Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

К вопросу об обеспечении доступа к правовой информации через сеть публичных центров (ПЦПИ)

В.Г.Юдин
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


На сегодняшний день информационно-правовые системы ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации») установлены и поддерживаются в 1377 публичных центрах правовой информации во всех регионах страны. Необходимо

На сегодняшний день информационно-правовые системы ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации») установлены и поддерживаются в 1377 публичных центрах правовой информации во всех регионах страны. Необходимо особо подчеркнуть, что здесь речь идет исключительно об официальных установках, когда сей факт подтверждается подписанием многостороннего акта установки, получением регистрационного номера в ФСО России и последующим поддержанием актуальности используемого информационно-правового фонда.

Статистика по федеральным округам:

Федеральный округ

 

Количество центров

 

Центральный

372

Приволжский

573

Северо-Западный

160

Южный

73

Дальневосточный

72

Сибирский

98

Уральский

29

Общая динамика развития сети ПЦПИ представлена на диаграмме

 

При этом надо отметить динамику развития сети ПЦПИ за последние годы: в 2003 году было открыто 176 центров, в которых были установлены информационно-правовые системы ФСО России, в 2004 году – 267, 2005 – 308, а за 8 месяцев 2006 года – 193.

Несмотря на то, что программа реализуется уже 8 лет, тем не менее, наблюдается устойчивый рост количества центров правовой информации. Причем можно говорить об их востребованности и усиливающейся заинтересованности со стороны, в первую очередь, органов местного самоуправления. Так среди открывшихся в 2006 году центров около 70% находятся в библиотеках муниципального уровня, в том числе в сельских библиотеках. Но говорить об этом, как о некоей устойчивой тенденции, тоже, наверное, не стоит, т.к. большая часть этих центров открыты в пяти субъектах: Чувашской и Мордовской республиках, Нижегородской, Вологодской и Архангельской областях. Скорее, это показывает потенциальную возможность и направление дальнейшей работы по развитию сети публичных центров.

Как подтверждение этого в качестве самого свежего примера можно привести достижение соглашения территориального органа ФСО России с Алтайской краевой универсальной научной библиотекой, в подчинении которой находится более 70 библиотек в крае, о создании в них ПЦПИ. При этом следует отметить, что наибольшее число библиотек в Алтайском крае находится в сельских районных центрах, расположенных от Барнаула на расстоянии до 500 км.

Определенный интерес представляют еще несколько цифр: информационно-правовые системы ФСО России установлены помимо общедоступных библиотек в центрах правовой информации, созданных на базе 217 вузов различных министерств во всех регионах страны, 29 ПТУ (Костромская область), 89 общеобразовательных школ (Тамбовская, Костромская области, Республика Коми), 20 почтамтов (Ульяновская область).

Обеспечение доступа населения через сеть ПЦПИ является неотъемлемой составной частью государственной системы распространения правовых актов, функционирование которой поддерживает ФСО России. Поэтому весь информационно-правовой фонд, который распространяется с постоянной актуализацией до органов государственной власти, доступен в полном объеме и для пользователей ПЦПИ. По состоянию на август 2006 года в состав распространяемого информационно-правового фонда входит около 1150 тыс. документов федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Статистика по федеральным округам:

Федеральный округ           

 

Количество документов (тыс)

 

Центральный

> 286

Приволжский

>153

Северо-Западный

>158

Южный

>104

Дальневосточный

>106

Сибирский

>122

Уральский

>37

Способы доставки (актуализации) правовой информации до ПЦПИ напрямую зависят от степени развитости средств связи и коммуникаций. Учитывая в целом довольно плачевное для 21 века, особенно в регионах, состояние данного вопроса, наряду с применением модемов/e-mail и средств удаленного доступа (Интранет/Интернет), до сих пор используется такой способ как услуги курьера (дискеты, CD/DVD): от 30% ПЦПИ в ЦФО до 50% в остальных ФО.

Наряду с поддержанием в актуальном состоянии банков правовых актов органов власти федерального и регионального уровней одним из направлений дальнейшей работы в рамках развития сети публичных центров по данному аспекту является расширение количества банков правовых актов органов местного самоуправления, особенно в свете вступившего в действие с 1 января 2006 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Очень интересный факт был озвучен на Всероссийской научно-практической конференции «Библиотека. Информация. Гражданское общество», состоявшейся в октябре 2005 года в г. Пермь. Там, где ПЦПИ активно участвуют в правовой информатизации своих регионов (Кировская, Мурманская, Пермская, Смоленская и др. области) и имеется правовая информация местных органов власти, есть устойчивый спрос на местное законодательство. Наверное, это закономерно: зачем спрашивать то, чего нет?

Было отмечено, что самые активные категории пользователей – студенты юридических факультетов вузов, юристы, предприниматели и пенсионеры.

Растет популярность центров среди населения. Пример Пермской области свидетельствует об увеличении спроса на этот тип услуг на 25-30% в год. В 2004 году в центры области обратилось свыше 120 тыс. человек, выполнено более 75 тыс. справок правовой тематики, выдано более 220 тыс. документов.

Отдельно необходимо отметить, что в рамках создания сети ПЦПИ успешно сотрудничают государственные и коммерческие организации. Сегодня можно сказать, что неотъемлемой частью механизма функционирования сети ПЦПИ являются коммерческие организации, работающие в сфере оказания информационно-правовых услуг, Кодекс, Гарант, но, особенно, КонсультантПлюс.

По информации компании КонсультантПлюс, озвученной на вышеуказанной конференции, по состоянию на октябрь 2005 года системы семейства КонсультантПлюс были установлены в 1777 библиотеках, среди которых 1328 муниципальных библиотек, 205 образовательных, 199 региональных, 24 ведомственных и 68 научных.

Общая оценка количества запросов на правовую информацию, выполняемых с помощью этих систем, позволяет определить их как 400-500 тыс. в год. При этом порядка 80% пользователей систем относится к таким социальным категориям, как учащаяся молодежь и пенсионеры.

Развитие сети ПЦПИ с использованием единой информационно-технической базы реально способствует созданию единого информационно-правового пространства в нашей стране путем объединения региональных и муниципальных баз данных, в том числе за счет взаимодействия органов местного самоуправления и библиотек.

Какие основные выводы можно сделать по имеющимся результатам создания сети ПЦПИ в рамках правовой информатизации и Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России?

Впервые создается действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам документов федерального, регионального и муниципального уровней.

Создание сети ПЦПИ в качестве реального механизма осуществления прав граждан на доступ к информации должно рассматриваться как позитивный опыт деятельности государства в области обеспечения всеобщего доступа к информации, поэтому центры доступа к информации, в том числе о деятельности органов власти различных уровней, могут быть организованы в каждой городской и районной библиотеке.

Рост правовой грамотности и правосознания населения способствует повышению действенности законодательства. ПЦПИ сегодня становятся реальными общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и замечания к местным законам и иным нормативным актам.

Деятельность ПЦПИ в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь. Библиотека создает предпосылки, чтобы стать цивилизованной трибуной для законотворческих дискуссий граждан и общественных объединений и творческой мастерской для развития законодательной базы региона, способной оказать серьезное влияние на повышение правосознания и правовой культуры населения. В конечном итоге это содействует развитию демократии и построению гражданского общества в России.

Полученные результаты в создании сети ПЦПИ в качестве реальных достижений российской государственной политики в IТ-секторе, а также развитие сети ПЦПИ как перспективное направление политики государства в области обеспечения прав граждан на доступ к информации получили одобрение Научно-экспертного совета при Председателе Государственной Думы, Межправительственного совета ЮНЕСКО, многих международных и общероссийских форумов, конференций и т.д.

Опыт реализации программы показал, что сеть ПЦПИ является большой социальной ценностью, активно востребованной населением и требующей развития. Сеть ПЦПИ предоставляет замечательную возможность коллективного решения государственными и негосударственными структурами социально значимых задач. И здесь Программа ЮНЕСКО "Информация для всех» в России является своего рода интегратором.

В целом же, несмотря на значительную работу по формированию общероссийской сети ПЦПИ, предстоит сделать еще больше. Здесь и дальнейшая координация усилий других государственных структур, ответственных за решение проблем свободного доступа к информации, и создание мест общественного доступа к информации; здесь и совершенствование функционирования самой сети ПЦПИ, включая вопросы эффективного взаимодействия центров внутри сети.

Несколько слов по последнему аспекту. Имеющийся опыт работы ПЦПИ все с большей очевидностью показывает, что успешное их развитие возможно только при постоянном взаимном общении центров, обмене опытом работы и информационными ресурсами, анализе результатов, координации их деятельности. Развитие правовой информатизации настоятельно требует создания интегрированной информационной сети, объединяющей всех заинтересованных участников этого процесса.

На современном этапе достаточно очевидна важность Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в разработке стратегии построения глобального информационного общества в качестве фундамента общества знаний, являющегося залогом устойчивого развития человечества. В этой связи выделяются четыре основных, приоритетных для ЮНЕСКО принципа: культурное и языковое разнообразие, равный доступ к образованию, всеобщий доступ к информации, являющейся всеобщим достоянием, свобода выражения мнений.

Приведенные выше результаты по обеспечению доступа к правовой информации могут служить наглядным примером работы по практической реализации в стране принципа всеобщего доступа к информации в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Эти работы можно рассматривать и как первый шаг, составной элемент реализации одного из важных документов ЮНЕСКО «Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами».

Формирование правового государства и гражданского общества неразрывно связано с необходимостью повышения правовой культуры и развития правосознания населения страны.

Правовое государство нуждается в правовой культуре – правовой культуре власти, принимающей право как основной принцип своей деятельности, правовой культуре граждан, обращающихся к нормам права и закона для решения стоящих перед ними проблем, разрешения конфликтов и споров. Одно из необходимых базовых условий этого – правовая осведомленность, то есть наличие у должностных лиц и граждан достаточных знаний о правах, обязанностях, предусмотренных законом нормах. Очевидно, что источником таких знаний является правовая информация.

Подводя некоторый итог сказанному, если говорить в терминах «необходимые и достаточные условия», можно сказать следующее. Необходимое условие – само наличие правовой информации и ее доступность, а достаточное условие – правовые знания, заложенные в этой правовой информации, и их безусловное использование и применение в повседневной жизни государственных органов, юридических лиц и граждан.

Таким образом, если источником таких знаний является правовая информация, то на сегодняшний день мы имеем, так сказать, хорошее начало этого источника и все возможности для его развития. В дальнейшем необходимо воспользоваться этими возможностями для развития самого источника и одновременно предусматривать меры по извлечению из информации знаний и их применимости в реальной жизни; чтобы система, обеспечивающая доступность правовой информации (как элемента информационного общества), могла быть использована в качестве одного из кирпичиков в фундаменте общества знаний.

В целом, как итог, можно признать развитие существующей сети ПЦПИ стабильным. В дальнейшем необходимо расширять спектр информационных ресурсов и услуг для населения в ПЦПИ, основанных на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

При этом система доступа населения к информации должна рассматриваться как важная составляющая часть устойчивого формирования и развития гражданского общества и обществ знаний

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 17.10.06 Опыт Республики Беларусь по созданию и работе ПЦПИ (М.Н.Сатолина)
  •  
      Дискуссия