Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

Синергетический подход к решению проблемы доступа к государственной информации: потребность или необходимость?

М.Н.Сатолина
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Уважаемые коллеги, я бы хотела предложить несколько иной аспект дискуссии о распространении правовой информации, связанный со следующим – я в течение многих лет занималась вопросами методологии правовой информатизации, в частности вопросами распространения правовой информации. А несколько ранее мои интересы были связаны с вопросами эффективности правоприменения.

Уважаемые коллеги, я бы хотела предложить несколько иной аспект дискуссии о распространении правовой информации, связанный со следующим – я в течение многих лет занималась вопросами методологии правовой информатизации, в частности вопросами распространения правовой информации. А несколько ранее мои интересы были связаны с вопросами эффективности правоприменения. В принципе эта идея – рассмотрения эффективности правоприменения с учетом  принципов управления – идея далеко не новая (См. например, «Эффективность правовых норм»). Мне просто хотелось о ней напомнить еще раз и предложить следующее прочтение одного из аспектов решения проблемы доступа к государственной (социально значимой, правовой – возможно применение любого термина) информации.

 

Кроме того, вводя в название доклада термин «синергетика» я сознательно «провоцировала» ситуацию, понимая, что до истинного понимания синергетического подхода нам еще далеко, однако вполне его можно применять, имея в виду системно-комплексный подход с точки зрения различных общественных наук (и не только – может пойти речь о математическом моделировании и т.п.), имеющих значение для нашей проблемы, который даст новый результат.

 

Дело в том, что в гуманитарных науках «пересекаются» потоки информации, которые идут от других отраслей знаний. Человек, будучи «животным социальным» является частью природы, с одной стороны, а с другой – частью общества, а следовательно, той культуры, которая присуща данному обществу. В жизнедеятельности человека проявляются общие законы бытия, рассматриваемые философией и математикой. Поэтому при рассмотрении проблем, связанных с человеком, а восприятие им норм права, а, следовательно, и проблема распространения правовой информации (доступа), является именно такой проблемой,  где также «нужна особая методология, способная выявить эти связи и взаимодействия — именно та, которую в наши дни начала разрабатывать теория междисциплинарных исследований. Следовательно, первая задача научной и философской мысли ХХI века — глубокая разработка методологии междисциплинарных исследований человека, адекватной его системной структуре, и открывающей науке новые пути, неизвестные всей прошлой ее истории.» (М.С.Каган «Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке» http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/symp12_01.html).

 

Междисциплинарный подход  делает необходимым сопряжение философского, психологического, педагогического, этического, эстетического и культурологического аспектов ее анализа. Отсюда проистекает необходимость решения наиболее сложной задачи — разработки методологии сопряжения гуманитарного знания как наук о человеке не только с обществознанием и культурологией, но и с естествознанием (там же). Однако для этого, пишет М.С.Каган, необходимо начать перестройку системы образования в высших учебных заведениях и в аспирантуре, дабы формировать мышление будущих ученых на принципах междисциплинарно-системно-синергетического понимания научной деятельности в ХХ1 веке. «Синергетика как наука получила новый импульс и охватывает теперь уже и цикл гуманитарных наук, объединяя, таким образом, все сферы человеческого знания, что обеспечит не только сосуществование непересекающихся наук, но и трансформацию, гибридизацию сфер, результатом чего будет очередная волна возникновения междисциплинарных исследований, которые в недалеком будущем эволюционируют в новые науки.»

 

Этот материал, пожалуй, был объединяющим для тех размышлений, которые накопились за время изучения вопросов методологии правовой информатизации.

 

Попробуем выделить два блока, две наиболее крупные составляющие при изучении вопросов доступа к правовой (правительственной и т.п.) информации:

1.                        с точки зрения права в информатике и информатики в праве;

2.                        с точки зрения синергетики (смежных наук).

При этом следует отметить, что один блок проистекает из другого.

 

1 блок. В эпоху глобализации, связанной прежде всего с развитием общемировых информационных сетей и их влиянием на организацию жизни - как в общечеловеческом, так и в государственном плане (появление «Хартии Земли», перенос функций государства в сетевую инфраструктуру - «электронные правительства» и т.п.), возникает ряд теорий, связанных с появлением т.н. «сетевого государства» (М.Кастельс, Э.А.Азроянц), проводятся исследования по переходу к сетевой парадигме права, изучению правового регулирования кибернетического пространства как совокупности информационных отношений.

 

Соглашаясь в принципе с Л.С. Мамутом  («Сетевое государство»?»//Государство и право, 2005, № 11, с.5-12, С12) о том, что говорить о пришествии эпохи пока еще весьма гипотетических «сетевых государств» очень рано, следует поддержать его и в том, что «Преобразование современного национального государства в публично-властную ассоциацию, которая в главном согласуется с социальными, экономическими, политическими, правовыми, гуманитарными стандартами начавшей формироваться планетарной цивилизации, вовсе не требует коренного слома его привычно существующих параметров, не предполагает водворения на их месте «горизонтальных сетевых связей».

 

Вместе с тем трудно не видеть очевидное… С появлением сетевых инфраструктур, объединяющих государственные органы, с появлением глобальных информационных систем и сетей, появляются и новые черты как государства, так и права.

 

Иными словами, с появлением информационных технологий в правовой сфере появляется "двойная" проблема: информатизация в праве и право в информатизации. Этой проблеме сопутствует ряд других проблем: появление новых отраслей права; новых способов возникновения правоотношений; влияние информационных технологий на правовую систему  и т.п. Связанной с этими является проблема необходимости изменения принципов принятия решения правоведами в новых условиях.

 

1. Одно из основных изменений связано с появлением нового способа возникновения правоотношений – виртуального, появлением "виртуальных" субъектов и объектов права.

 

2. "Виртуализация" правоотношений приводит и к тому, что возникает новая черта правоотношений – они становятся надгосударственными, наднациональными, что, на наш взгляд, можно выделить в качестве второго изменения в правовом регулировании.

 

3. Идут процессы создания информационно-правовых ресурсов в государствах и последующие за ними процессы их объединения (например, тенденции объединения правовых ресурсов в рамках Европейского союза; государств – участников СНГ, МПА ЕврАзЭС), создания единого информационно-правового пространства государства, а в перспективе – создания общего информационно-правового пространства европейских государств, мирового правового пространства. становится насущно необходимой системная интеграция информационных технологий и информационных ресурсов, что возможно реализовать в рамках  создания так называемых e-government, e-governance, создания единой сети государственных органов и внедрения электронного документооборота.

4. Тесно взаимосвязанным с процессами объединения ресурсов  и одним из важнейших факторов является осознание того, что в едином информационном (информационно-правовом как части общего) пространстве люди начинают и должны жить по иным законам. Не отходя от принципиально важных для каждого государства норм и принципов жизни, основанных  прежде всего на обычае, на традициях, специфике той или иной местности, начинают (с учетом норм международного права) вырабатываться некие общие правила жизни на Земле. Право как таковое перестает быть правом, основанным только на традициях и морали данного общества, регулятором отношений, возникающих только внутри самого общества данного государства, но вынуждено идти дальше,  регулируя отношения, складывающиеся на более высоких системных уровнях, чему в наибольшей мере способствуют информационные технологии. 

 

5. Норма права – это прежде всего информация. Информационная сущность права становится "движущей силой" прогресса в области внедрения информационных технологий в правовую сферу (правовой информатизации). Учитывая информационный аспект правового регулирования, многие авторы не без основания рассматривают его (помимо чисто юридических характеристик) как информационный процесс. 

 

Итак, норма права с информационной стороны — это сведения о должном, дозволенном (поощряемом) или запрещенном поведении, об условиях осуществления правомерного поведения, а также о неблагоприятных последствиях невыполнения требований государства (Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 16.). Именно это свойство нормы права и придает праву возможность выполнять информационную функцию, делает его как нельзя более "удобным" для процессов информатизации. Норма права, таким образом, выступает источником информации, и оказывать влияние она начинает только после того, как о ней и ее содержании станет известно (именно это и предопределяет информационную сущность права вообще). Вместе с тем, следует подчеркнуть, что поведение личности определяется не самой правовой нормой и не информацией о ней (ее содержании), а сложившимся представлением о правовых предписаниях, то есть правосознанием (Сатоліна М.Н. Асноўныя паняцці эфектыўнасці прававых норм // Весці Акадэміі навук БССР. Серыя грамадскіх навук. 1987. № 3. С. 43 – 44.)

 

При этом следует особо обратить внимание на такую функцию права, как функция регулирования социальных отношений. Таким образом, необходима более тщательная теоретическая отработка взаимосвязей информационной сущности права, в частности, при выполнении им функции социального управления, кибернетических принципов управления, социологии права, юридической психологии, информатики, правовой информатики и правовой информатизации. Только системно-комплексный подход реально может содействовать изменению способа мышления юриста и  кардинальному пересмотру основ теории права.

 

Шестое. Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, научной, иной юридической деятельности, а наиболее ярким отличием одного вида правовой информации от другой является наличие либо отсутствие нормативности (наличие норм права) (Кутафин О.Е., Копылов В.А. Проблемы становления информационного права в России // Научно-техническая информация. Сер. 1. Орг. и методика информ. Работы. 1999. № 8. С. 20). Оба типа правовой информации являются необходимыми для нормального функционирования всей правовой системы государства, но обладают совершенно различными свойствами и эти различия необходимо учитывать при планировании и разработке всех информационных процессов. В свою очередь, понятие "правовая система" позволяет охватить все правовые явления, все типы (виды) правовой информации не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии, определить в целом, что может и должно быть отнесено к правовой информации.

 

2 блок. Обозначенные нами пятый и шестой аспекты самым тесным образом связаны с вопросами распространения (доступа) к правовой информации, или, более широко – к государственно-важной информации, которая должна быть доступна для широких слоев населения.

 

В этих условиях все более актуальным становится применение т.н. синергетического подхода к изучению эффективности как правоприменения, так и распространения правовой информации, поскольку это две стороны одной медали.

 

Эффективность информационного воздействия права, под которой понимается соотношение между результатом, достигнутым в процессе информационного воздействия правовых норм на объект и теми целями, для достижения которых эта норма была принята, зависит от  оптимальности выбранной нормы права; уровня информационной обеспеченности правоприменителя; правовых установок и социально-психологических характеристик объекта правового воздействия; социальной среды, в которой проходит усвоение информации, а также от личностных качеств правоприменителя [Сатолина М.Н. Основные понятия эффективности правовых норм// Вести Академии наук БССР, Серия общественных наук, 1987, №3, с. 43-44].  

 

Основной целью правовой информатизации является формирование единого информационно-правового пространства государства  для создания оптимальной системы доведения до сведения всех слоев общества содержания правовых норм, и таким образом, наиболее полного удовлетворения потребностей в правовой информации, обеспечения эффективной управленческой, правоприменительной и правотворческой деятельности, формирования правосознания, правовой культуры, интеграции в мировое информационное пространство.

Процессы правовой информатизации направлены прежде всего на то, чтобы правоприменитель (кто бы то ни был – гражданин или должностное лицо) постоянно был “на острие”, постоянно обновлял свой запас знаний в области правовой информации для принятия адекватных управленческих решений, разработки оптимальных правовых норм, вынесения справедливого судебного решения, принятия правильного решения о порядке защиты своих прав.

 

Говоря об уровне информационной обеспеченности правоприменителя нельзя забывать и о том, что правовая информация – это не только сведения об общеобязательных правилах, установленных или признанных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения, регулирующих общественные отношения (т.е. сведения, содержащиеся в правовой норме). Это гораздо более широкий спектр информации, включающий в себя и такие категории, как информация о государственной регистрации юридических фактов; правоприменительной деятельности учреждений юстиции, судов, правоохранительных органов; правотворческой деятельности субъектов законодательной инициативы; результатах научных исследований.

 

Воздействие с помощью правовой информации может осуществляться в нескольких направлениях:

·             Т.н. превентивное воздействие информации, содержащейся в нормах права (формирование правовой культуры и повышение уровня правосознания населения);

·             Воздействие правовой информации на личность непосредственно в процессе правоприменения;

·             Последующая коррекция правосознания, повышение уровня правовой культуры лиц, нарушивших общеобязательные нормы поведения.

В связи с этим можно предложить выделить несколько составляющих, которые требуется учитывать при изучении и информационной сущности права и принципов осуществления правовой информатизации, которые особенно актуальны при исследовании вопросов доступа к государственной информации:

1.      принципы и сущность социального управления;

2.      возможности конфликтологии, как части управления;

3.      возможности применения основных принципов социальной психологии;

4.      применение социологии и правовой социологии в частности,

 и т.п.

 

Только такой комплексный, междисциплинарный подход к вопросам электронного государства, доступа к государственной информации смогут сделать исследование эффективности распространения правовой информации не формальным, а действительно полезным.

 

Как отмечалось выше, существуют еще по крайней мере несколько информационных пластов, которые информатизация позволяет подключить к процессам принятия решения по созданию либо применению правовой нормы. Такое объединение "усилий" нескольких информационных систем и ресурсов, учет принципов управления, совместная работа правоведов, психологов, социологов, управленцев реально позволят рассчитывать на синергетический эффект их взаимодействия и в связи с этим – на качественно новый (оптимальный) уровень принятия решения как при создании правовой информации, так и при ее применении (информировании о ней), создать новые условия для формирования правовой культуры и правового воспитания, совершенствования правовой системы и, следовательно, привести к стабилизации функционирования государственного механизма в целом. Системная интеграция и синергетический подход должны стать сущностными характеристиками правовой информатизации государства.

 

Таким образом, невозможно рассматривать вопросы распространения правовой информации без вопросов, связанных с:

- созданием правовой информации, качеством (оптимальностью) правовой нормы, стилем ее изложения, предпосылками создания, «корнями» (в том числе и связанными с менталитетом, традициями народа) и т.п.;

- законами и принципами управления;

- изучением потребности в правой информации, реальных возможностей ее усваивания.

Необходимо учитывать также и то, что правовая информатизация на данном этапе развития информационных  процессов практически стала  неотъемлемой  составной частью правовой системы и предоставляет новые возможности для развития правовой системы государства, ее перехода на качественно новый уровень.  Этот фактор также должен стать в едином ряду с другими, создающими предпосылки для изменения подходов к правовому регулированию в информационном обществе и изменениям основ теории права.

 

Правовая информатизация, основанная на развитии (внедрении) новейших информационных и компьютерных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей в правовую систему государства, открывает принципиально новые возможности организации экономической, социальной, культурной и трудовой деятельности людей, создания системы эффективного государственного управления и сбалансированного развития международных отношений. Таким образом, с точки зрения правовой системы государства, правовая информатизация позволяет связать воедино все составляющие правовой системы, осуществлять их взаимодействие на принципиально новых началах – с помощью достижений информатизации (информатики).

 

Подцелью правовой информатизации становится изменение системных свойств правовой сферы с целью повышения ее восприимчивости к новшествам, предоставления возможности активного и целенаправленного использования мировых информационных (правовых) потоков, новых возможностей влиять на правотворческую, правоохранительную, правоприменительную деятельность, информационное действие права, научные исследования в правовой сфере, а с ними – на правовую систему, государственный механизм  в целом.

 

Для этого необходимо создать единое информационно-правовое пространство государства (государств). Конкретной моделью механизма формирования и управления информационно-правовым пространством страны является государственная система правовой информации в том виде и понимании, как она создана в Республике Беларусь (ГСПИ).

 

Методологической основой развития ГСПИ и дальнейшего создания национальной системы правовой информации должны выступать процессы правовой информатизации в совокупности с их внедрением в механизм правового воздействия и механизм правового регулирования. Это позволяет при развитии ГСПИ применить  весь комплекс знаний о правовой норме, правовой информации, принципах управления, данных социологических исследований и т.д., в том числе и при развитии системы распространения правовой информации.

 

В целом встраивание правовых информационных технологий в правовую систему государства, правовую практику, механизм правового воздействия и правового регулирования позволят обеспечить достижение таких результатов, как: 1) формирование адекватной социальной среды, в которой имеющиеся правовые нормы (законодательство в целом) окажутся адекватно воспринятыми, а процесс правотворчества и правоприменения — осознанным;  2) повышение  правовой культуры общества; 3) наиболее полное обеспечение юридической практики правовой информацией как нормативного, так и ненормативного характера; 4) возможность применения законов математической логики и теории принятия решений при создании правовых норм, системы права, системы законодательства (при этом достигается еще одна цель — переход на системный, основанный на логическом моделировании процесс нормотворчества); 5) системное, основанное на теории принятия решений моделирование законодательства и применение норм права и — в силу повышения общего уровня правовой культуры и правовой осведомленности — стимулирование на более высоком уровне всего законотворческого процесса); 6) возможность интеллектуального анализа правовой информации путем создания экспертных систем, нейросетевых и генетических алгоритмов; 7) переход на качественно новый уровень создания законодательства, правовой системы государства в целом.

 

Не претендуя в данном случае на стройность и логичность изложения, мне хотелось объединить весь комплекс проблем, связанных с доступом к правовой информации. Собственно говоря, этот материал может рассматриваться как постановка задачи, которую всем нам вместе надо решать
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия