Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

Государственная регистрация объектов авторского права в существующих условиях

Н.В.Зырянов
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Существующая технологическая ситуация ярко выявляет не только недостатки институтов авторского права в общем, но и в частностях – механизм государственной регистрации прав авторов, по нашему мнению, требует серьезной доработки. Некоторые аналитические работы, опубликованные в последнее время по данной тематике, лишний раз свидетельствуют о возможностях серьезного улучшения системы государственной регистрации прав авторов в их интересах.

Существующая технологическая ситуация ярко выявляет не только недостатки институтов авторского права в общем, но и в частностях – механизм государственной регистрации прав авторов, по нашему мнению, требует серьезной доработки.

Некоторые аналитические работы, опубликованные в последнее время по данной тематике, лишний раз свидетельствуют о возможностях серьезного улучшения системы государственной регистрации прав авторов в их интересах.

Прежде всего, предлагается рассмотреть существующие в разных странах регистрационные институты – Библиотеку Конгресса США и РАО.

РАО нам хорошо известно.

В США дело обстоит следующим образом.

Функции «регистратора» объектов авторских прав в США выполняет т.н. Copyright Office библиотеки Конгресса.

Регистрация авторского права в США представляет собой юридическую формальность, призванную зафиксировать основные признаки конкретного авторского права в государственном архиве. Регистрация не является необходимым условием для того, чтобы авторское право защищалось. Несмотря на это, законодательство США об авторских правах предоставляет ряд преимуществ тем, кто проходит процедуру регистрации. Эти преимущества включают в себя:

  • запись в государственном архиве;
  • регистрация является необходимым предварительным условием иска о нарушении прав для произведений американского происхождения;
  • если процедура регистрации будет пройдена до издания произведения или в течение 5 лет после него, то факт регистрации будет принят судом в качестве доказательства наличия авторского права и достоверности данных, указанных в свидетельстве, которое является достаточным при отсутствии опровержения;
  • если процедура регистрации будет пройдена в течение 3 месяцев после издания произведения либо до нарушения прав на произведение, то ущерб и гонорар юриста будут включены в сумму иска. В ином случае в сумму иска входят только реальный ущерб и упущенная выгода; регистрация позволяет владельцу авторского права внести соответствующую запись в учетный реестр Таможенной Службы США с тем, чтобы предотвратить импортирование экземпляров, нарушающих авторские права.

Далее, попробуем сопоставить задачи, стоящие перед системой государственной регистрации авторских прав с особенностями цифрового представления информации и особенностями, привносимыми глобальными информационными сетями.

Суммируя эти данные вполне вероятно придти к выводу о целесообразности совмещения преимуществ государственной регистрации и электронных сетей – ведь технологии разрабатываются именно для улучшения - упрощения механизмов реализации наших прав. В то время как сейчас технологии скорее «подстегивают» нарушителей, помогая им все искуснее обходить закон.

Работающее законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах предусматривает, что до использования произведения или объекта смежных прав пользователь обязан получить разрешение на его использование непосредственно у самого правообладателя либо заключить специальное лицензионное соглашение с организацией, управляющей соответствующими правами. Большинство пользователей и юридических лиц, деятельность которых связана с использованием большого числа цифровых или мультимедиа произведений, предпочитают именно последний вариант, причем во многих случаях он является единственно возможным работающим правовым механизмом.

Основная деятельность любой организации по коллективному управлению имущественными авторскими или смежными правами - это выдача пользователям лицензий на использование произведений и (или) объектов смежных прав и распределение между авторами и иными правообладателями собранного с пользователей вознаграждения в соответствии с предоставленной ими отчетностью. Кроме того, организации по коллективному управлению осуществляют многие иные действия, для плодотворности которых необходимо, чтобы они были коллективными. Таким образом, данный механизм защиты и реализации прав авторов именно на коллективной основе борется с правонарушителями.

Небезынтересен снова и американский опыт - и, в частности, проект, реализуемый общественной организацией «Creative Commons» (далее – «Творческая общественность»).

Что предлагается «Творческой общественностью»?

«Творческая Общественность» вдохновилась идеей, запущенной известным в среде программистов и людей, близких к компьютерам, проектом «GNU», т.е. возможностью создания и распространения «свободного» произведения, имущественные права на которое не существуют в силу их отчуждения авторами в пользу общества. «GNU» - это проект, посвященный программному обеспечению, чей исходный код открыт для интересующихся – и позволяет изменять и модифицировать его, как того пожелает программист.

«Творческая общественность» предложила применять те же принципы и к другим объектам права интеллектуальной собственности, часто используемым в электронных сетях – к результатам литературной, художественной, композиторской деятельности, например.

В настоящее время система выглядит так:

1. Создавая авторское произведение в электронном виде или «оцифровывая» свое произведение автор, используя набор лицензий, предоставляемый Обществом, фактически самостоятельно отчуждает определенные права в пользу общества, разрешая тем или иным способом использовать данное произведение уже «без спроса», без необходимости платить или как-то иначе просить разрешения на его использование.

«Творческая общественность» различает четыре авторских правомочия, и на их основе, путем разнообразных комбинаций предлагает шесть видов лицензий.

Обществом различаются следующие права:

  • Право на авторство.
  • Право на коммерческое использование.
  • Право на внесение изменений.
  • Право на распространение на тех же принципах.

Список лицензий же, предлагаемых для использования «Творческой общественностью» при

публикации произведения в сети Интернет, выглядит таким образом:

  • Авторство + некоммерческое использование + использование без внесения изменений.
  • Авторство + некоммерческое использование + распространение на тех же принципах.
  • Авторство + некоммерческое использование.
  • Авторство + использование без внесения изменений.
  • Авторство + распространение на тех же принципах.
  • Авторство.

Система «Творческой Общественности» выстроена таким образом, что когда Вы соглашаетесь на лицензирование своего произведения на описанных условиях, машина генерирует лицензию, состоящую из трех частей:

  • а) часть общественного пользования (т.н. «Common Deed» (пер. – Общая часть) – описательную и понятную простым смертным лицензию;
  • б) часть юридически оформленную (т.н. «Legal Code» (пер. – Законная часть) - суммирующую законодательные нормы страны, в которой будет применена лицензия;
  • в) часть цифровую (т.н. «Digital Code» (пер. – Цифровой код) – специально описывающую формат лицензии в форме кода, для упрощения индексирования ее поисковыми системами.

По мнению «Творческой Общественности», таким образом обеспечивается не только полноценная защита прав авторов в сети Интернет, но и создается база свободных для использования произведений, и следовательно – поиск и использование произведений, рамки охраны которых понятны становится весьма и весьма доступным. Эти две задачи – защита прав авторов и создание базы «свободных» произведений - являются, по утверждению «Творческой Общественности», главными преимуществами такой системы.

Таким образом, развивающееся общество и применяемые в современном мире технологии позволяют говорить о начале реализации исходящего из иных принципов механизма, помогающего защищающего собственные авторские права.

С использованием новейших технологических достижений (основываясь на возможностях сети Интернет), существующих возможностей технических средств защиты авторских произведений, а также возможностей применения электронной цифровой подписи (на основании Закона «Об электронной цифровой подписи») реально выстраивание в РФ принципиально отличного от коллективного механизма защиты и реализации прав авторов. Необходимо отметить, что такой механизм, по нашему мнению, может быть выстроен именно исходя из личностной природы авторских прав.

Рассмотрим поставленные в ходе исследования такого механизма государственной регистрации вопросы.

Целью механизма явится упрочнение роли государства в правовом регулировании распространения защищаемой правами интеллектуальной собственности информации, а основной задачей – создание единой электронной системы, позволяющей автору самостоятельно осуществлять защиту и реализацию собственных авторских прав.

Условно обозначим как «Государственная служба регистрации и реализации авторских прав» (далее - Служба). Для достижения своей цели Служба позволит пользователю (автору или правообладателю) самостоятельно (используя сеть Интернет) осуществить следующие действия, не выходя из-за компьютера:

  • - регистрироваться в качестве «цифрового автора» или «цифрового правообладателя»;
  • - регистрировать имеющиеся у него авторские права на произведения, и полностью цифровые, и переработанные в цифровой код;
  • - депонировать объект права, с получением цифрового сертификата информирующего о дате, авторе, содержании произведения и сопоставлять объект с уже зарегистрированными на предмет элементарного плагиата;
  • - доводить произведение до всеобщего сведения через интерактивную сеть в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» или иной нормой права;
  • - подписывать авторские договоры на уступку имущественных прав на произведение путем заключения договора «в прямом эфире» через сеть Интернет.

Исследуя и анализируя существующие наработки в области, представляется целесообразным сформулировать следующие требования к работе этой Службы.

Ввиду важности и масштаба проблемы необходимо осуществление конкретного государственного контроля за деятельностью Службы.

Для единства и общедоступности на территории РФ, Система может быть интегрирована в одну из уже существующих или вновь создаваемых структур, имеющих отношение к использованию объектов интеллектуальной собственности. (Как пример первой организации можно привести уже упоминавшееся Российское авторское общество. Из проектов, работа над которыми по поручению государственной власти РФ ведется в настоящее время можно выделить Национальную Электронную Библиотечную Систему).

Служба не может и не должна быть коммерчески ориентированной структурой, а вот оказание некоторых платных услуг вполне вероятно и возможно, даже необходимо (хорошее сравнение в этой связи - «Copyright Office» Библиотеки Конгресса США, предоставляющий поддержку по регистрации произведений американским и неамериканским авторам за небольшую плату).

Интерфейс и технологичность Службы должны тщательно и глубоко быть отлажены, для соответствия уровню поставленных задач по вводу, сбору, хранению и использованию больших объемов фактического материала.

Создавая такую Систему, государство способно реально упростить для отдельных правообладателей и частных лиц работу по реализации и защите их авторских прав. Как результат, возможно упростить существующую систему депонирования и регистрации произведений (осуществляемую Российским Авторским Обществом и некоторыми другими структурами), а также облегчить процесс подписания авторских договоров авторами и потенциальными правообладателями, что в конечном итоге улучшит климат в области распространения защищенной правами авторов информации.

Вариантов дальнейшего развития ситуации в РФ в данной области четыре.

  • Бездействие (реальный).
  • Частные попытки улучшения «регистрационной» системы (путь «Творческой общественности») (творческий).
  • Государственная поддержка и контроль за регистрацией объектов авторских прав (рекомендуемый).
  • Совмещенный (путь США) (нереальный).

В связи с тем, что в России общественность традиционно склонна скорее к противоправным совместным действиям, видится важным государственный контроль в области.

Представляется наиболее целесообразным (учитывая грядущие перемены в области законодательной базы, обеспечивающей интересы авторов и правообладателей) внесение положения об обязательной государственной регистрации объектов авторского права в существующие законопроекты.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия

Ключевые слова

См. также:
Сергей Иванович Лунев
Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 1. С. 38-51. 
[Статья]
Ульяна Викторовна Зинина
[Доклад на Интернет-конференции]
Сергей Александрович Середа
[Доклад на Интернет-конференции]
С. Ульяничев
Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 34-44. 
[Статья]
Эльвина Рифхатовна Байбурина, Татьяна В Головко
Корпоративные финансы. 2008.  № 2 (6). С. 5-19. 
[Статья]
Михаил Иванович Звонарев, Геннадий Петрович Турмов
Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 16-25. 
[Статья]