Эксоцман
на главную поиск contacts

Некоторые актуальные проблемы фармации как важнейшего звена системы здравоохранения

И.Б.Рязанцева
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


В докладе представлена одна из наиболее актуальных проблем отечественного здравоохранения: выявление факторов фальсификации лекарственных средств. Проблема сохранения здоровья основана в значительной степени на системе лекарственного обеспечения. Тенденция роста фальсификации лекарственных средств в современной России представляет реальную угрозу экономической и социальной безопасности страны и наносит ущерб здоровью граждан. Рассмотренные фундаментальные детерминанты криминализации сферы оборота лекарственных средств, обусловленные спецификой объективных закономерностей фармрынка, усугубляются его особенностями в современной России (конкретными детерминантами), анализу которых (в случае заинтересованности аудитории) будет посвящен следующий доклад.

Фактор здоровья, являющийся приоритетной социальной ценностью и важнейшим экономическим ресурсом общества, выступает в современном мире индикатором прогресса социально-экономического развития, в котором синтезируются достигнутый уровень качества жизни людей и экономического благополучия страны. Проблема сохранения здоровья, основанная в значительной степени на системе лекарственного обеспечения, занимает особое место в глобальных вопросах национальной безопасности государства.

Становление рыночных отношений в российском обществе привело к существенным изменениям объективных закономерностей функционирования такой традиционно нерыночной отрасли, как здравоохранение, в том числе одного из важнейших его звеньев - фармации.

Фармация - весьма специфическая сфера хозяйствования, включающая производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения, оптовую и розничную торговлю, специализированное хранение и распределение (дистрибуцию). Эта отрасль в развитых странах выступает как особый сегмент рынка, регулируемый государственными и муниципальными органами власти, а также контролируемый страховой медициной. В последние годы фармация начинает интегрироваться со сферой медицинских услуг.

Основной миссией фармацевтического рынка является обеспечение конечного потребителя качественными и доступными по цене лекарственными средствами. Именно на данном рынке реализуются цели и задачи социальной политики государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье.

В России ранее существовавшая жестко централизованная система государственного обеспечения населения лекарственными средствами (далее - ЛС) полностью разрушена, а сформировавшиеся на сегодняшний день организационно-экономические отношения в сфере оборота ЛС не способны обеспечить реализацию одного из основополагающих прав человека, гарантированного нормами международного права и Конституцией Российской Федерации - права на здоровье. Проводимая "реформа системы лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения не позволила решить проблемы производства отечественных лекарственных препаратов и доступности импортных фармацевтических средств"[1], в результате чего примерно 75% граждан России не получают адекватную лекарственную терапию2, а сфера оборота ЛС все больше привлекает внимание криминальных структур, особенно в части фальсификации ЛС, что противоречит целям социально-экономической безопасности.

Лекарственные средства сегодня подделываются почти во всех странах мира. По данным ВОЗ, в период с 1982 по 1997 г. фальсификация лекарств была выявлена в 28 странах, а за один лишь 1997 г. - в 41 стране3

В России этот вопрос встал наиболее остро с начала 90-х г. XX в., когда одновременно проявились неблагоприятные тенденции в показателях общественного здоровья и на нашем рынке появились фальсифицированные ЛС1. На фоне неблагоприятных тенденций в показателях общественного здоровья криминализация оборота лекарственных средств приобретает все более угрожающий характер, о чем свидетельствует динамика фальсифицированной продукции: 1997 г. – одно наименование, одна серия; 1998 г. – шесть и девять соответственно; 1999 г. – 15 и 29; 2000 г. – 42 и 105; 2001г. – 49 и 101; 2002 г. – 52 и 131. Годовой объем фальсифицированных лекарственных средств на российском рынке рядом экспертов на начало XXI века оценивался в 2,5 млрд. долл. США1

Несмотря на предпринимаемые по борьбе с подделками лекарств меры (в том числе по совершенствованию средств защиты упаковок лекарственных средств) число только выявленных случаев фальсификации лекарств за последние четыре года по данным Минздравсоцразвития РФ выросло в 10 раз2.

