Эксоцман
на главную поиск contacts


О социальной роли пациента в современной системе здравоохранения (некоторые результаты исследований в Санкт-Петербурге)

Н.Л.Русинова

Институциональные преобразования в сфере здравоохранения сопровождаются качественными изменениями во взаимоотношениях между пациентами и институтами медицинской помощи. В новых условиях функционирования системы оказания медицинских услуг, от пациента требуется большая активность во взаимодействии с ней, и те, кто не проявляет этой активности, оказываются в худшем положении.
В условиях жесткого дефицита финансирования отрасли и ее неспособности обеспечить реализацию государственных гарантий по удовлетворению базовых потребностей населения в медицинской помощи, а также плохо регулируемой экспансии «платного» медицинского сектора, использование услуг здравоохранения в существенной степени зависит от платежеспособности человека. В связи с этим, вполне естественно, что основное внимание исследователей направлено на изучение финансовых барьеров к получению медицинской помощи. Вместе с тем, известно, что стратегии использования медицинских услуг не могут объясняться исключительно экономическими соображениями.
Данные, полученные нами при проведении исследований в Санкт-Петербурге на протяжении 1990-х, подтверждают существование ряда отчетливых стратегий поведения горожан во взаимодействии с системой здравоохранения, формирующихся не столько в силу материального положения их семей, сколько под воздействием культурных особенностей.
В качестве оснований для выделения поведенческих стратегий выявлены, в частности, следующие элементы культуры здоровья и социальных ресурсов для ее воплощения в реальном поведении:
- степень осознания личной ответственности за принятие решений, значимых для поддержания здоровья и лечения заболеваний;
- способность к грамотной идентификации проблем со здоровьем;
- информированность об имеющихся возможностях получения квалифицированной медицинской помощи;
- отношение к платным медицинским услугам;
- наличие и степень разветвленности системы неформальных контактов в системе здравоохранения.
Наиболее информативной социально-статусной характеристикой, дифференцирующей стратегии поведения горожан в контактах с системой здравоохранения, по результатам наших исследований, выступает уровень образования.
Высоко образованные группы горожан, так же, как и в советское время, остаются наиболее активными. Они больше знают о системе, а сеть их неформальных социальных взаимосвязей по-прежнему помогает им найти и осуществить доступ к качественной медицинской помощи. В то время как они не избегают платить за медицинское обслуживание, стратегии их поведения в поиске медицинской помощи дают им возможность минимизировать расходы. Они начинают искать помощи профессионалов-медиков на ранних стадиях заболевания, когда стоимость лечения ниже. Их высокий социальный статус и понимание системы наделяет их также и определенными преимуществами во взаимодействии с медицинскими провайдерами, помогая более эффективно использовать услуги, предоставляемые, в том числе, и в рамках «бесплатного» обязательного медицинского страхования.
Менее образованные слои населения предпринимают меньше усилий к тому, чтобы оставаться здоровыми, и склонны к игнорированию тревожных симптомов. Когда же они ищут медицинского внимания, то делают это всегда в рамках привычной старой государственной системы, обращаясь в свою районную поликлинику. Они предполагают, что альтернативные источники слишком для них дороги и сомневаются в своей способности найти «хорошую» медицинскую помощь, оправдывающую расходы. Просчеты в диагностике, унижения и чрезвычайные неудобства, с которыми они сталкиваются, скорее, укрепляют их предрасположенность к тому, чтобы избегать любой медицинской помощи, нежели стимулируют к действиям. Вследствие этого, проблемы со здоровьем могут быть идентифицированы только на поздних стадиях, когда лечение и сложнее, и требует больших затрат.
Особенно поражает то, насколько дистанцируются от системы медицинских услуг мужчины. За редким исключением, мужчины Санкт-Петербурга, независимо от стоимости медицинской помощи, испытывают просто отвращение к тому, чтобы обращаться к врачам. Признание кого-то «больным» может восприниматься как признак физической и/или моральной слабости. Принятие «роли больного» ставит также под сомнение способность человека к выполнению важных ролевых обязанностей. Готовность исходить, прежде всего, из потребностей других людей, а не своих собственных, способность страдать, не жалуясь - это те культурные особенности, которые по-прежнему высоко оцениваются в обществе. Энергичные усилия высокообразованных женщин по поиску медицинской помощи для членов своей семьи делают более вероятным то, что и мужчины в этой страте своевременно получат хорошую медицинскую помощь. Мужчинам же из слоев не интеллигенции слишком часто удается оставаться вдалеке от медицинской системы - возможно, до того самого момента, когда они умирают «здоровыми».
В целом, стратегии, реализуемые высокообразованными людьми, свидетельствуют о более выраженном социально-культурном ресурсе адаптации к изменяющейся ситуации в здравоохранении, что наделяет их, в конечном счете, предпочтительными шансами в получении медицинских услуг.
Это индивиды, находящиеся на более низких уровнях городской социальной структуры, кто несет на себе основное бремя несовершенства медицинской системы. В конечном итоге, избегание ими помощи и пассивность во взаимодействии с медицинскими институтами почти наверняка увеличивают не только медицинские расходы, но и подвергают их повышенным рискам постоянного ограничения дееспособности и преждевременной смерти.

Русинова Н.Л.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 1.06.07 О социальной роли пациента в современной системе здравоохранения (некоторые результаты исследований в Санкт-Петербурге) (Н.Л.Русинова)
  •  
      Дискуссия