Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

Использование возможностей сети интернет для розыска российских культурных ценностей, утраченных во время Второй мировой войны

Д.В.Мазеин
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Как известно, наша страна понесла во время Второй Мировой войны колоссальные культурные потери. За годы войны в СССР было разрушено 3000 городов; разграблено 427 музеев (из них 173 в РСФСР), из общего числа 992 музеев, имевшихся в Советском Союзе.

Как известно, наша страна понесла во время Второй Мировой войны колоссальные культурные потери. За годы войны в СССР было разрушено 3000 городов; разграблено 427 музеев (из них 173 в РСФСР), из общего числа 992 музеев, имевшихся в Советском Союзе. Было уничтожено и повреждено 2439 памятников культовой архитектуры: 1670 церквей, 532 синагоги, 237 костелов, 258 других зданий принадлежащих учреждениям религиозных культов[1], уничтожено и вывезено 180.000.000 книг, 13000 музыкальных инструментов. Из 73 наиболее ценных музеев было уничтожено и вывезено свыше 565000 экспонатов[2]. Всего, по далеко не полным данным, из музеев СССР исчезло более 763000 экспонатов, при этом, в расчет не брались свыше 100 районных и краеведческих музеев, погибших полностью и не сохранивших инвентарных списков, ввиду чего их потери подсчитать невозможно. На территории РСФСР было уничтожено около 95% книг, 60% архивов и 50% музейных предметов. Музеи РСФСР потеряли более 200000. предметов[3]. Общая сумма культурных потерь, понесенных нашей страной, в денежном выражении оценивается в 1,3 трлн. Долларов США[4].

 

К сожалению, большая часть культурных ценностей, пропавших во время войны, по-видимому, утрачена безвозвратно. Однако с высокой вероятностью можно утверждать, что определенная часть культурных ценностей, похищенных захватчиками на временно оккупированных территориях СССР, до настоящего времени сохранилась[5]. Эти ценности могут находиться в любых странах мира, и необходимо предпринимать все усилия для их поиска и возвращения на Родину.

 

Правовой базой для таких реституционных мер являются:

При применении указанных источников права для решения вопросов, связанных с возвратом российских культурных ценностей, следует, безусловно, учитывать правила о действии их во времени[14] и в пространстве.

 

В настоящее время Россия предпринимает определенные меры по документированию культурных потерь, понесенных во Второй мировой войне. Так, Министерство культуры РФ издает Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных во период Второй мировой войны[15]. К сожалению, данный каталог существует только в печатном виде. Никаких интернет-ресурсов, посвященных потерям культурных ценностей СССР и России, в нашей стране не существует. Это обстоятельство является весьма удивительным, если учесть тот факт, что СССР является государством, наиболее сильно пострадавшим в культурном отношении в период Второй мировой войны. В то же время, возможности сети интернет могли бы играть весьма важную роль в деле обнаружения культурных ценностей, исчезнувших из нашей страны во время Второй мировой войны.

Весьма показательным примером подобного подхода может служить немецкий интернет-проект Lost Art Internet Database. Он является совместным проектом Федерального Правительства и федеральных земель Германии и предназначен для документации культурных ценностей, которые пропали вследствие преследований нацистов и в следствие Второй мировой войны. Любой посетитель указанного web-сайта может сообщить о потере определенных культурных ценностей или о месте их нахождения, искать потерянные или найденные предметы, дать ссылку на культурные ценности, внесённые в банк данных, просмотреть список публикаций по проблемам изъятых культурных ценностей, лично установить контакт с администрацией сайта, а также задать вопросы о банке данных Lost Art. Информация на сайте доступна на трех языках – немецком, английском и русском.

 

В ряде стран, культурное наследие которых пострадало во время войны также созданы соответствующие интернет-ресурсы[17].

 

В разных странах мира существует также значительное количество интернет-ресурсов, посвященных розыску культурных ценностей жертв холокоста[18]. Эти ресурсы поддерживаются различными государственными и частными учреждениями и действуют в качестве одного из механизмов, способствующих восстановлению справедливости и компенсации ущерба, причиненного во время Второй мировой войны.

 

По нашему мнению, необходимо в самое ближайшее время, на базе Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных во период Второй мировой войны, создать соответствующий интернет-ресурс. Данный ресурс должен пользоваться поддержкой государственных органов, ответственных за возвращение в Россию утраченных культурных ценностей. Логичнее всего организацию подобного ресурса было бы вверить Федеральной службе России по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуре), в обязанности которой входит, помимо прочего, государственный контроль за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей, за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных культурных ценностей и учетом всех перемещенных культурных ценностей[19].



[1] См. Выступление главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе. // Нюрнбергский процесс. Сборник Материалов. М. 1954 Т.1 С. 258.