Фальсифицированные лекарственные средства представляют реальную угрозу экономической и социальной безопасности страны и наносят ущерб здоровью граждан. Жертвами фальсифицированных лекарств являются пациенты, чье здоровье и даже жизни подвергаются риску1; законные фармацевтические производители, которые несут убытки в результате недополучения прибыли и затрат на программы по борьбе с контрафактной продукцией3, теряют стимулы для разработки новых лекарств и доверие своих потребителей; правительства, которые теряют доходы в виде налогов и пошлин; общество в целом, теряющее ресурсный потенциал здоровья нации.

Негативные явления на фармрынке, в частности оборот фальсифицированных ЛС, представляют собой внешнюю форму сущностных закономерностей, которые выражаются в объективных внутренних свойствах и отношениях, характерных для данного сектора современного потребительского рынка России. Сфера оборота ЛС формируется и развивается в системе рыночных отношений, в которой действуют объективные экономические законы. Очевидно, что выработка эффективной стратегии борьбы с фальсификацией ЛС невозможна без понимания этих закономерностей. Только экономический анализ причин и последствий деятельности субъектов фармрынка позволяет осуществлять фактический контроль и обеспечивать социальную эффективность их функционирования. Недостаточная изученность и недооценка значимости внутренних закономерностей, происходящих в сфере оборота ЛС, порождает лишь несопоставимость, а зачастую и несоответствие декларируемых сверху изменений результатам происходящих на практике реформ.

Множественность и сложность взаимовлияния факторов, способствующих криминализации рынка ЛС, предполагает необходимость их классификации. Мы подразделяем их на фундаментальные (объективные закономерности, характеризующие сущность рынка лекарственных средств) и конкретные (особенности современного рынка лекарственных средств в России).

В рамках настоящего анализа рассматриваются фундаментальные детерминанты фальсификации лекарственных средств.

Как целостная социальная система, оборот ЛС представляет собой единство двух противоположных начал. С одной стороны, это сектор потребительского рынка, функционирование и развитие которого определяются объективными рыночными законами и механизмами. С другой стороны, это одна из сфер социальной по своей сути отрасли – здравоохранения, которое имеет особый статус среди других сфер экономики, поскольку определяет взаимосвязь между «здоровой экономикой» и здоровьем людей в системе социально-экономической безопасности страны. В рамках смешанной экономики, характерной для современного социально-экономического пространства, эти противоположности не являются антагонистическими. Эффективность же функционирования данного сектора определяется прежде всего нахождением оптимальных способов сочетания спонтанного (рыночного) и иерархического (государственного) механизмов координации интересов и решений субъектов фармрынка в целях реализации социальной политики государства по обеспечению населения качественными ЛС и обеспечениию национальной безопасности.

В силу указанных обстоятельств в условиях рынка сущность экономических отношений в системе здравоохранения как органического звена социальной сферы и, следовательно, в сфере оборота лекарственных средств может быть рассмотрена с позиции теории общественных благ и ограниченности действия чистого рыночного механизма. Отличительными характеристиками общественных благ являются неделимость, совместный характер потребления, высокая социальная значимость, преобладание общественно-государственной собственности в их производстве и потреблении.

Мировой опыт свидетельствует о невозможности только с помощью рыночных принципов выявить и удовлетворять многие потребности общества.  Многие виды социальных услуг образуют нерыночный сектор экономики, который в западной экономической литературе обычно именуют неприбыльным сектором, имея при этом в виду некоммерческий характер деятельности учреждений социальной сферы[2]. В этой связи экономисты выделяют ряд основных причин недееспособности рынка и, следовательно, объективной необходимости государственного управления в экономике. Изъяны рынка возникают как следствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации[3]. Преломляя вышеизложенное на фармацию как социально значимую сферу, можно выделить ее специфические особенности, которые объективно ограничивают действие рыночного механизма.

1. В отличие от других товаров и услуг оказание медикаментозной помощи гораздо больше требует личных контактов врача и фармацевта, с одной стороны, и потребителя - с другой. "Предоставление этой помощи характеризуется высокой степенью индивидуальности и нестандартности врачебно-фармацевтического подхода к потребителю"[4]. Типичное же для рынка посредничество в такой ситуации зачастую негативно влияет на лечебный процесс.

