Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Гендерные стереотипы в современной России

с 1.05.06 по 7.07.06

Гендерные стереотипы библиотечной профессии

М.В.Шабалина
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


В работе раскрываются изменения в гендерной ориентации библиотечно-информационной деятельности. Приводятся статистические данные о гендерном составе выпускников и учащихся факультета информационных ресурсов и дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств. Делаются прогнозы относительно потенциала нового ГОС ВПО специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в модернизации содержания и гендерной направленности библиотечно-информационной профессии.

Библиотечная профессия, казалось бы, находится в стороне от «гендерных бурь», не привлекая внимания феминисток. В действительности же в нашей стране создание целой отрасли культуры – библиотечного дела – связано именно с женской инициативой.

 

Мощный оплот книжной культуры – Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге – возник по инициативе Екатерины II. 16 мая 1795 г. императрицей был подписан указ об открытии Императорской публичной библиотеки, в советское время называвшейся Государственной публичной библиотекой им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, а в настоящее время именуемой Российской национальной библиотекой. Это был не просто административный акт царствующей особы. Екатерина II увлекалась коллекционированием книжных фондов, состояла в переписке с французским вольнодумцем Вольтером, получив в наследство его библиотеку, изучала труды энциклопедиста Д. Дидро. Она подбирала кандидатов в директорский корпус первой национальной библиотеки, прельщая их совмещением должности с президентством в Академии наук.

 

Как укрепление гендерных преобразований в культуре, можно расценивать становление профессионального библиотечного образования в России. Начало ему было положено Любовью Борисовной Хавкиной (1871–1949) – инициатором, лектором и секретарем курсов по библиотечному делу при Народном университете Шанявского[1].

 

Деятельность курсов в программе вольного университета, первого демократического высшего учебного заведения в России, заставляет по-иному взглянуть на их социальную значимость. Университет действовал с 1908 г., был создан по инициативе и существовал на средства супругов Альфонса Леоновича (иркутского золотопромышленника, генерал-майора, переселившегося с семьей в 80-х гг. XIX века в Москву) и Лидии Алексеевны Шанявских. По мнению последней, в России наступило время, когда «надо добиваться… права женщин поступать в высшие заведения наравне с мужчинами». «Новый университет должен был быть открыт для всех желающих и могущих восприять высшее образование, независимо от прохождения средней школы, наличия диплома, от знания, наконец, пресловутых классических языков».[2]

 

Спонсором проекта Л.Б. Хавкиной выступил известный филантроп Н.А. Шахов. Были открыты библиотечные курсы: весенние краткосрочные; годичные – для библиотекарей публичных библиотек; годичные – для библиотекарей академических библиотек. По свидетельству известного книгоиздателя М.В. Сабашникова, они сыграли положительную роль в подготовке библиотечных кадров, их популярность способствовала притоку обучающихся из самых отдаленных уголков России. Л.Б. Хавкина, анализируя работу с первым набором слушателей, писала: «первый опыт показал, что потребность в таких курсах у нас вполне назрела, так как они привлекли громадное число слушателей… Задача курсов – не только дать известную сумму практических сведений для работы в библиотеке, но выяснить культурную сторону этой работы. Прошло уже время, когда библиотекарь трактовался как «выдавальная машина». Современная библиотека есть просветительное учреждение, и поэтому для работы в ней нужна подготовка как общеобразовательная, так и профессиональная»[3].

 

Курсы, несомненно, заложили основу профессионального библиотечного образования и способствовали развитию широкой сети библиотек в стране, продемонстрировав общественную потребность в институтах информации и квалифицированных кадрах.

 

В 1918 г. при Ленинградском политико-просветительном институте (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств) открылся библиотечный факультет – началось становление государственного высшего библиотечного образования. С 1930 г. обучает студентов Московский государственный университет культуры и искусств. В 60–80-х гг. была сформирована сеть вузов культуры в провинции (в Краснодарском крае, Орловском крае, Татарстане, Бурятии, Кемеровской области и др.). В Алтайском крае такой вуз был открыт в 1975 г. Конечно, библиотеки в нашей стране возникли гораздо ранее ХХ в., но только с появлением высшего профессионального образования они могли превратиться в массовое явление.

 

В ХХ – начале XXI в. библиотечная профессия стала считаться уделом женского пола. Государственная нищета, невозможность поддержания социальных проектов определила феминизацию профессии библиотекаря, и до конца ХХ столетия угасание профессии стали рассматривать в контексте уменьшения социальной роли библиотек и книги. Между тем, изначально понятие библиотеки не ассоциировалось с понятием книги («кодекс»). Уже в древности в величайшей библиотеке мира – Александрийской – были представлены туппумы, папирусы, пергамен. Библиотека хранила информацию, зафиксированную на любом материальном носителе. Это положение становится особо актуальным в современном информационном обществе, располагающем цифровыми технологиями. Виртуальные документы, сетевые и локальные электронные ресурсы, не уничтожая классическую библиотеку, создали ее современный аналог – электронную библиотеку, и способствовали привлечению в ряды специалистов информационного пространства представителей другого пола. Тем самым, в профессии наметилась ликвидация гендерного крена.

 

Эту ситуацию можно проиллюстрировать на примере факультета информационных ресурсов и дизайна (ФИРиД) Алтайской государственной академии культуры и искусств (АлтГАКИ, г. Барнаул), который готовит специалистов для библиотечно-информационных учреждений. Соотношение поступающих на факультет юношей и девушек можно рассмотреть на основе статистических данных об окончивших вуз, а также ныне обучающихся на факультете информационных ресурсов и дизайна, выпускающей для которых является кафедра библиографии. (Всего на факультете три выпускающих кафедры: библиотековедения, библиографии и информатики.) Количество человек за 1996–2000 гг. подсчитывалось на основе данных о выпускниках, а за 2001–2005 – по числу нынешних студентов 1–5 курсов.

 

 

Нижняя хронологическая граница диаграммы обусловлена введением в 1996 г. нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Библиотековедение и библиография» (квалификация «библиотекарь-библиограф»), в соответствии с которым библиотекари переходили с четырехлетнего на пятилетнее обучение. В рамках этой квалификации кафедра библиографии вела специализации «Технологии информационно-поисковых систем» и «Технологии автоматизированной обработки информации». С 2004 г. на ФИРиД АлтГАКИ осуществляется набор по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», измененной за счет введения квалификаций «библиотекарь-библиограф, преподаватель», «референт-аналитик информационных ресурсов», «менеджер информационных ресурсов», «технолог автоматизированных информационных ресурсов».

Ныне действующий стандарт, по-прежнему отвечая сущности гуманитарного образования, делает акцент на освоении студентами новых информационных технологий, создании и использовании информационных ресурсов не только в традиционной, но и в электронной форме. В определенной мере он опережает провинциальную реальность, где информационный сервис пока развит слабо. Хотя, наверное, оставляет надежду на то, что специалисты нового профиля, ориентируясь на привлечение мировых информационных ресурсов через глобальные информационные сети, постепенно изменят ситуацию.

 

Библиотечное дело не является сферой гендерной конкуренции, но, вероятно, стереотип о том, что библиотечная профессия – женская профессия, оказывает негативное влияние на развитие этой отрасли в настоящее время. Сокращение бюджетного финансирования и самого количества библиотек, казалось бы, указывает на социальную невостребованность института библиотечного дела. Однако опыт научно-информационной деятельности родственных социальных учреждений – отечественных и зарубежных информационных центров – демонстрирует примеры успешного и конкурентоспособного информационного сервиса. В связи с началом формирования информационного общества, увеличением аудитории пользователей глобальных информационных сетей, библиотечное дело должно осваивать новые виды информационных услуг, используя накопленный в рамках отрасли позитивный опыт формирования, сохранения и распространения культурных ценностей и опираясь на сотрудничество с международными информационными консорциумами: Elsevier, EBSCO и др. Сохранение института библиотечного дела в нашей стране могло бы стать еще одной гендерной победой.

 

[1] Григорьев, Ю. В. Л. Б. Хавкина (1871–1949) / Ю. В. Григорьев. М., 1973. С. 110.

[2] Цит. по: Университет Шанявского // Сабашников, М. В. Воспоминания / М. В. Сабашников. М., 1988. С. 265.

[3] Цит. по: Университет Шанявского // Сабашников, М. В. Воспоминания / М. В. Сабашников. М., 1988. С. 265.

MS Word Document
сохранить
[54 КБ]
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 27.06.06 Вопрос автору (Е.Мезенцева) (Е.Б.Мезенцева)
  • 23.06.06 Вопрос Автору (И.Б.Назарова)
  •  
      Дискуссия

    Ключевые слова

    См. также:
    Лидия Эдуардовна Семенова
    [Учебная программа]
    Алла Евгеньевна Чирикова, Ольга Николаевна Кричевская
    Социологические исследования. 2000.  № 11. С. 45-56. 
    [Статья]
    Cecilia L. Ridgeway
    American Sociological Review. 1997.  Vol. 62. No. 2. P. 218-235. 
    [Статья]
    Виктория Анатольевна Суковатая
    Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 65-70. 
    [Статья]
    Виктория Анатольевна Суковатая
    Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1.
    [Статья]
    Борис Сергеевич Гладарев
    Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
    [Статья]