Эксоцман
на главную поиск contacts

Экономические криминогенные факторы современного рынка лекарственных средств

И.Б.Рязанцева
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Привлекательность фармрынка для криминального бизнеса обусловлена как спецификой его объективных закономерностей (фундаментальными детерминантами), так и особенностями современного рынка лекарственных средств в России (конкретными детерминантами). В предлагаемом докладе анализируются конкретные детерминанты фальсификации лекарственных средств в современной России

Фармацевтический рынок стал одним из наиболее успешно развивающихся в новых условиях секторов экономики. Большинство других макроэкономических показателей современной России до сих пор уступают советскому уровню. Кризис 1998 г., ставший серьезным испытанием для всей экономики России, фармацевтический рынок стал преодолевать уже во второй половине 1999 г. В последующие годы наблюдался его устойчивый рост. По прогнозам экспертов, российский фармацевтический рынок и далее будет расти на 10% в год.

С точки зрения прибыльности лекарственный рынок стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков1. Его объем в настоящее время составляет 300 млрд. дол., а к 2005 г. достигнет 350 млрд2. Рост объемов фармацевтического рынка после кризиса 1998 г. сопровождался увеличением количества поддельных медикаментов в России. По подсчетам импортеров, только зарубежных препаратов подделывается на 10 млн. дол. в год.

Разгосударствление и приватизация в исследуемой сфере привели к появлению большого количества частных субъектов российского фармацевтического рынка.

Увеличение числа частных компаний привело к расширению ассортимента лекарственных средств и обострению конкуренции между ее поставщиками, которая ведется зачастую недобросовестными методами.

В настоящее время на предприятиях отрасли производится 2500 лекарственных средств. В структуре производства наибольший удельный вес составляют четыре группы препаратов: антибиотики, препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, болеутоляющие, жаропонижающие и противовоспалительные средства, витаминные препараты. С изобилием лекарственных средств появляется угроза злоупотребления ими и, как следствие этого - заполнение рынка фальсифицированной продукцией. По мнению начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Службы криминальной милиции МВД России А.Орлова (2002г.) 2, постоянное увеличение реестра лекарственных средств, состоящего из более, чем 14 тыс. наименований, является одной из основных причин, способствующих росту производства и реализации поддельных лекарств в России. Ситуация осложняется тем, что врачи и представители розничной торговли медикаментами сталкиваются с проблемой дублирования марок лекарственных препаратов, что приводит их в замешательство. Недостаток информации о сравнительных преимуществах и недостатках новых препаратов еще больше снижает возможность их профессиональной помощи пациенту. В результате потребители все чаще становятся жертвами производителей фальсифицированных лекарств.

Главными структурными параметрами, характеризующими ассортимент лекарств на современном российском фармацевтическом рынке, являются:

- ЛС отечественного и импортного производства;

- рецептурные и безрецептурные препараты;

- ЛС больничного и аптечного отпуска.

В дореформенный период соотношение между российскими и импортными препаратами на рынке составляло 55% : 45% в пользу отечественных. В первые годы реформ, в связи с либерализацией импорта и одновременным нарастанием хозяйственных трудностей у российских производителей, доля иностранных ЛС быстро нарастала. Своего максимума она достигла в 1994 г. - 64%. Девальвация рубля, казалось бы, изменила тенденцию, но не надолго. Если в 1995-1996 гг. соотношение между отечественными и импортными препаратами было примерно равным, то в настоящее время отечественная промышленность обеспечивает потребность населения в ЛС всего на 30%, а остальная продукция закупается в США, Восточной Европе, Индии, Турции, Китае. При этом само понятие "отечественный препарат" весьма относительно, так как лишь 10% российских препаратов производятся из отечественных субстанций.

Не менее существенные изменения произошли в соотношении рецептурных и безрецептурных препаратов. В советский период официальная медицинская идеология негативно относилась к самолечению, что, по крайней мере до 60-70-х г., было вполне разумным: в огромной медицински неграмотной стране непрофессиональное использование лекарств могло вызвать неисчислимые бедствия. В связи с этим безрецептурный сегмент традиционно искусственно ограничивался. Однако в дальнейшем эта политика пришла в противоречие как с возросшей образованностью (в том числе и медицинской) населения, так и с общемировыми тенденциями роста безрецептурного сегмента фармацевтического рынка.

Только за 1996-1999 гг. доля лекарств безрецептурного отпуска в России выросла с 50 до 63%, что значительно превышает этот показатель в других странах.

Особенностью российского рынка является и то, что реально без рецепта в аптеке по просьбе покупателя отпускаются почти все препараты, кроме наркотических, психотропных и очень ограниченного круга иных лекарств. Поэтому реальная доля рынка, работающего в безрецептурном режиме, вероятно, приближается к 80%.

Эту ситуацию вряд ли можно назвать удовлетворительной. Знания абсолютного большинства российских пациентов явно недостаточны, чтобы квалифицированно назначить себе и верно применять лекарства, а тем более, чтобы определить их качество. Последствием описываемой структуры рынка явилось создание благоприятных условий для ведения нечестной конкуренции, забвения этических норм медицины. Многие фирмы буквально навязывают больным лекарства, как будто это обычные потребительские товары.

Негативные тенденции, способствующие росту фальсификации ЛС, проявились и соотношении больничных и аптечных продаж. Если в 1996 г. больницы занимали еще значительную часть рынка (40%), то в 1999 г. их доля сократилась до 28%. Снижение больничного спроса на ЛС вызвано в первую очередь уменьшением объемов финансирования отечественного здравоохранения.

Как известно, реальное функционирование рынка определяется его моделью. По степени развитости конкуренции различают четыре основных типа рынка: рынок совершенной конкуренции и три формы несовершенного рынка - монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Российский фармацевтический рынок тяготеет к олигополистическому. Основными чертами олигополии являются: однородная или дифференцированная продукция, малочисленные и крупные по размеру фирмы, значительные барьеры для "входа" на рынок, несовершенная информация.

По отношению к российскому рынку рассматриваемые факторы можно охарактеризовать следующим образом.

На российском фармацевтическом рынке в настоящее время действуют более 700 предприятий, имеющих лицензию на производство лекарственных средств, 85% из них являются акционерными обществами. При этом на долю лишь 50 ведущих компаний приходится более 95% выпускаемых лекарств.

Анализ данных Минздрава РФ показал, что продукция всех российских фармлидеров периодически изымается из аптечной сети по причине ее фальсификации; контрафактную продукцию поставляют и иностранные производители, среди которых "Aventis", "Berlin-Chemle", "KRKA", "Novartis", "Dr Reddy s", "Egis", "Pliva" и др.

В целом структура отечественных и импортных фальсифицированных лекарств на российском рынке может быть представлена следующим образом: 67% - отечественные, 31% - зарубежные, 2% - СНГ.

Разделить производителей по группам, взяв за критерий тип выпускаемых лекарств, невозможно. Фармкомпании изготавливают лекарства не менее 200 фармакологических групп. Предпочтения отдаются сердечно-сосудистым, противоопухолевым, противодиабетическим и препаратам, действующим на центральную нервную систему, т.е. лекарствам, лечащим наиболее распространенные в настоящее время болезни.

Вместе с тем объединяющим признаком всех препаратов, выпускающихся 50 ведущими компаниями отрасли, является то, что они - дженерики, причем устаревшие, т.е. копии препаратов, изобретенных десятки лет назад. Исключение вновь составляют "Акрихин" и "Ай Си Эн Фармсьютикалс", которые выпускают новые дженерики. Большинство из остальных 650 российских компаний занимаются фасовкой и упаковкой дженериков, часть из них (заводы советского периода) продолжают выпускать лекарства, которые они производили еще в плановой экономике: люминал, анальгин, цитрамон и др., пользующиеся неизменной популярностью у населения.

Лишь считанные единицы новых компаний освоили выпуск оригинальных препаратов, рентабельность которых достигает 500% (причем каждая специализируется, как правило, на одном препарате). Почему же не следуют их примеру другие, прежде всего представленные выше гиганты? Это объясняется тем, что производителю нового лекарства необходимо прежде, чем получить прибыль, потратиться на научные исследования, длительные клинические испытания, на ознакомление с их результатами врачей (для этого зачастую в первое время бесплатно снабжают новинками больницы, проводят медицинские семинары) и т.п.

Таким образом, отечественному производителю выгодней выпускать дженерики, хорошо известные врачам, покупателям, включенные в перечень жизненно важных лекарственных средств.

Кроме российских производителей, российский фармрынок представлен зарубежными компаниями (причем, как было показано ранее, большим сектором - 70%), для которых Россия - ценнейший покупатель оригинальных лекарств и дорогих дженериков, включенных в перечень ЖНВЛС: антибиотиков последних поколений, противораковых болезней, инсулина. Остальные же новинки, "нельготные", продать на российском рынке довольно сложно из-за низкой платежеспособности населения.

Таким образом, фармацевтический рынок в России полностью соответствует определенным ранее признакам олигополистической структуры. Наличие крупных компаний-лидеров является значимым барьером для "входа" на рынок лекарственных средств. Большая часть отечественных производителей не могут составить конкуренцию десятке лидеров, иностранные компании также не являются их конкурентами, поскольку нацелены на разработку и производство новых препаратов. Лишь компании Индии, Китая и бывших социалистических стран, изготавливающие те же устаревшие дженерики и продающие их примерно по той же, что и российские производители, цене, составляют конкуренцию отечественному производителю. На их долю от всего импорта приходится около 15%, лидирует словенская компания "КRКА".

Вместе с тем в настоящее время на российском фармацевтическом рынке функционирует значительное число субъектов, которые участвуют в процессе доведения лекарств до потребителя: 7000 предприятий оптовой торговли, 19 600 аптек, более 50 000 аптечных пунктов, киосков и магазинов, аптечных автофургонов (из них 54,8% не имеют непосредственного отношения к аптекам).

Обилие перекупщиков способствует продаже контрафактной продукции: ведь на каждом этапе возможна замена или "докомплектация" препаратов подделками. Для сравнения: в Германии на рынке лекарств действуют 10 дистрибьюторов, во Франции - 4. Специалисты полагают, что для нашей большой страны оптимальная цифра составляет 200 - 2501.

К отрицательным явлениям относится и электронный фармбизнес. В условиях отсутствия законодательства, регламентирующего данный вид коммерческой деятельности, электронный фармбизнес потенциально ведет к увеличению оборота фальсифицированных ЛС.

Важнейшим методом конкурентной борьбы в России стала реклама лекарственных препаратов. Фармреклама есть в очень многих странах. Но там она носит просветительский характер и осуществлять ее могут лишь специалисты. В России рекламируют все, вплоть до сильнодействующих препаратов. Фармрынок действует по жестким экономическим законам, игнорируя нравственно-этические нормы. Эпидемия гриппа, например, негативна с точки зрения социального эффекта и выгодна с точки зрения экономического. В связи с этим реклама зачастую используется для того, чтобы искусственно увеличить спрос, напугав людей грядущей эпидемией с тотальной смертностью и предложив им "универсальные лекарства" от всех болезней. Отсутствие организационно-правовой базы контроля рекламы лекарственных препаратов позволяет производителям контрафактной продукции беспрепятственно использовать ее для увеличения своей прибыли. При этом очень важно, что производителями данных антиблаг являются предприятия, действующие на вполне законных основаниях и хорошо известные потребителю (например, ЗАО "Брынцалов А").

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что оборот фальсифицированных лекарственных средств - проявление несовершенства модели российского фармацевтического рынка и факторов, характеризующих предложение ЛС. Однако предложение - это лишь одна сторона рынка. Другим важным его компонентом является спрос.

Спрос на ЛС, по мнению экономистов, "формируется в основном врачами, а потребление ЛС обусловлено заболеваемостью людей, что предполагает ограничение емкости рынка численностью больных, применяемыми методиками лечения и покупательной способностью населения"1.

Общая численность населения России, по данным последней переписи, составляет 145,2 млн чел., из них - около 35 млн. пенсионеров и 4,5 млн. инвалидов.