2. Рынок не способен с помощью ценового механизма оценить внешний конечный эффект деятельности людей, включая отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Внешний конечный эффект заключается в обеспечении социально-экономической безопасности, поддержании экономического равновесия, сохранении эстетических ценностей, улучшении физического здоровья, сокращении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни, росте творческого потенциала личности, уровня ее гражданственности и нравственной культуры и т. д. Эти виды внешнего эффекта не поддаются непосредственному денежному выражению.

Кроме того, внешний эффект включает сопутствующие социальные и социально-экономические результаты труда за его пределами и специфику его влияния на другие отрасли. Так, сопутствующий эффект функционирования сферы оборота лекарственных средств включает снижение заболеваемости, продление периода жизнедеятельности людей, рост производства за счет сокращения времени болезни и т.п.

Многоаспектный характер внешнего эффекта, долгосрочность его воздействия и отсутствие у него четких контуров влияния делают практически невозможным применение в чистом виде основополагающего принципа рыночного хозяйствования, предусматривающего, как известно, прямое сопоставление "затраты - прибыль".

Платность в сфере общественных благ ограничивает их потребление размерами платежеспособного спроса на них. С точки зрения развития учреждений и организаций, производящих смешанные общественные блага и имеющих возможность функционировать на основе принципа самофинансирования, существует мировая практика наделения их статусом некоммерческих организаций, который исключает возможность максимизации прибыли и предполагает использование получаемой прибыли исключительно на собственное развитие с целью удовлетворить потребности людей в общественных благах.

3. Действие рыночного механизма ограничивается наличием монополий в некоторых сферах экономической деятельности, где естественная монополия обусловлена спецификой производства, особенностью производимого продукта и спецификой потребления. Такой сферой является и фармация. В сфере оборота ЛС значительно сильнее по сравнению с другими отраслями проявляется асимметрия информации, которой обладает производитель и потребитель в отношении потребительских свойств товара. Чрезмерные информация и научная емкость создают серьезные трудности в потребительском выборе ЛС, что не позволяет обеспечить настоящий суверенитет потребителя на фармрынке. В условиях же коммерциализации фармации существует экономическая заинтересованность в закреплении гегемонии и монополии производителя ЛС. Например, широко известно монопольное положение таких ведущих фармацевтических компаний мира, как “Sando”, “Glaxo”, “Bayer” и многих других. В отличие от набора других товаров лекарства характеризуются самым большим разнообразием. В США фармацевтическая промышленность ежегодно выпускает более 30,0 млн. наименований лекарственных препаратов. Без информации со стороны производителей ЛС о новейших медикаментозных средствах становятся беспомощными даже врачи, а тем более пациенты. Таким образом, объективно свободный рынок ЛС в своем развитии ведет к формированию монополий с вытекающими отсюда негативными социальными последствиями. Например, ввиду информационной асимметрии спрос на ЛС может формироваться и искусственно поддерживаться самими продавцами. Для предотвращения развития монопольных тенденций в сфере производства и потребления медицинских услуг требуется государственное вмешательство.

4. Потребность в ЛС является одной из самых насущных потребностей, поскольку она непосредственно связана с самым ценным, что имеет человек - его жизнью. Охрана и укрепление здоровья представляют собой витальную потребность.

Специфика сферы оборота ЛС определяется прежде всего особенностями объекта обмена этого рынка, в качестве которого выступает ЛС. С одной стороны, ЛС - это общественное благо, поскольку оно удовлетворяет важнейшую социальную потребность как отдельной личности, так и общества в целом. С другой стороны, ЛС являются частным "товаром", так как, несмотря на высокую социальную значимость, не всегда отвечают принципу неисключаемости из потребления. В этой связи государство должно воздержаться как от развития сферы оборота ЛС на чисто рыночной основе, так и от полной ее зависимости от государственного воздействия.

Как и всякий товар, ЛС обладает свойствами полезности, редкости и ресурсоемкости. Принимая во внимание, что полезность ЛС заключается в способности удовлетворять не только личные, но и социальные потребности, их следует считать частными благами, обладающими особыми достоинствами, потребление которых общество в целом желало бы сделать обязательным для всех потребителей данного блага. Для благ, обладающих особыми достоинствами, характерны значительные позитивные экстерналии, что обусловливает особенности поведения субъектов, вступающих во взаимодействие по поводу производства, распределения и потребления данных благ. Позитивные экстерналии ЛС, определяющие особые их достоинства, заключаются в том, что они относятся к категории жизненно важных товаров, без которых некоторые слои населения не могут жить. Кроме того, обеспеченность ЛС является одной из важнейших составляющих здоровья населения, выступающего, в свою очередь, индикатором прогресса социально-экономического развития, в котором синтезируются достигнутый уровень качества жизни людей и экономического благополучия страны.

5. Высокая социальная приоритетность ЛС предопределяет особенности формирования спроса и предложения на них. Предложение ЛС отличается от предложения других экономических благ тем, что оно требует соблюдения определенных морально-этических норм. Основными потребителями на рынке ЛС являются государство и население. При этом государство, во-первых, устанавливает правила игры, во-вторых, является крупнейшим покупателем, а население как совокупность потребителей, характеризуется определенной демографической структурой, интенсивностью и типологией заболеваемости, определяет объективную потребность в ЛС, а также предопределяет структуру и объем всего фармацевтического рынка. По сути, государство и население формируют спрос на определенный ассортимент лекарств, удовлетворение которого и является воплощением коммерческой и социальной целей существования субъектов предложения данного рынка (производителя, поставщика, аптеки).

Особенность же формирования спроса состоит в сочетании высокой социальной значимости с низкой эластичностью спроса на лекарства, поскольку снижение или рост цен в данном случае не ведет к существенному росту или снижению спроса. Более того, в условиях монопольного рынка ЛС возникает стремление устанавливать максимально возможные цены с ориентацией на всю доходную часть семейного потребительского бюджета.

6. Редкость всякого товара обусловлена объективной редкостью экономических ресурсов, которая является относительной и означает, что ресурсы ограничены лишь по отношению к совокупности человеческих потребностей. Степень же насыщения отдельной потребности зависит от ее "ранга" в ряду всего многообразия потребностей. Как известно, потребность в здоровье является одной из основных как для биологического, так и для социального индивида. Высокая насущность потребности в ЛС практически исключает заменяемость данных расходов семейного потребительского бюджета на расходы, связанные с удовлетворением других потребностей, поскольку избирательность и селективность спроса на ЛС крайне ограничены. Более того, в связи с неопределенностью возникновения потребности в ЛС, а также с недостаточной предсказуемостью эффекта от их потребления в сознании людей утвердилось понимание необходимости и первоочередности расходования средств на охрану и укрепление здоровья (особенно в период болезни) за счет экономии на других статьях потребительского бюджета. В результате на фармрынке утвердился стереотип потребительского поведения, который характеризуется тенденцией приобретения лекарств про запас, а также неоправданно большими размерами их потребления. На товарном рынке такая ситуация имеет место, как известно, лишь при его разбалансированности.

Конечный эффект полезности ЛС является кумулятивным и синергетическим. Он зависит не только от потребительной стоимости лекарства, но и от трудовых усилий медицинского персонала, а также от целого комплекса факторов - индивидуальных особенностей организма, образа жизни, питания, состояния окружающей среды, условий труда, жилищной обеспеченности и др.

7. Наукоемкость, длительный цикл разработки, необходимость наличия опытно-экспериментальных баз значительно увеличивают ресурсоемкость новых оригинальных ЛС, что является одной из важнейших причин высокого уровня цен на них. Создание оригинального лекарства требует затрат до 500 млн. дол. Такие издержки способны осуществлять лишь крупнейшие компании, доля затрат которых на НИОКР достигает 25% от объема продаж. В России доля затрат на НИОКР составляет максимум 1,5%. С другой стороны, система лекарственного обеспечения должна быть доступной для большинства населения, в том числе для пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан. Этим вызвана необходимость государственного регулирования цен на ЛС.

