Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Гендерные стереотипы в современной России

с 1.05.06 по 7.07.06


Ответ

Сергей Красильников

Ответ


 


Благодарю Вас за внимание к моему исследованию, постараюсь ответить на поставленные вопросы по порядку (учитывая Ваши замечания и пожелания о наглядном графическом представлении результатов исследования в виде диаграмм, таблиц).


1. О мотивации предпринимательской деятельности мужчин и женщин – малых предпринимателей:


Вопрос: «мне интересно узнать ваше мнение по поводу следующих данных, приведенных в докладе. Речь идет о мотивации занятия предпринимательством. Ваш текст: «у мужчин – малых предпринимателей доминирует желание попробовать свои силы в новом деле, реализовать себя; а у женщин - малых предпринимателей преобладает желание зарабатывать больше денег, обеспечивать себя и семью». Что же получается, с одной стороны, в российском обществе широко распространен стереотип «мужчины кормильца», ответственного за материальное положение семьи, а с другой, «материальное обеспечение семьи» является побудительным мотивом предпринимательской деятельности отнюдь не мужчин, а женщин. Как вы можете прокомментировать эти ваши данные?»


Ответ: в ходе исследования мотивации предпринимательской деятельности малых предпринимателей обнаружилась следующая закономерность, чем дольше и успешнее человек занимается бизнесом, тем больше он ориентирован на самореализацию, поддержание достигнутого статуса и деловой репутации (не зависимо от гендерной идентичности), но в целом стаж предпринимательской деятельности женщин-малых предпринимателей меньше, чем у мужчин-малых предпринимателей, к тому же женщины, как правило, заняты в высококонкурентных видах бизнеса, так как это относительно открытые к доступу виды предпринимательской деятельности (розничная торговля, общественное питание – почему? об этом чуть ниже!), поэтому доход их гораздо ниже и их бизнес-деятельность сводится к решению сугубо утилитарных задач, для того чтобы материально обеспечить себя и семью (схема 1). И перед мужчинами-малыми предпринимателями стоят подобные задачи, но так как их уровень дохода выше, то подобные проблемы для них менее актуальны, в этом случае приоритетными становятся иные цели – не тактические («цели выживания»), а стратегические («цели развития») – формирование и поддержание деловой репутации, деловых связей.


 


Схема 1. Продолжительность занятия малым предпринимательством


 



 



Таблица 1. Соотношение уровня дохода и пола опрошенных предпринимателей


 






































Уровень дохода


 


Пол


Мужской


Женский


До 5 тысяч рублей


12,5%


87,5%


От 5 до 10 тысяч рублей


25,0%


75,0%


От 10 до 15 тысяч рублей


50,0%


50,0%


От 15  до 20 тысяч рублей


50,0%


50,0%


От 20 до 30 тысяч рублей


60,0%


40,0%


Свыше 30 тысяч рублей


74,3%


25,7%


Затрудняюсь ответить


58,3%


41,7%


 


Диаграмма 1. - Уровень дохода мужчин и женщин-малых предпринимателей



 


 


2. О человеческом и социальном капитале малого предпринимательства:


Вопрос: «вопрос касается следующего текста из вашего доклада: «женщины – малые предприниматели, как правило, совмещают индивидуальную предпринимательскую деятельность с получением дополнительного образования, а мужчины – малые предприниматели совмещают индивидуальную предпринимательскую деятельность с работой на госслужбе или в коммерческой организации по найму». Мой вопрос: о каком образовании здесь идет речь? Какое образование имеют  (данных о структуре образования мужчин и женщин вы, к сожалению, в тексте  не приводите) и какое пытаются получить женщины? И далее: «то есть, диапазон дополнительных сфер деятельности у мужчин-малых предпринимателей шире, чем у женщин-малых предпринимателей». Мне не понятно, почему вы позитивно оцениваете мужские практики «совмещения» деятельности, а не женские перспективы «повышения» уровня человеческого капитала (ЧК), которые они обязательно получат за счет дополнительного образования, поскольку Современный рынок труда позитивно реагирует на рост образования работников и перспектива отдачи от роста ЧК, по-моему, заслуживает более положительной оценки»


Ответ: Женщины-малые предприниматели намереваются получить высшее образование в сфере экономики и права, то что, на их взгляд, им поможет в предпринимательской деятельности. Но и в этом случае определяющим фактором выбора тех или иных образовательных стратегий является не гендерная идентификация, а образовательный уровень предпринимателя, так малые предприниматели, имеющие высшее образование, как правило, намерены получить второе высшее образование в сфере экономики и права (то есть они на своем опыте осознали необходимость этого), а малые предприниматели, не имеющие высшего образования, но занимающиеся бизнесом более 5 лет не считают необходимым получить дополнительное образование, так как их квалификационные ресурсы и накопленный опыт обеспечивает им достаточный уровень дохода от предпринимательской деятельности.


 


Таблица 2. Уровень образования мужчин и женщин-малых предпринимателей (число респондентов)



 



 


Диаграмма 2. - Образование предпринимателей


 




 


3. О видах предпринимательской деятельности: гендерный аспект


Вопрос: «Следующий вопрос, ваши комментарии к которому мне очень интересны, касается гендерного разрыва в доходах: «Разница среднемесячных доходов женщин и мужчин – малых предпринимателей около 5 тысяч рублей в пользу последних». Почему? За счет чего? Принято считать, что гендерный разрыв в доходах образуется в основном за счет вертикальной и горизонтальной сегрегации занятости женщин и мужчин. Но вы обследовали однородные по статусу занятости группы женщин и мужчин – и те, и другие являются предпринимателями в сфере малого бизнеса. Тогда откуда же взялась столь значительная «разница среднемесячных доходов»? К сожалению, в тексте нет данных об абсолютных размерах доходов женщин и мужчин малых предпринимателей, но даже без этих данных, различия в доходах выглядят значительными (1,5-2 ПМ, т.е. прожиточного уровня). Вероятно, следующая фраза вашего доклада «о более широком диапазоне индивидуальной предпринимательской деятельности мужчин – малых предпринимателей: это и оптово-розничная торговля, строительство, пасажироперевозки, грузоперевозки, сочетание различных видов предпринимательской деятельности; тогда как женщины – малые предприниматели заняты в основном в торговле и общественном питании» должна, отчасти, объяснить причину гендерного разрыва в доходах женщин и мужчин. Но тогда возникает вопрос, а почему «диапазон индивидуальной предпринимательской деятельности мужчин» более широкий, чем у женщин? Что женщинам мешает расширить свой диапазон индивидуальной предпринимательской деятельности?»


Ответ: Выбор того или иного вида предпринимательской деятельности (пасажироперевозки, оптовая или розничная торговля, общественное питание, производственная деятельность, строительство и т.д.) обусловлен следующими факторами: степенью «открытости» этого поля предпринимательской деятельности и преодолимостью/непреодолимостью «административных барьеров» и наличие необходимого капитала (так, капитал необходимый для вхождения в такую сферу бизнеса, как розничная торговля меньше, чем капитал необходимый для занятия строительным бизнесом), то есть для занятия тем и или иным видом предпринимательской деятельности нужно обладать определенными формами капитала (по Радаеву): финансовым капиталом, социальным капиталом («связями») и человеческим капиталом (не только образованием, помогающим в данной сфере деятельности, но и соответствующим опытом работы, так один из респондентов, рассказывая о том, почему он занялся грузоперевозками, отметил, что «я всю жизнь шоферю, работал и дальнобойщиком, хорошо изучил это дело, купил грузовую машину и начал работать на себя»).


В ходе исследования малого предпринимательства города Ульяновска было в очередной раз подтверждено, что существуют гендерные особенности в выборе видом предпринимательской деятельности, и эти особенности обусловлены тем, что те объемы и формы капитала (финансовый, социальный, административный, человеческий), которыми обладают женщины-малые предприниматели не позволяют им заниматься относительно «капиталоемкими» видами бизнеса – например, строительным бизнесом, а вынуждает их идти в относительно «открытые», а потому высококонкурентные, а значит малоприбыльные поля предпринимательской деятельности – например, розничная торговля.


 


Надеюсь я ответил, хотя бы частично, на Ваши вопросы? Жду Вашего комментария.


С уважением, Красильников Сергей.


 


 


 


MS Word Document
Ответ
[106 КБ]

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 31.05.06 Комментарий и вопросы к тексту С.Красильникова (З.А.Хоткина)
  •  
      Дискуссия