Резкое снижение уровня жизни населения, социально - гарантированной медицинской помощи, нестабильность, повышение психических и эмоциональных нагрузок не могли не отразиться на показателях здоровья населения России. Заболеваемость населения имеет тенденцию к росту по всем классам болезней. Произошло дальнейшее ухудшение эпидемиологической обстановки по туберкулезу. Каждый пятый житель России заболевает в течение жизни одной из форм злокачественных опухолей. Грипп, острые респираторно-вирусные инфекции остаются одной из актуальных проблем, наносящих огромный ущерб здоровью населения.

Главной особенностью лекарственного средства является то, что оно удовлетворяет первичную потребность человека - потребность в здоровье. В связи с этим отмечается низкая ценовая эластичность спроса на лекарства. Чтобы снизить или хотя бы смягчить снижение потребления необходимых лекарств, население готово сокращать свои расходы на удовлетворение других потребностей. Однако в условиях низкой платежеспособности и большого количества дженериков, являющихся дешевым заменителем оригинальных препаратов, потребитель склонен приобретать именно дешевые препараты, среди которых чаще встречаются фальсификаты.

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере оборота лекарственных средств, проявляющиеся в асимметрии информации, невозможности обеспечить суверенитет потребителя, ведут к монополии производителя лекарственных средств, который может искусственно формировать спрос. Монополия производителя по отношению к потребителю на российском фармацевтическом рынке усиливается благодаря росту таких тенденций, как использование недобросовестной рекламы лекарственных препаратов; явный недостаток личных контактов врача и фармацевта, с одной стороны, и пациента, с другой; растущая склонность россиян к самолечению. Значительное влияние на развитие этих тенденций оказывают социально-психологические факторы, формируемые в результате отсутствия необходимой информации о контрафактной продукции на фармрынке и низкий уровень культуры здоровья населения России.

Сопоставление рейтинга лекарств на российском рынке с данными Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники об изъятии фальсифицированной (в таблице выделены названия препаратов и производители) продукции свидетельствует, что Но-шпа, Энап, Кавинтон, Эссенциале Н, Фестал, Виагра и др. чаще всего оказываются поддельными. Вместе с тем именно они устойчиво удерживают свои позиции, оставаясь наиболее популярными среди покупателей препаратами. Предлагают эту продукцию зачастую лидирующие отечественные производители и иностранные фирмы-поставщики, о которых речь шла выше. Это доказывает крайне низкую степень информированности населения о состоянии и опасности проблемы фальсификации ЛС, а также о недееспособности существующей системы противодействия обороту контрафактной продукции на российском фармрынке.

Потребители (как промежуточные - врачи, так и конечные - пациенты) мало информированы о проблеме фальсификации лекарств. Многие из них указывают на эпизоды недостаточного терапевтического эффекта при применении известных препаратов, проявления нетипичного действия, увеличения частоты аллергических реакций. Как правило, это связывают с неправильным подбором препарата, дозировки, индивидуальными особенностями организма. При этом гораздо реже задумываются о подлинности препарата, полагая, что приобретение препарата в аптеке гарантирует его качество.

Важнейшим фактором, влияющим на развитие отношений в сфере оборота лекарственных средств, является уровень культуры здоровья. Низкий же его уровень выступает криминогенным фактором, обусловливающим наличие и рост теневого сектора фармрынка.

Факты, подтверждающие, что культура здоровья не является важнейшей ценностью для населения России, выявлены в ходе проведенного нами социологического исследования: отсутствуют знания валиологии; потребители лекарственных средств больше доверяют рекламе и мнению знакомых, чем врачам; считают, что проблема фальсификации лекарственных средств не является первоочередной для системы здравоохранения; зачастую приобретают лекарства в аптечных пунктах; отдают предпочтение дешевым лекарствам; уверены, что борьба с фальсификацией лекарственных средств - дело государственных органов, при этом собственной предусмотрительности при покупке лекарств не придают важного значения. Вместе с тем именно эти факторы позволяют субъектам предложения искусственно формировать спрос на лекарства, которые оказываются фальсифицированными.

Проведенный анализ основных составляющих рынка позволяет сделать вывод, что российский рынок лекарственных средств является "рынком производителя (продавца)". Как известно, на таком рынке реализуются интересы не потребителя, а производителя, цель функционирования которого - извлечение прибыли посредством ценовой конкуренции. Одним из способов ведения ценовой конкуренции является предложение потребителю некачественных товаров по более низкой цене.

Таким образом, криминальный бизнес в условиях российского фармрынка имеет все составляющие для своего процветания.

Рынок всегда стремится регулировать себя сам и при этом находит способы обойти любые административные барьеры, в результате чего государственное регулирование, идущее вразрез с объективными рыночными законами, оказывается неэффективным и способствует лишь ослаблению положительных и усилению отрицательных черт рынка. Ярким подтверждением этого является рост криминального бизнеса, характерный для современного фармацевтического рынка в России.

Выделим основные недостатки в организации управления сферой оборота лекарственных средств, являющиеся факторами организационно-правового характера, которые обусловливают выгодность теневого бизнеса и тем самым препятствуют достижению конечной цели реформирования исследуемого сектора потребительского рынка - обеспечению населения качественными и безопасными лекарственными средствами.

Прежде всего изменился общий подход к роли государства в экономике. На первом этапе реформ оно очень быстро "ушло", а по образному выражению некоторых правоведов, просто "убежало" из экономики1, поскольку "казалось, что для устойчивого экономического роста достаточно лишь экономической свободы, конкуренции, саморегуляции"2. Отрицательные последствия этого, выразившиеся прежде всего в росте теневой экономики, не замедлили сказаться. Справедливости ради следует отметить, что сейчас появилась тенденция к исправлению создавшегося перекоса. В полной мере это относится и к социальной сфере экономики, в частности здравоохранению и обеспечению населения качественными и безопасными ЛС. фальсификаты.

Известно, что организация эффективного управления в качестве непременного условия предполагает наличие соответствующей нормативно-правовой базы, являющейся объективной основой для успешной реализации его функций, главнейшей из которых выступает обеспечение предвидения и принятия решений, препятствующих неблагоприятным для системы явлениям.

В рамках данного доклада приведем лишь выводы, которые можно сделать на основе проведенного нами анализа.

Первый вывод состоит в несоответствии основополагающих законодательных актов реальному экономическому состоянию сферы оборота лекарственных средств. Речь идет не только о несоответствии, но и простом наличии необходимых законов. Декларативность существующих норм совершенно не способствует предполагаемой деятельности государства по обеспечению населения качественными и безопасными лекарственными средствами.

Второй вывод связан с тем, что принятие нормативных актов, регулирующих сферу оборота лекарственных средств, носило фрагментарный характер, в результате чего они не образуют целостной системы.

Третий вывод: властные структуры либо не желают, либо не способны воспользоваться существующей нормативной базой для реализации комплекса практических мер, направленных на нейтрализацию оборота лекарственных средств.

Четвертый, заключительный, вывод состоит в том, что на сегодняшний день рыночный механизм, ориентированный на личную выгоду, является определяющим в обеспечении населения лекарствами, что недопустимо в социально значимых отраслях экономики. В условиях же "рынка производителя", характерного для сферы оборота лекарственных средств в России, и отсутствия целостной системы его организационно-правового регулирования со стороны государства личный интерес удовлетворяет лишь криминальный бизнес.

Данные выводы подтверждаются результатами проведенного нами эмпирического исследования среди сотрудников правоохранительных органов, руководителей здравоохранения и потребителей лекарств, анализ которых предлагается в следующем докладе.

 



1 Данилова А. Русская рулетка, или лекарства по-нашенски // Здоровье. 2001. № 27. С.6-7.

2 Мошечков С. Указ. соч. С.24.

3 Биоинформатика и биотехнологии. 2002. № 12. С.9.

4 Мошечков С. Указ. соч. С.24.

5 Кобзарь Л.В. Особенности развития рынка лекарственных средств в России // Фармация. 1999. № 2. С.9-12.

6 Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник. - М., 1995. С.11.

7 Студеникина М.С. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (Пятые "Лазаревские чтения") // Гос-во и право. 2001. № 12. С.18.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия