Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Гендерные стереотипы в современной России

с 1.05.06 по 7.07.06


Факторы, определяющие изменение электоральной базы партий

Е.В.Кочкина

Инна, в социологии политической культуры (В. Рукавишников, Л. Халман, П. Эстер "Политические культуры и социальные изменения", М.1998 г.)довольно хорошо разработаны концепции и факторные модели изменения ценностей, разработаны факторы, применяется математико-статистические методы анализа и пр. (с.254-261). Мне нравится двухмерная Политико-психологическая факторная модель латентной структуры российского коллективного общественного мнения (с.258): одна ось рационально-идеологическая , другая психологическая. По первой оси распределение происходит справа (между сторонниками стабильности, порядка и равенства) и слева (сторонниками перемен и свободы). Он очень подробно излагает компоненты ценностей и их типологизацию для каждой идеологической позиции. Психологическая ось отражает восприятие и оцени любьми происходящего на эмоциональном уровне и на основе представлений о справедливом отношении к ним (от фрустрации, неудовлетворенности, до благожелательности перемен). ОДнако, социологи очень четко различают общественное мнение и ценности населения. Социологи знают, что ценности меняются не так быстро. А вот мнение можно "создать" довольно быстро. В моей личной практике проведения опросов общественного мнения на избирательном участке в г. Жуковске (Московская область) в марте 1994 г. на выборах в Городскую ДУму я зафиксировала, что лишь 2% избирателей указали, что они проголосовали в декабре 1993 года (то ест за 4 месяца до этого) за блок "Женщины России". Меня этот феномен тогда потряс. За 4 месяца народ уже и не помнил о провозглашенной "феминистской революции" в России. Другой, факт, который Возможно вы и сами лично помните - это взлет рейтинга Путина (с 1% (единицы) до 53%) между летом 1999 года и его выборами на пост Президента в марте 2000 г. (см. Десять лет социологических наблюдений, ФОМ, 2003,с.334-336). При такой подвижности общественного мнения, я склонна считать, что основные подвижки в общественном мнении между выборами происходят под влиянием а) использования административного ресурса, б) массовой пропагандой партий и политиков (политтехнологические приемы хорошо известны - см. Автандил Цуладзе "Большая манипулятивная игра", 2000 г., почти полная контролируемость эфирного пространства и медийного рынка - Anrew Wilson "Virtual Democracy", Cambridge University Press, 2003), в) ситуационной паникой и борьбой за вымпел "спасителя" нации.
Партии (классические партийные машины как это называлось в политологии XX века) утратили функцию ключевых игроков на выборах и они выполняют лишь частичную функцию по мобилизации электората.

В целом перетекание некой "критической массы" женских голосов от одной партии к другой понятно: сначала критическая масса женщин голосовала за стабильных коммунистов в 1995 г., а в 1999 г. и 2003 гг. партией стабильности выступила "Единая Россия" . Но это лишь закон перетекания "женского электората", который ориентирован на стабильность. И на этом делают обощения о консерватизме женского электората в целом. Я же пытаюсь показать, что женские ценности существуют, и та партия которая сможет их актуализировать, сможет получить "женские голоса".

Роль политических партий в борьбе за женские голоса велика, хотя политологи сходятся в том, что паровоз российского политического процесса олицетворяется "машинистами", т.е. конкретными личностями. Личности имеют больший капитал в общественном мнении, чем многие партии. Некоторые личности могут сдвинуть общественное мнение так, как это было после 10-го мая с.г. после Послания Президента, что через пять дней в тролейбусах мужчины среднего возраста возбужденно обсуждали станут или нет российские женщины рожать? я была потрясена конмпетентностью обсуждения - так ведь предыдущие 5 дней СМИ ни о чем другом и не говорили. И за 5 дней оформились различия в позициях мужчин. Другое дело, как эти политические заявления и призывы будут профинансированы, и как "сбои" в национальном мегапроекте "Демография" к лету следующего года и в предвыборный период... (выборы-то наносу)отразятся на способности удержать женский электорат "Единой РОссии". Все сбои в выплатах пособий по беременностям и родам, сертификатам, материнскому капиталу, детским пособиям и пр. - будут бить именно по партии власти. Но есть ли в России другая партия, которая сможет этой заварухой воспользоваться?? Выкатить иную гендерную программу не менее привлекательную для женского электората? Я не вижу такой партии пока.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 6.06.06 Вопросы к докладу Е.В.Кочкиной (О.В.Красильникова)
  • 5.06.06 Елена, Вы пишите о том, что от выборов к выборам гендерные пропорции электората, поддерживающего ту или иную партию, меняются: (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия