Эксоцман
на главную поиск contacts


Уважаемый Филипп Петрович. Спасибо за вопрос.

О.А.Шаповалова

Хотелось бы отметить, что в настоящее время существует множество методик оценки эффективности влияния средств массовой информации на общество. Если понимать эффективность, как степень воздействия на общественное сознание, формирование убеждений.


Так, одной из наиболее эффективных моделей для описания непосредственного воздействия СМИ на индивидуальных потребителей, можно считать психологическую модель Комстока. Уже в 1978 году Г. Комсток совместно со своим научным коллективом использовал данную модель для описания определенных ментальных процессов, имеющих место при просмотре телепередач. Модель показывает, что поведение персонажей телепередач может оказывать воздействие на поведение зрителя. Индивид обучается поведению, которое он видит на экране, и может перенимать его.


Модель когнитивной обработки Торсона также позволяет изучать индивидуальное психологическое воздействие СМИ. В фокусе внимания автора модели – действия, обеспечивающие обработку информации телевизионных рекламных роликов. Модель учитывает заинтересованность и внимание зрителя по отношению к рекламному сообщению, особенности его памяти и даже языковые способности, как факторы, определяющие потенциальное воздействие сообщений.


Модель медиазависимости, разработанная М.Л. Де Флером и С. Болл-Рокешем, определяет степень воздействия СМИ на социальном уровне. Модель предполагает, что в современном обществе зависимость индивида от СМИ, как источника новостей и информации, непрерывно возрастает. Уровень зависимости индивида от СМИ и интенсивность воздействия тесно связаны со стабильностью или нестабильностью общества и степенью социальной важности, которая придается СМИ как источнику информации.


Многие методы исследований, которыми оперирует современная социологическая наука, также весьма результативны применительно к исследованиям воздействия СМИ. В первую очередь это опросы и контент-анализ.


Однако, несмотря на существующие методики, оценить эффективность воздействия СМИ на общество с высокой степенью достоверности не представляется возможным, в связи со сложностью самого процесса взаимодействия коммуникатора и коммуниканта, обусловленного влиянием альтернативных факторов.



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 29.05.07 Вопрос об оценке эффективности (Ф.П.Смирнов)
  • 29.05.07 Вопрос Шаповаловой О.А. от Журавлевой И.В. (И.В.Журавлева)
  •  
      Дискуссия