 

[2] См. Богуславский М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М. 2005. С.234

 

[3] См.: Севастьянов А. Репарации не возвращают. В Интернете статья опубликована по адресу: http://www.sevastianov.ru/content/view/75/115

 

[4] Данная цифра была приведена в Пояснительной записке к Проекту Федерального закона "О праве собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны". См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 марта 1995 г. №405-1 СФ О проекте Федерального закона "О праве собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны".

 

[5] Об этом свидетельствуют недавние факты обнаружения и возврата в Россию таких предметов, как комод и мозаика из Янтарной комнаты Екатерининского дворца, бронзовой статуи Меркурия из Павловского парка, Картины Ивана Крамского “Голова крестьянина”, иконы Тихвинской Божьей Матери.

 

[6] Конвенция опубликована на русском языке в информационно-правовых системах “Консультант+” и “Гарант”.

В Интернете текст Конвенции на английском языке опубликован по адресу:

http://www.yale.edu/lawweb/avalon/lawofwar/hague04.htm

 

[7] См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны Т. 1. М., 1944. С. 294-295.

В Интернете текст Декларации опубликован на английском языке по адресу:

http://www.austlii.edu.au/au/other/dfat/treaties/1943/1.html

 

[8] Решения Союзной контрольной власти в Германии опубликованы на web-сайте Библиотеки Конгресса США (на английском языке). Оглавление находится по адресу: http://www.loc.gov/rr/frd/Military_Law/Enactments/law-index.pdf

 

[9] См.: Свод нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1991 г. С. 258.

В Интернете с официальным текстом Конвенции и Протокола №1 на русском языке можно ознакомиться на web-сайте ЮНЕСКО по адресу:

http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000824/082464mb.pdf#page=66

К сожалению, до настоящего времени Российская Федерация не ратифицировала Протокол №2 к Гаагской Конвенции Юнеско “О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта”, который был принят  в 1999 году.

 

[10] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1967 г., выпуск XXIII. С. 595.

В Интернете с официальным текстом Конвенции на русском языке можно ознакомиться на web-сайте ЮНЕСКО по адресу:

http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001140/114046rb.pdf#page=143

 

[11] К сожалению, данная Конвенция, подписанная Российской Федерацией в соответствии с Распоряжением Президента от 29 июня 1996 г. № 350-рп "О подписании Конвенции о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 1996 г., N 27, ст. 3260, до настоящего времени нашей страной не ратифицирована. С официальным текстом Конвенции на английском и французском языках можно ознакомится на web-сайте Института унификации частного права по адресу:

http://unidroit.org/english/conventions/1995culturalproperty/1995culturalproperty-e.htm

http://unidroit.org/french/conventions/1995culturalproperty/1995culturalproperty-f.htm

неофициальный перевод Конвенции на итальянский и испанский языки представлен также по адресам:

http://unidroit.org/italian/conventions/1995culturalproperty-convention-it.pdf

http://unidroit.org/spanish/conventions/1995culturalproperty-convention-sp.pdf

Официального перевода Конвенции УНИДРУА 1995 года “О похищенных и незаконно вывезенных культурных” ценностях на Русский язык не опубликовано. В переводе Конвенции, размещенном в информационно-правовых системах “Консультант+” и “Гарант” содержится много неточностей.

 

[12] Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" опубликован в "Российской газете" от 21 апреля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г., №16, ст. 1799. Федеральный закон от 25 мая 2000 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" опубликован в "Российской газете" от 27 мая 2000 г. №102, в "Парламентской газете" от 27 мая 2000 г., №98, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 мая 2000 г., №22, ст. 2259.

 

[13] Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года // Бюллетень международных договоров, 1993, №6, с. 50.

 

[14] Так, в соответствии со Статьей 28 Венской Конвенции “О праве международных договоров” 1969 года, международные договоры не имеют силы в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом. (См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1986 г., № 37, ст. 772).

 

[15] О Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных во период Второй мировой войны см.: Титов Ю. “О практике работы министерства культуры РФ по проблеме культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны” // Сборник материалов международной конференции “Культурная карта Европы: судьба перемещенных культурных ценностей в третьем тысячелетии”. М. 2002. С. 63-68.

 

[16] Ресурс расположен по адресу: http://lostart.de

 

[17] Так, культурные потери Польши во Второй мировой войне отражены на web-сайте www.polamcon.org/lostart; культурные потери Чехии – на web-сайте www.restitution-art.cz; культурные потери Венгрии – на web-странице www.koi.hu/restitucio/index.html.

 

[18] См., например, следующие web-сайты и web-страницы, посвященные проблеме розыска культурных ценностей, принадлежавших жертвам холокоста:

www.lootedart.com;

www.docproj.loyola.edu;

www.originsunknown.org;

www.nepip.org;

www.ushmm.org;

www.france.diplomatie.fr/archives/dossiers/schloss;

www.archives.gov/research_room/holocaust_era_assets;

www.archives.gov/research/holocaust/index.html;

www.museum-security.org/indexdefinitief.html;

www.nationalmuseums.org.uk/spoliation.html.

 

[19] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. №301 “О Федеральной службе России по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия”.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия