Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

Об обеспечении открытости нормативной правовой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления

В.Г.Юдин
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Информационные технологии, учитывая динамизм развития, определяют, с одной стороны, новые возможности в правовой сфере, а, с другой стороны, требуют соответствующего правового обеспечения. Не будет особенным преувеличением, что в сфере распространения правовой информации в России за последние годы произошли значительные изменения.

Информационные технологии, учитывая динамизм развития, определяют, с одной стороны, новые возможности в правовой сфере, а, с другой стороны, требуют соответствующего правового обеспечения.

Не будет особенным преувеличением, что в сфере распространения правовой информации в России за последние годы произошли значительные изменения. Действительно, можно констатировать, что возникла массовая потребность в правовой информации и у специалистов, и у простых граждан. В то же время, потребителю были предложены достаточно эффективные и качественные средства и соответствующие услуги.

Причем, особое, опережающее развитие получили именно компьютерные технологии распространения правовой информации.

На сегодняшний день в России фактически сложилась определенная система распространения правовой информации, в которой помимо государственных органов важную роль играют и негосударственные компании, распространяющие правовую информацию. В первую очередь, здесь можно отметить компании «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс».

Что касается государства.

Как вам известно, на ФСО России возложена задача проведения государственной политики в области правовой информатизации России. В чем же состоит эта политика, применительно к рассматриваемому вопросу?

Государство использует правовую информацию в качестве инструмента государственного управления, проводя свои решения через принимаемые нормативные правовые акты, действующие нормы права.

Поэтому, для того, чтобы этот инструмент был эффективным, государству необходимо реализовать, как минимум, два условия.

А. Гарантированное обеспечение государственных органов всей необходимой им правовой информации с разумно достаточным для работы уровнем сервиса.

Б. Создание условий для свободного получения всеми заинтересованными сторонами (физическими и юридическими лицами, организациями любых организационно-правовых форм и видов и т.д.) информации, аналогичной той, которая получена государственными органами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7.08.2004 N 1013 ФСО России:

1) обеспечивает Президента РФ, Председателя Правительства РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также государственные органы правовой информацией;

2) организует создание, оперативное обслуживание и поддержку интегрированного полнотекстового банка правовой информации и обеспечивает доступ к нему федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц.

Кстати, распоряжением Правительства РФ от 25.04.04 № 584-р указанный интегрированный банк (со статусом эталонный) внесен в перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти.

На сегодняшний день организациями ФСО России эксплуатируется в федеральном центре и субъектах РФ государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА). При этом обеспечивается сбор, обработка и централизованное распространение правовых актов федерального, субъектового и муниципального уровней. Организационно-технологическую основу указанной системы составляют:

  • центральный узел правовой информации, созданный на базе НТЦ «Система», в котором обеспечиваются ведение интегрированного банка правовой информации, информационные фонды которого распространяются структурами ФСО России. При этом ведение правовой информации федерального уровня осуществляется по единой технологии с Государственно-правовым управлением Президента РФ;
  • территориальные органы ФСО России в субъектах РФ, которые обеспечивают эксплуатацию информационно-правовых систем и предоставление к ним доступа государственным органам, а также выполняют работу по созданию и ведению банков правовых актов субъектов РФ (включая органы местного самоуправления), их передаче в центральный узел для обработки, систематизации и включения в состав интегрированного банка.

При этом информация попадает в банк по согласованным регламентам, после прохождения всех необходимых процедур по учету, регистрации, проверке и обработке.

Чтобы сильно не утомлять, приведу всего лишь несколько чисел. В настоящее время на постоянной основе распространяется более 1,2 млн. документов, из них более 100 тыс. документов федерального уровня и более 1 млн. документов уровня субъектов Российской Федерации, в том числе документов органов местного самоуправления.

В этих целях в рамках ГСРПА в настоящее время используется информационно-правовая система "Законодательство России" на более чем 3500 объектах государственных органов.

Должен обратить внимание, что вся перечисленная выше правовая информация уровней федерального, субъектового и местного самоуправления ведется в единой программной оболочке, что позволяет говорить о реальной интеграции ресурсов, сквозной взаимосвязи правовых актов (гиперссылки и т.д.), начиная с Конституции России и заканчивая правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством ФСО России в лице подведомственного ей ФГУП «Научно-технический центр «Система» является единственной уполномоченной государством структурой по распространению официальных текстов федеральных законов, правовых актов Президента и Правительства РФ, а также правовых актов в некоторых субъектах РФ в электронном виде.

Большая работа проведена в настоящее время по согласованию и синхронизации технологических процессов обработки информации и самих информационно-правовых фондов в Государственно-правовом управлении Президента РФ, Правовом управлении Аппарата ГосДумы и ФСО России в целях ведения текущих редакций федеральных законов.

Помимо системы «Законодательство России» ФСО России распространяет на тех же самых объектах информационно-правовую систему «Официальные и периодические издания правовой информации в электронном виде», в состав которой входят девять сборников, аналогов официальных и периодических изданий, издаваемых в традиционном печатном виде (по единой технологии с Издательством «Юридическая литература»).

Здесь хотелось сказать несколько слов о следующем.

В последнее время довольно вольно используются термины официальное опубликование, обнародование, ознакомление, официальные тексты, доступ к официальной информации, раскрытие официальной информации и т.д., при этом не делается особого различия между ними. Между тем, процедура, например, официального опубликования имеет не только (и не столько!) информационный характер, но и правовой. В соответствии с действующим законодательством факт официального опубликования правового акта служит основанием для применения норм права и определяет дату вступления их в силу. На федеральном уровне источники официального опубликования: первое опубликование в Собрании законодательства РФ и Бюллетени нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Изд-ва «Юридическая литература», Российской газете и Парламентской газете. В субъектах РФ этот вопрос решается по-разному, не говоря уже об органах местного самоуправления.

ФСО России синхронизирует время распространения официальных текстов правовых актов в электронном виде с датой их официального опубликования в традиционном печатном виде, т.е. мы не вносим разногласий в процедуру официального опубликования.

С 1998 года совместно с Минкультуры России и региональными властями мы участвуем в создании сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ), где общедоступные библиотеки используются в качестве мест общественного доступа к информации.

В настоящее время наши ИПС установлены в почти 1400 таких центров, которые участвуют в информационно-правовом обслуживании населения, из них более 200 созданы на базе библиотек ВУЗов. В качестве примера, 5 мая мы открыли такой центр в Санкт-Петербургском политехническом университете, где доступ получили 9 тыс. рабочих мест их корпоративной сети.

Достигнутые результаты по созданию сети ПЦПИ стали возможными только благодаря их востребованности властными структурами всех уровней и населением. Должен сказать, что в этой работе с нами активно участвуют и наши коллеги из коммерческих структур, в первую очередь, Консультант+ и Кодекс, при некотором координирующем участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

В качестве примера можно привести Смоленскую область, где администрация области придает большое значение повышению открытости своей деятельности. В этих целях в рамках программы "Правовая информатизация Смоленской области" реализуются мероприятия по развитию общедоступных информационных ресурсов и организации доступа к ним граждан. Таким образом, Смоленская область на практике реализует провозглашенную ЮНЕСКО политику развития всеобщего доступа к информации, являющейся общественным достоянием.

Базовой основой создания сети ПЦПИ стала Интранет-сеть администрации Смоленской области – одна из крупнейших российских региональных сетей. Центр Интранет-сети одновременно является региональным центром правовой информации с серверным и телекоммуникационным оборудованием, 47-ю входящими линиями связи. Интранет-сеть обеспечивает информационными ресурсами 1250 пользователей в городах и районах Смоленской области, которыми являются библиотеки, музеи, научные и учебные заведения, организации, предприятия, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Ежемесячно в региональный центр правовой информации поступает свыше 35 тысяч запросов, из них около 11 тыс. к нормативной правовой информации, 5 тыс. - к социально-экономической, 4 тыс. - обращений к электронным копиям газет, журналов, сводкам информационных агентств.

Сейчас Интранет-сеть ПЦПИ Смоленской области включает в себя 203 центра и пункта, в том числе 30 - в библиотеках, 88 - в школах, вузах и других учебных заведениях, 30 - в органах местного самоуправления, 55 - в органах государственной власти.

Центры и пункты правовой информации во всех 30 районах области соединяются c региональным центром правовой информации по выделенным и коммутируемым линиям связи, оплаченным областной администрацией.

Населению области через ПЦПИ в библиотеках городов и районов доступна не только нормативная правовая информация. Всего в базах данных хранятся и обновляются свыше 600 тысяч документов из 140 различных источников.

Активно развивается процесс создания сети ПЦПИ в Республиках Чувашия, Удмуртия и Башкортостан, а также Архангельской, Пермской, Мурманской, Брянской, Белгородской и Владимирской областях.

В последние годы к этой работе подключилось МЭРТ с проектом создания ЦОД с учетом опыта и результатов деятельности ПЦПИ, и мы рассматриваем развитие сети ПЦПИ/ЦОД как перспективное направление политики государства в области реального обеспечения прав граждан на доступ к информации.

Вот кратко, что мы делаем и что мы сделали.

Теперь о наших планах на будущее, как повысить эффективность наших систем, в каких направлениях развиваться, как обеспечить интеграцию имеющейся практики (максимального использования существующих программного и информационного обеспечения, каналов связи и других ресурсов) с благими намерениями, в частности, реальное распространение сети Интернет в России и дальнейшие оптимистические прогнозы его развития ставят новые вопросы, в том числе, и в части доступа граждан к правовой информации в Интернет.

Сразу же оговорюсь, что мы не являемся сторонниками такого мнения, что дать доступ в Интернет, значит, дать доступ к информации. В этом плане мы солидарны с выводом, который прозвучал на 174-й сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО при подведении итогов Всемирного саммита по информационному обществу. Его суть: если есть доступ в любую информационную систему (Интернет), но человек не нашел там нужную ему информацию, значит, доступа к информации нет.

Поэтому мы поддерживаем усилия МЭРТ по интеграции информационных ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета, и участвуем своими ресурсами в этих работах. В свою очередь, мы будем работать над совершенствованием имеющегося информационно-правового фонда, его наполнением и актуализацией.

Кратко перечислю лишь основные направления и мероприятия, т.к. внутри каждого из них нужно решить много прикладных вопросов.

1. В следующем году мы завершим работы по интеграции имеющихся у нас информационно-правовых систем и ресурсов и их переводу на новые форматы хранения. После этого откроем свободный доступ к интегрированному банку правовой информации органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления через Интернет по адресу: http://pravo.msk.rsnet.ru/.

Должен обратить внимание на особенность именно правовой информации: необходимость ее обработки перед вводом в систему (систематизация, взаимосвязи, гиперссылки, актуальные редакции и т.д.), т.к. дать доступ просто к текстам правовых актов - практической пользы будет мало (например, только законов по внесению изменений в Налоговый кодекс > 50).

2. По мере реального, а не декларативного внедрения систем эл.документооборота в деятельность органов государственной власти будем взаимодействовать с конкретными системами в органах государственной власти, чтобы получать правовые акты из этих систем.

3. В этом году завершаем опытную эксплуатацию средств ЭЦП, после чего будем использовать этот механизм для подтверждения целостности и достоверности официальных текстов правовых актов.

4. По мере развития электронных средств распространения официальных текстов правовых актов проработать вопросы принятия электронного вида в качестве основного вида официального опубликования правовых актов в Российской Федерации. Для чего необходимо:

  • разработать и согласовать с заинтересованными сторонами проекты нормативных правовых документов, определяющих:
  • стандарты представления, хранения, обмена правовой информацией в электронном виде;
  • порядок опубликования правовой информации в электронном виде;
  • а также регулирующих права, обязанности и ответственность органов за передачу документов в банк (хранилище) официальной правовой информации и их опубликование в электронном виде, а также определяющих регламенты передачи документов и предоставления доступа к ним;

5. В рамках реализации обязательности для органов государственной власти (а также местного самоуправления) ведения и предоставления собственной правовой информации (по мере создания и использования банков правовой информации через Интернет-сайты органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, иных сайтов юридической направленности) планируем открыть Государственный портал правовой информации – официальные ворота в мир правовой информации, где можно найти любую правовую информацию и получить ответ на любую правовую ситуацию.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия