Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06


Доступ к международным правовым актам РФ

Н.Н.Хохлова

В теме "Доступ к правовой и иной государственной информации" хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц к проблема доступа к такому виду правовой информации как международные правовые акты.
На сегодняшний день вопрос с доступом к правовой информации в виде законов и иных правовых актов Российской Федерации, несмотря на те проблемы, с которыми мы до сих пор сталкиваемся, более-менее понятен и решен. Что касается правовой информации в части международных договоров, в которых участвует Российская Федерация или тех международных актов, к которым Российская Федерация присоединилась, то здесь дела обстоят гораздо хуже.

Разделю эту проблему на несколько составляющих:
1)официальная публикация международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

В связи с тем, что наша компания занимается созданием и распространением правовых систем, мы зачастую сталкиваемся с такой ситуацией, когда такие договоры опубликовываются зачастую со значительным опозданием. Например, Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства - участника Содружества Независимых Государств в других государствах Содружества, подписана 16.04.2004, вступила в силу 26.05.2005, а опубликована была и соответственно информация о вступлении данной Конвенции появилась лишь в декабре 2005 года в Бюллетене международных договоров, N 12, декабрь, 2005 год. В данном случае можно говорить о том, что более шести месяцев, после того как Конвенция вступила в силу, она была недоступна широкому кругу лиц.

Приведу еще один пример официального опубликования:
Соглашению между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины (совершено 21.04.2006 года). Временно применятся с даты подписания. Официально опубликовано было лишь в сентябре 2006 года (Бюллетень международных договоров, N 9, сентябрь, 2006 год).
Данное Соглашение напрямую затрагивают права граждан Российской Федерации. Официальное опубликование же такого акта осуществилось спустя 5 месяцев с момента применения Соглашения.

2)информация о вступлении в силу международных договоров Российской Федерации или прекращении их действия.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Как правило, в самом международном договоре не указывается конкретное число, с которого он вступает в силу, а указывается ряд процедур, после осуществления которых, международный акт должен будет вступить в силу. Формулировок о порядке вступления в силу международных договоров в самих текстах международных договоров достаточно много (с даты обмена ратификационными грамотами; с даты сдачи на хранение депозитарию ратификационной грамоты или документа об утверждении, принятии, одобрении; в день обмена идентичными нотами или письмами, либо с даты ответной ноты; с даты последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу).

Как определено Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Министерство иностранных дел Российской Федерации свои официальные сообщения о вступлении в силу международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, должно опубликовывать в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Бюллетене международных договоров» в соответствии с указанным законом. Однако за 2004-2005 год было опубликовано всего 4 официальных сообщения о прекращении действия международных договоров (информация из ИПС «Кодекс»). В том примере, который приводился к первому пункту, информация о вступлении в силу появилась по истечении шести месяцев, после того как Конвенция вступила в силу вместе с текстом самой Конвенции.

Подводя итог сказанному по первым двум пунктам, предлагаю следующее:
-необходимо законодательно определить сроки официального опубликования международных договоров, вступивших в силу для Российской Федерации;
-необходимо законодательно определить перечень информации, которая должна доводиться до всеобщего сведения путем официального опубликования в печатных изданиях или на сайтах соответствующих государственных органов, касающейся процедуры подписания международного договора Российской Федерацией или процедуры присоединения Российской Федерации к международному договору и вступления в силу, а также необходимо определить сроки публикации такой информации.
Перечень сведений может содержать (в зависимости от того, какая процедура присоединения и вступления в силу международного договора предусмотрена):
-порядок вступления в силу;
-перечень стран, подписавших международный договор;
-перечень стран, сдавших уведомление;
-дата вступления в силу для Российской Федерации;
-дата вступления в силу для иных государств, подписавших международный договор.

3)доступ к международным актам ООН.
В свете реформы технического регулирования, проходящей в нашей стране, в октябре 2005 года был принят пока единственный в своем роде технический регламент (Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»). В указанном постановлении Правительства РФ приводится перечень Правил Европейской экономической комиссии ООН, применяемых для целей данного регламента. Но вот вопрос, где же взять (ознакомиться) со всеми теми Правилами ЕЭК ООН, которые перечислены в приложении к Постановлению Правительства РФ от 12.10.2005 N 609? Долгое время вообще никто не мог дать ответ на этот вопрос. Наконец, в середине 2006 году появилось в свет издание «Стандартинформ» «Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Сборник официальных нормативных документов. Том 3 (подписано в печать 23.06.2006 года). Данное издание как раз и содержит те самые Правила ЕЭК ООН, которые перечислены в приложении к постановлению Правительства РФ. Но вопрос в том, что гражданин, чтобы реализовать свое право на доступ к данной информации, должен заплатить 3000 рублей, чтобы стать обладателем той самой информации, на которую ему указали в постановлении Правительства РФ.

Пока принят только один технический регламент, необходимо решить вопрос с доведением до сведения (официальным опубликованием) тех международных стандартов, в соответствии с которыми технические регламенты разрабатываются.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 22.10.06 Доступ к информации в органах государственной власти и местного самоуправления в Украине (О.В.Монашова)
  • 17.10.06 Предлагаю включить в «базу» постановки проблемы пункт 17 Тунисского обязательства Всемирного саммита по информационному обществу  (М.Н.Сатолина)
  • 11.10.06 Доступ к международным правовым актам РФ (Н.Н.Хохлова)
  • 10.10.06 Об участниках исследования реализации права граждан на доступ к информации (Алексей Минбалеев)
  • 7.10.06 К сожалению, в наше время, несмотря на все законодательные акты, права человека на доступ к информации, а также на тайну частной жизни, на практике практически не соблюдается.  (Е.А.Зубарева)
  •  
      Дискуссия