8. Конечный эффект функционирования здравоохранения во многом зависит от эффективности функционирования сферы оборота ЛС и имеет ярко выраженный социальный характер. Но социальная результативность не поддается точной количественной оценке и, прежде всего, стоимостному измерению. Поэтому "государственное вмешательство оправдывается тем, что процесс рыночного регулирования может не соответствовать этическим нормам общественной жизни (например, социальной справедливости)"[5], что в полной мере относится к сфере оборота ЛС. Вместе с тем рыночные отношения в сфере оборота ЛС необходимы с точки зрения усиления принципа суверенности потребителя и эффекта конкуренции по отношению к государственному сектору. В целом частный и государственный сектора фармрынка компенсируют недостатки друг друга, увеличивая тем самым потенциал его интегрированного социально-экономического эффекта.

Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые считают, что в здравоохранении, в том числе и в сфере оборота ЛС, наиболее приемлемым является применение принципов нормативной экономики в сочетании с элементами рыночного хозяйствования. По данным исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 168 странах мира, свободного рынка по реализации ЛС нет ни в одной стране. Имеет место формирование смешанных и комбинированных рынков. Поэтому в каждой стране существует в той или иной степени государственное регулирование обеспечения населения ЛС.

9. Коммерческая, социальная и наукоемкая составляющие фармацевтического рынка определяют его огромную привлекательность и дальнейший расцвет. Отсутствие же эффективной системы, регламентирующей весь комплекс вопросов, связанных с оборотом ЛС, делают его еще более привлекательным для криминальных структур, главными мотивами которых являются исключительно экономические, а не социально-этические нормы.

Формирование особого механизма хозяйствования фармрынка предопределяется наличием дихотомии двух начал: экономической эффективности и социальной справедливости. Данный процесс значительно усложняется в связи с растущей фальсификацией ЛС. Роль государственного регулирования заключается в создании максимально благоприятных условий для производства ЛС и обеспечения потребностей населения посредством формирования благоприятной среды и перераспределения ресурсов. К основным факторам, оказывающим определяющее значение на создание благоприятных условий для функционирования субъектов фармрынка, относятся конкуренция и правовая среда. Конкуренция, являясь механизмом регулирования рынка, заставляет товаропроизводителей оптимально использовать ресурсы и предоставлять потребителю качественные и доступные товары. Эффективно действующее законодательство увеличивает издержки субъектов противоправного предложения товаров, тем самым, снижая выгоду от теневого оборота производимой продукции и повышая социальную эффективность деятельности субъектов сферы оборота лекарственных средств.

Рассмотренные выше фундаментальные детерминанты криминализации сферы оборота лекарственных средств, обусловленные спецификой объективных закономерностей фармрынка, усугубляются его особенностями в современной России (конкретными детерминантами), анализу которых будет посвящена следующая статья.[6]


 



[1] О мероприятиях по повышению эффективности деятельности здравоохранения в Московской области и реализации Концепции развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года: Постановление Правительства Московской области от 17 августа 1998 г. № 76/25.

2Медицинская газета. 2002. № 81. С.4.

3См.: Шиманская А. Лекарственный терроризм // Аргументы и факты.2002.№39.

 1Астахова А.В., Лепахин В.К. Проблемы безопасности лекарственных веществ в России // Фармацевтический мир. 1997. № 2. С.1-12.

2См.: Ишкова М. Поддельный левомицетин делают из мела и глюкозы // http://www.annews.ru. 2005.26 сент

3По данным Всемирной организации здравоохранения, в 1990 г. в Нигерии умерло 109 детей, в 1992 г. в Бангладеш - 223 ребенка, в 1992 г. в Аргентине - 23 пациента, в 1995 г. в Нигерии - 2500 смертей наступило из-за фальсифицированной вакцинации от менингита, в 1996 г. в Гаити 89 детей умерло в результате приема поддельного сиропа от кашля.

[2] Юрьева Т. Неприбыльный сектор в рыночном хозяйстве // РЭЖ. 1994. № 1. С. 63-68.

[3] Якобсон Л.И. указ соч. С.13; Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М., 2001. С.432.

[4] Рейхарт Д.В., Сухинина В.А., Шиленко Ю.В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы. - М., 1995. С.11. 

[5] Алле М. Условия эффективности в экономике / Пер. с фр. – М., 1998 С.76.

 

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия