Эксоцман
на главную поиск contacts

Институт семьи как субъект первичной социализации пациента

С.А.Ефименко, К.В.Пушкарева
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Семья – самый распространенный вид социальной организации и вместе с тем самый фундаментальный институт общества [4]; это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов [5]. Социализация (передача культурного наследия новым поколениям) - важнейшая функция семьи.

Семья – самый распространенный вид социальной организации и вместе с тем самый фундаментальный институт общества [4]; это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов [5].

Социализация (передача культурного наследия новым поколениям) - важнейшая функция семьи. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими социальными институтами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Здесь наследуется и формируется образ жизни новых поколений, закрепляются те или иные привычки относительно ухода за детьми и отношения к собственному здоровью.

В семье закладываются генетические, биологические и социальные основы здоровья личности. Благодаря семейному воспитанию у человека формируются привычки и навыки бережного отношения к собственному здоровью и забота о самочувствии окружающих людей. Занимается человек спортом и физкультурой или нет, ведет активный, подвижный образ жизни или все свободное время проводит около телевизора, считается ли с состоянием здоровья других людей или никогда не задумывается над этим – все это начинается обычно с семьи [3].

Социализационные функции семьи в формировании отношения к здоровью очень важны: привить навыки заботы о здоровье, правильно организовать режим труда и отдыха, обеспечить качественным питанием, своевременно обратиться к врачу в случае болезни, позаботиться о гармоничном физическом и психическом развитии ребенка, передать ему определенный набор сведений о своем организме, о вредных для здоровья привычках, о перенесенных заболеваниях, сведения об основных элементах гигиенической культуры, привить навыки оказания первой помощи и самолечения, то есть обеспечить определенный уровень грамотности в вопросах здоровья. Считается, что эти данные доступны и понятны взрослым людям с любыми социально-демографическими характеристиками. Однако, две трети взрослого городского населения не знают, какие лекарства им противопоказаны, более половины не помнят о перенесенных инфекционных заболеваниях, треть – не знает свое верхнее и нижнее давление, четверти – не известна собственная группа крови. Трудно винить семью в отсутствии подобных сведений, это – показатель общей низкой культуры, в том числе гигиенической. Следствием ее является также курение и неумеренное употребление алкоголя родителями, подающими пример своим детям.

В условиях низкой санитарно-гигиенической культуры населения дети в семьях не получают необходимых навыков по заботе о здоровье, родители не формируют у детей чувства ответственности за свое здоровье, не ведут профилактику травматизма, несчастных случаев, не обучают закаливающим процедурам и т.п. Значительная часть родителей не осознает важности собственного оздоровительного поведения как образца для подражания [1].

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что современные родители не способны нести ответственность за здоровье своих детей, семья слабо выполняет функцию подготовки детей к жизни, обеспечения им необходимого уровня здоровья. Причем семья не делает этого, прежде всего, из-за собственной неготовности к данной деятельности. Разрушаются нравственные устои семьи, снижается ее значимость в формировании позитивных типов самосохранительного поведения [1].

Российская семья переживает сложный, кризисный период развития. Число разводов по стране приближается к числу браков. Каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. В последние годы семья как основа жизнеобеспечения детей быстро изменяет свою стратегию в соответствии с социально-экономическими изменениями. Семью больше всего волнуют вопросы выживания, улучшения материального положения, что сокращает ее возможности в выполнении воспитательной и оздоровительной функции. Большинство семей не обладает достаточными духовными, экономическими и информационными ресурсами для обеспечения нормальной жизнедеятельности и развития каждого члена семьи, и в особенности ребенка. В стране сформировались многочисленные семьи социального риска, контингенты «детей улиц», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве мер по «спасению» семьи и усилению ее роли в формировании здоровья можно предложить: во-первых, повышение образовательного уровня реальных и потенциальных родителей; во-вторых, проведение широкой просветительской работы, ориентированной на здоровье семьи, посредством различных средств массовой информации; в-третьих, изучение и предупреждение наследственных заболеваний путем составления генеалогического дерева семьи в его генетическом аспекте; в-четвертых, создание банка данных о здоровье каждой семьи [1].

            Кроме того, необходимо привести в соответствие с потребностями укрепления здоровья детей законодательные акты в области правовой и социальной защиты детей. Предусмотреть в законодательном порядке повышение ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за обеспечение физического, психического, морального и духовного здоровья детей, за надлежащее исполнение ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей [2].

 

Список литературы

 

  1. Журавлева И. В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен, диссертация. – М.: Институт социологии РАН, 2005. – 433 с.
  2. Информированность о здоровье – основа здорового образа жизни, монография по материалам исследования в десяти крупных городах Российской Федерации / В. Р. Кучма, И. А. Демина, А. К. Демин. – М.: ММА им. Сеченова, Российская ассоциация общественного здоровья, 2003 с.
  3. Николаев М. Н. Вечная ценность семьи. – М.: Антиква, 2006. – 184 с.
  4. Решетников А. В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. – М.: Медицина, 2002. – 976 с.
  5. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 28.05.07 Уважаемые коллеги! (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия