Эксоцман
на главную поиск contacts


Вопросы к докладу А.Ю. Чепуренко

Ю.В.Латов


Александр Юльевич представил на нашу электронную конференцию замечательно интересный текст, срывающий "хрестоматийный глянец" с дискуссии о социальном рыночном хозяйстве. Итак, оказывается, камень, отринутый строителем, лег во главу угла: сам Людвиг Эрхард полагал собственно социальную политику десятистепенной, а ее-то и начали считать самой важной деталью германской экономической модели. Правда, замечу, это не значит, что Эрхард был во всем прав, а его последователи делали лишь то, что полагается делать последователям, - совершали ошибки. Может быть, изначально программа Эрхарда была несколько радикальной, а затем ее "жизнь обтесала" до приемлемого уровня?


Чтобы лучше разобраться в проблеме, хотелось бы попросить А.Ю. Чепуренко уточнить некоторые детали.



1. По мнению Эрхарда, "лишь в отношении относительно немногочисленной части населения - инвалидов, детей, многодетных семей, стариков - нужны некоторые меры перераспределения". Согласен, что инвалиды и многодетные семьи в современном обществе немногочисленны. А вот дети и особенно старики (пенсионеры) - вместе взятые они будут насчитывать не менее трети населения, а то и две пятых. (Скажем, в России 2002 г.: дети до 15 лет - 16,4%, пожилые люди старше 60 лет - 18,5% населения.) Не преуменьшал ли Эрхард значения "социальной политики в общепринятом смысле"?



2. Хотелось бы уточнить вопрос о взаимоотношениях творцов германской экономической модели с оккупационной администрацией и другими политическими силами. Если и социал-демократы, и профсоюзы были "против" Эрхарда, оккупационные власти относились к нему "с крайним недоверием", то кто был "за" него? Постсоветская эпоха давно излечила нас от иллюзий, будто реформатор у власти может осуществлять некую мудрую программу, невзирая на политические дрязги. В мало-мальски демократическом обществе любой человек во власти говорит и действует всегда от лица какой-то силы – партии, социальной группы, бизнес-сообщества. От лица кого говорил Эрхард, на чью поддержку он опирался?



3. Когда читаешь про проблему социального рыночного хозяйства Германии, то часто создается представление, будто сначала его создали несколько гениальных реформаторов (или даже один супергениальный Эрхард), а потом пришли безымянные вульгаризаторы и всё напортачили. Кто они – это "кейнсианское большинство", которое постепенно стало "законодателем мод в академической среде"? Появились ли у Эрхарда интеллектуальные последователи? Как развивались концепции социального рыночного хозяйства в пост-эрхардовский период? Или же они вообще не развивались?



4. Один из главных эрхардовских принципов – это принцип свободы. Здесь явно есть повод для дискуссии: это "сладкое слово" настолько затрёпано, что каждый хочет вложить в него свой смысл. Что же понимали под свободой создатели "немецкого чуда"? Негативную свободу или позитивную свободу? Или что-то еще?



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 1.03.06 Вопросы к докладу А.Ю. Чепуренко (Ю.В.Латов)
  •  
      Дискуссия