Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

Доступ к информации в процессе государственных закупок. Инновации современного законодательства Европейского Союза

Д.А.Соловьев
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Процесс государственных закупок, всегда был и будет особенным объектом правового регулирования. Значимость, ответственность и пристальное внимание во всех ракурсах – это основные, наиболее важные слагаемые дела материально-технического обеспечения органов государства и самоуправления. Названия должностей

Процесс государственных закупок, всегда был и будет особенным объектом правового регулирования. Значимость, ответственность и пристальное внимание во всех ракурсах – это основные, наиболее важные слагаемые дела материально-технического обеспечения органов государства и самоуправления.

Названия должностей, известные нам ещё с «советских» времён: снабженец, «завпотех», «завхоз» и иные знакомые нам сокращения, связанные с работой снабженцев имуществом и услугами, рассматриваются как потенциально подверженные криминальному влиянию. А отсюда, не только пристальное влияние со стороны правоохранительных органов к их профессиональной деятельности, но и многоуровневое детализированное законодательство в области госзакупок. Эта формула действительна в отношении большинства государств мира, независимо от формы правления и политического режима.

После вступления Латвии в 2004 году в состав Европейского Союза, произошли принципиально важные изменения в законодательной базе в отношении механизма организации и проведения государственных закупок. Особое внимание в данных новшествах законодательства уделено электронной форме закупок и особенностям доступа к информации о закупках в электронном режиме.

В основе нормативного регулирования положений о доступе к информации о госзакупках лежат несколько законодательных актов принятых в Европейском Союзе, а именно: Регламент Комиссии Европейского Союза №1564/2005/ЕС от 7 сентября 2005 года, а также, служащие предразвитию указанного акта две Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2004/17/ЕС и 2004/18/ЕС. Тезисно остановимся на их важнейших положениях, касающихся доступа к информации в электронном виде.

В соответствии с инновациями в законодательстве, вводятся принципиально важные понятия, которые прямо связаны с обязательным опубликованием необходимых сведений о закупе в сети Интернет. Это – т.н. профиль покупателя, первоначальное сообщение о закупке и сообщение о заключении договора. Контроль над соблюдением данных процедур в Латвийской Республике осуществляет как специальная государственная институция – Бюро надзора за закупками, так и на уровне министерств и ведомств.

В соответствии с требованиями указанных законодательных актов Европейского Союза и нового Закона о Публичных закупках, профиль покупателя – это домашняя страничка заказчика, публично доступная в Интернете, на которой заказчик помещает первоначальное информационное сообщение о закупке, информацию о дальнейших приглашениях подать предложения, о планируемых закупках, заключённых договорах, прекращенных процедурах, а также другую, связанную с закупками общую информацию.

Так как в Законе структура профиля покупателя, оформление и другие факторы не урегулированы, заказчик, в зависимости от технических возможностей, на своей домашней страничке, создает отдельный раздел, в котором публикуют информацию о планируемых закупках. Заказчик может создать также отдельную домашнюю страничку – профиль покупателя, в котором помещают всю необходимую информацию.

В соответствии с нормами Закона, заказчик, по крайней мере, раз в году публикует на домашней страничке Бюро надзора за закупками первоначальное информационное сообщение о закупке или в профиле покупателя. Заказчик, который публикует в профиле покупателя первоначальное информационное сообщение о закупке, посылает в Бюро по надзору за закупками сообщение о профиле покупателя. Сообщение о профиле покупателя заказчик посылает для публикации в Бюро надзора за закупками за каждое, публикующееся в профиле покупателя первоначальное информационное сообщение о закупке. Публикация упомянутого сообщения обязательна, если заказчик желает использовать сокращенные сроки для подачи предложений.

В Законе содержится информация, которую необходимо указать в первоначальном информационном сообщении о закупке товаров, услугу или в случае закупки строительных работ. Заказчик о планируемых закупках поставки или услуг первоначальное сообщение публикует в профиле покупателя или на домашнее странице Бюро надзора за закупками незамедлительно, после принятия годового бюджета. В свою очередь запланированные закупки строительных работ - в возможно короткий срок после того, как принимается решение о необходимости выполнять процедуру закупки или заключить договор публичных строительных работ или общее соглашение.

Заказчик, создавая профиль покупателя, может предусмотреть также при его помощи, обеспечить свободный и непосредственный электронный доступ к документам процедуры закупки и всех дополнительных необходимых документов. Интернет адрес указывают в сообщении о заключении договора, а также в приглашении принять участие в закупке.

Если обеспечен свободный и непосредственный электронный доступ к документам процедуры закупки, заказчик может использовать определенную в статьях Закона возможность сократить сроки подачи предложения для закрытого и открытого конкурса.

Заказчик свободный и непосредственный доступ к документам процедуры закупки может обеспечить также и другими средствами, например, используя публично доступную базу данных или домашнюю страничку, которая предлагает такие возможности.

Реализация данных процедур в Латвии уже осуществляется и есть соответствующая правоприменительная практика.

Безусловно, это положительный подход к информационной доступности, однако, в любом процессе есть и свои недоработки

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия

Ключевые слова

См. также:
Нина Исакова, Ольга Красовская, Виталий Грига, Фредерике Велтер, Дэвид Смоллбоун
Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 2. P. 151-164. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Я. Зелёнка
Вестник международных организаций. 2006.  № 5. С. 70-72. 
[Статья]