Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Интернет - конференция «Право и Интернет»

с 1.10.06 по 31.10.06

Демократизация медиадискурса: проблемы и перспективы

А.П.Короченский
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Развитие процесса «демассификации» массовых коммуникаций (по Э. Тоффлеру) в конце ХХ века вследствие распространения многоканального кабельного ТВ, непосредственного спутникового телевидения с использованием индивидуальных приёмных устройств и других коммуникационных новшеств, переросло в эпоху Интернета и мобильной телефонии в глубокую качественную трансформацию технически опосредованной коммуникации в сторону её индивидуализации.

Развитие процесса «демассификации» массовых коммуникаций (по Э. Тоффлеру) в конце ХХ века вследствие распространения многоканального кабельного ТВ, непосредственного спутникового телевидения с использованием индивидуальных приёмных устройств и других коммуникационных новшеств, переросло в эпоху Интернета и мобильной телефонии в глубокую качественную трансформацию технически опосредованной коммуникации в сторону её индивидуализации. В наши дни стали возможными и широко практикуются массовые рассылки через Интернет и мобильную телефонную связь индивидуальных сообщений разного рода: текстовых посланий, фотографических, аудио- и видеоматериалов. Распространены личные веб-сайты и электронные «дневники»-блоги в глобальной Сети. К середине 2006 г. зарегистрировано 37 млн. блогов. За последние три года число онлайновых «дневников» выросло в 60 раз. По данным, полученным в ходе реализации исследовательского проекта Центра Пью «Интернет и жизнь американцев» в США свой собственный блог ведут 8% американцев (12 миллионов человек). Читательская аудитория американской блогосферы, согласно последним данным, насчитывает 57 миллионов пользователей. [http://www.goldensites.ru/news/115.html]. Хотя большинство блоггеров не претендуют на роль поставщиков актуальной социальной информации, часть блогов реально действует в режиме информирования о текущих событиях – большей частью местных – и комментирования их. То есть, выполняют функции, свойственные журналистике.

Вследствие широкого распространения и удешевления цифровой техники существенно упростился процесс создания индивидуальных мультимедийных сообщений, что облегчает включение граждан в массовую коммуникацию в качестве автономных продуцентов и распространителей собственных медиатекстов. Это обусловило появление множества самодеятельных «журналистов-граждан» и сетевых изданий, содержание которых полностью формируется из материалов, подготовленных непрофессиональными журналистами [См., например: http://english.ohmynews.com ].

В итоге реальностью наших дней становится «массовая индивидуальная коммуникация» или «массовая самокоммуникация» (mass self communication), по определению М. Кастельса, который характеризует этот феномен как новую социальную форму общения: она, безусловно, массовая, но производится, получается и воспринимается индивидуально [Le Monde Diplomatique. August 2006]. Выступая в одних случаях как форма технически опосредованного социального общения, дополняющего «традиционную» массовую коммуникацию через СМИ, в других случаях «массовая самокоммуникация» граждан претендует на альтернативность медийному мейнстриму либо превращается в фактор оперативной коррекции восприятия его содержания. Так, британский веб-сайт «МедиаЛинз», который поддерживается усилиями всего нескольких гражданских активистов, выполняет роль эффективного «корректора» деятельности крупнейших медийных организаций Великобритании.

Таким образом, параллельно либо в комбинации с профессиональной журналистикой формируется медиадискурс, в котором возрастает значение коммуникационных операций «рядовых» граждан. В сочетании с элементами интерактивного общения с аудиторией, которые всё шире используют как «традиционные» массмедиа, так и сетевая пресса, «массовая самокоммуникация» формирует новые характеристики медиадискурса, свидетельствующие о его демократизации.

К положительным характеристикам медиадискурса, на наш взгляд, относятся:

- Подключение всё большего количества граждан к процессам массовой коммуникации, обеспечивающее бóльшую включённость «рядовых людей» в обсуждение общественных проблем на демократической основе;

- Способность обеспечить формирование в перспективе коммуникационной среды полноценного социального диалога, из которого не будут исключены социальные, культурные и политические меньшинства, зачастую не представленные либо односторонне представленные в медийном мейнстриме. Гарантия реального, а не имитативного социального «многоголосья» является одним из ключевых условий подлинно демократического развития.

- Создание дополнительных возможностей для обсуждения и широкого распространения в обществе новых знаний и идей, их более эффективной конкуренции со знаниями и идеями, не выдержавшими проверку социальной практикой.

Наряду с позитивными проявлениями демократизации медиадискурса необходимо отметить и теневые стороны этого процесса: упрощение языка общения в режиме «массовой самокоммуникации» вплоть до его примитивизации; нередкое использование недостоверной информации, публикация информационных ресурсов, способных причинить ущерб психике людей, возможность всё более изощрённого манипулирования аудиторией и пр. Однако эти же явления в немалой степени свойственны и современной «традиционной» массовой коммуникации.

«Массовая самокоммуникация» порождает качественно новые проблемы в сфере регулирования информационных процессов. Важно, чтобы в поисках адекватных формул регулирования был найден верный баланс между гарантированным самовыражением граждан и необходимостью защиты общества от ущербных медийных воздействий.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия

Ключевые слова

См. также:
В.П. Конецкая
[Книга]
Олеся Юрьевна Кольцова
Отечественные записки. 2003.  № 4 .
[Статья]
Михаил Юрьевич Мартынов
Социологические исследования. 2006.  № 12. С. 119-121. 
[Статья]
Анна Юрьевна Шевченко
Вестник российской коммуникативной ассоциации. 2002.  № 1. С. 185-192. 
[Статья]
Екатерина Лапина-Кратасюк
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009.  № 1(99). С. 65-71. 
[Статья]
Людмила Борисовна Зубанова
Социологические исследования. 2009.  № 10. С. 109-119. 
[Статья]