводит детей к раннему сексу, наркотикам, побегам из дома. В связи с семьей остро стоят проблемы нищеты, падения нравственности, насилия. о нормальной семье с позитивным опытом воспитания здоровых детей речь не идет ни в одной публикации.

Роль школы в формировании здоровья видится также преимущественно отрицательной. Школа разрушает здоровье огромными учебными нагрузками. Особенно негативное влияние на здоровье школьников оказывают школы нового типа (лицеи, гимназии). Из-за повышенной учебной нагрузки заниматься в школе воспитанием некогда.

Досуг школьников организован слабо, что создает условия для употребления наркотиков и их распространения в школе. Школа не имеет возможности вести сегодня половое воспитание из-за отсутствия педагогов необходимого профиля, учебников и методической литературы. Ни в одной из 114 публикаций не шла речь о необходимости обучения в школе здоровому образу жизни.

Роль здравоохранения в его профилактическом аспекте оценивается негативно. В России не работают программы по профилактике детской заболеваемости, детей только лечат. Нехватка средств на медицину вместе со снижением уровня жизни привели к росту в большинстве групп заболеваний. к числу наиболее серьезных следует отнести возникшую эпидемию туберкулеза, рост СПИДа, гепатита. Негативная роль здравоохранения проявляется также в слабой антинаркотической работе, в случаях заражения СПИДом через донорскую кровь, в наличии врачей-шарлатанов, готовых лечить нетрадиционными методами от любых заболеваний.

Положительная роль здравоохранения проявляется в создании многочисленных наркологических кабинетов, центров, антинаркотических программ.

Деятельность системы здравоохранения направлена преимущественно на больных людей. Здоровый человек здравоохранению не нужен и не интересен, так как на него не выделяют финансовые средства.

Роль государства в сфере здоровья проявляется трояко: а) подготовкой и изданием различных правовых документов – законов, постановлений и пр.; б) финансированием той или иной отрасли, программы, проекта; в) осуществлением (или неосуществлением) практических мероприятий. Наиболее успешно осуществляется законодательная функция.

Процесс финансирования здравоохранения в целом, и отдельных программ в частности, нестабильный. Мероприятия, осуществляемые органами власти различных уровней, обычно имеют позитивную направленность и свидетельствуют о большой работе, ведущейся в сфере здоровья. Но нет в этом перечне действий, направленных на коренное изменение отношения человека к своему здоровью, что необходимо в новых социально-экономических условиях, когда даже без помощи средств массовой информации и школьного образования для индивида все очевиднее становится необходимость самому заботиться о собственном здоровье, но как это сделать – он пока не знает.

В рассмотренных статьях отмечается, что роль индивида формируется в соответствии с системой ценностей его референтной группы Для подростков, например, значимо  утверждение «Наркотики –это круто, а здоровый образ  жизни - несовременно и скучно». Ни школа, ни родители, ни врачи, ни СМИ всерьез не работают над изменением данной установки у подростка.

Во всех публикациях индивид не является субъектом, создающим свое здоровье. Он лишь объект воздействия.

Содержательный анализ газетных публикаций позволяет сделать вывод, что проблемы общественного здоровья не являются приоритетными для всех рассмотренных нами газет. Обращение к теме общественного здоровья имеет чаще деструктивный характер и связано с обилием негативной информации о здоровье населения.

Пресса как отражение реальности достаточно достоверна и еще раз подтвердила концепцию ненужности здорового человека нашему больному обществу

 



[1] Оберг Л. Л., Шишко О.А., Пирожников В.А. Изучение отношения населения к санитарному просвещению // Здравоохранение Российской Федерации. 1983. № 8. С. 17–20; Cockerham W. Health Lifestyles in Russia // Social Science and Medicine 2000, Vol. 51.

[2] Вишневский А.А. Реклама курения в средствах массовой информации // Профилактика и лечение табачной зависимости – состояние и перспективы развития. Материалы докладов IV Московской научно-практической конференции. М., 2004. С. 50–53.

[3] К здоровой России. Политика укрепления здоровья и  профилактика заболеваний  М.1994. С. 45.

[4] Филатов В.Б. Роль политических факторов в развитии системы здравоохранения в России // Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири. Новосибирск, 2002. С. 62.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 25.05.07 Уважаемая Ирина Владимировна! (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия