Комментарий к докладу:
Реализация права граждан на доступ к информации станет предметом исследования И.Ю.Павлов Доступ к информации в органах государственной власти и местного самоуправления в УкраинеО.В.Монашова"Одна из главных целей любого общества — дать право всем его гражданам на доступ к информации и знаниям и на их использование во исполнение одной из основных гражданских свобод — свободы выражения и свободы участия в культурной жизни и научном прогрессе. Для достижения этой цели государственными органами создается все больше информации, доступ к которой можно осуществлять через Интернет и Всемирную электронную сеть. Некоторая часть этой информации имеет ограничения для публичного доступа и использования населением, т. к. она находится под защитой прав на интеллектуальную собственность, относится к области национальной безопасности или частной жизни граждан, либо считается конфиденциальной по иным причинам…" Одной из таких причин можно назвать несовершенство законов, регулирующих в том числе доступ к информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами. Так, например, в Украине самыми закрытыми государственными структурами согласно результатам исследований оказались Генеральная прокуратура, Служба безопасности, Министерство образования и науки, Министерство культуры и туризма Украины. Самым закрытым органом власти является Генеральная прокуратура Украины, где "практически отсутствует официальное предоставление информации, нет открытого доступа к нормативным актам прокуратуры и зафиксировано больше всего отказов предоставления информации по запросам" Закрытость данного ведомства обеспечена законодательно, в частности, приказом Генпрокурора Украины "Перечень создаваемых в деятельности органов прокуратуры Украины документов, содержащих конфиденциальную информацию, которым предоставляется гриф ограничения доступа "Для служебного пользования" от 28 декабря 2002 года N89. Можно констатировать противоречие этого документа редакции Закона "Об информации", поскольку на основе приказа Генпрокуратура засекречивает информацию о нарушении прав и свобод, результаты специальных проверок и другую общественно-необходимую информацию. Можно также наблюдать тенденцию увеличения количества документов с грифом "совершенно секретно" и в СБУ, увеличивается количество засекреченных документов или судебных процессов, в которых только отдельная часть относится к государственной тайне. К закрытым ведомствам Украины относятся также Министерство образования и Министерство культуры и туризма в связи с тем, что большинство информационных обращений, подаваемых на протяжении двух лет, просто игнорировались. В то же время наиболее открытым органом власти, согласно исследованию, стала Государственная судебная администрации Украины, которая удовлетворила все запросы. Проблемы закрытости и недоступности к информации госорганов связаны как с украинским законодательством, так и с практикой его выполнения. Закон Украины об информации должен включать все аспекты реализации права на доступ к информации. Одной из основных проблем доступа к информации остается отсутствие реестра существующей информации в органах государственной власти и местного самоуправления. И без наличия таких реестров, право на информацию попросту нереализуемо в полном объеме, поскольку граждане не знают, какая информация и в каком органе она находится.
|
|
19 октября