Эксоцман
на главную поиск contacts

Социологическое осмысление интерактивного аспекта общения в медицине

С.А.Ефименко
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных социологов и психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Понятие «общение» разрабатывалось многими исследователями: философами, социологами, психологами, педагогами и имеет разнообразные трактовки.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных социологов и психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

Понятие «общение» разрабатывалось многими исследователями: философами, социологами, психологами, педагогами и имеет разнообразные трактовки. В широком смысле «общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом действиями, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» [1; 180].

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. В типичной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей [1; 180].

Значение психотерапевтического воздействия общения хорошо известно. Иногда его ценность превосходит все другие методы лечения. Поэтому общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности медицинского работника. Навыки общения необходимы ему для наиболее продуктивного взаимодействия с пациентом, его семьей, коллегами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования – у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование [2; 38].

Для того чтобы процесс взаимодействия пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать его социально-психологические и медико-социологические основы.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия (взаимного действия). Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. При этом действия индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Несмотря на то, что общение рассматривается в психологии как вид деятельности, вполне допустимо выделить его особо. Общение всегда сопровождает деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может наоборот прервать ее [1; 215].

Интеракционизм представляет собой одну из наиболее актуальных и существенных медико-социологических попыток изучения действий индивида, связанных со здоровьем и работой на благо здоровья. При этом концептуальные основы интеракционизма сформулированы в противовес традиции научного позитивизма. Интеракционистсткий подход уделяет основное внимание индивидам как «действующим лицам», представляющим себя в социальных ролях и переговорах и справляющихся с ними самостоятельно. Этот подход ставит своей задачей определить, каким образом люди воспринимают и интерпретируют различные социальные ситуации [3; 299].

Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий как функциональных единиц. При всем разнообразии они складываются в систему поведения, наиболее характерную для данного субъекта. Для описания типов поведения, была предпринята попытка, определить основные показатели его специфики с учетом характера взаимодействия в процессе общения субъектов. Было выделено два таких показателя: внимание человека к интересам других людей и внимание человека к своим собственным интересам [1; 219].

По соотношению направленности на себя и на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека. Обычно выделяют пять основных стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание.

В рамках современной психологии активно рассматривается вопрос об ассертивном поведении и ассертивности личности – особой интегральной характеристике человека, проявляющейся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия [1; 223]. Ассертивность характеризует личность зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего желает и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям. Ассертивность предполагает умение субъекта защищать свои интересы и отстаивать свои права, не ущемляя прав других [1; 223].

Взаимодействие в системе врач–пациент, должно отвечать одному из основных принципов ассертивности, который предполагает очень внимательное отношение субъекта взаимодействия к себе и партнеру и должно подчеркивать чувство собственного достоинства субъектов общения.

Без сомнения, взаимодействие врача и пациента многогранно. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Пациент и врач – равноправные участники лечебно-диагностического процесса. От профессионального уровня врача, от информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознано принятых пациентом решений зависит успех лечения и, в конечном счете, жизнь пациента.

 

Список литературы

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2001. – 264 с.
  2. Ефименко С.А. Социальный портрет современного врача-терапевта / Под. Ред. Академика РАМН, профессора А.В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.
  3. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. – М.: Медицина, 2002. – 1048 с.
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия