Эксоцман
на главную поиск contacts

Социальная политика Вальтера Ойкена (очерк истории экономической и социальной мысли)

Т.Ю.Сидорина
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Вальтер Ойкен – выдающийся немецкий экономист, один из основоположников фрайбургской школы и ордолиберализма в экономике. В политике порядков Ойкена решению социальных вопросов отводится очень серьезное место. Обратимся к одному из самых значительных его произведений «Основные принципы экономической политики» (1950).

Вальтер Ойкен – выдающийся немецкий экономист, один из основоположников фрайбургской школы и ордолиберализма в экономике. В политике порядков Ойкена решению социальных вопросов отводится очень серьезное место. Обратимся к одному из самых значительных его произведений «Основные принципы экономической политики» (1950).

Одна из главных задач этой работы, по утверждению Ойкена, состояла в том, чтобы показать, что социальную политику не следует рассматривать как бесплатное приложение ко всей остальной экономической политике. Она должна быть прежде всего политикой экономического порядка. Независимо от того, идет ли речь о денежной, кредитной, валютной либо картельной политике, о положении рабочего на рынке труда, на предприятии или о его семейных делах, неизменно существует интердепенденция экoнoмичeской политики, что постоянно затрагивает интересы рабочих. По мысли Ойкена, нет ничего, что не было бы важно в социальном плане. Нет никаких мер экономической политики, которые бы одновременно (прямо или косвенно) не влекли за собой социальных последствий и не имели социального значения. Тот, кто хочет представлять социальные интересы, должен в силу этого уделять внимание в первую очередь формированию общего порядка. Необходимо попытаться с помощью общей политики порядков препятствовать возникновению социальных проблем» [1].

По мнению ученого, социальная политика представляет собой нечто совершенно иное, нежели то, что прежде часто понималось под этим. Увеличить заработную плату, предотвратить несчастные случаи на производстве или создать благотворительные организации – все это, несомненно, важно, но этого еще недостаточно. Такой подход к решению социальных проблем – дело прошлого. Но не потому, что задачи социальной политики в прежнем смысле слова стали несущественными. Эти задачи в высшей степени актуальны и должны наряду с другими стать определяющим фактором нового экономического мышления – мышления категориями экономического порядка.

Основные вопросы теоретической дискуссии

«Слово “порядок” используется в двояком смысле. Под “экономическим порядком” мы понимаем конкретный, позитивно заданный факт. Он представляет собой совокупность реализованных форм, в которых в каждом случае in concrete протекает повседневный экономический процесс. Так, в Германии существовал экономический порядок 1945 или 1900 г., либо порядок какой-либо другой экономической эпохи. Мы исследуем, прежде всего, экономические порядки XIX и XX вв., которые отличались своим разнообразием и которые быстро сменяли друг друга. Они были и зачастую продолжают оставаться нецелесообразными. В их рамках повседневный экономический процесс нередко оказывается неравновесным. Или порядки являются несправедливыми и над свободой в них нависает опасность. Анализ этих порядков — основа политики порядков. Мы обязаны рассматривать их как факты и вскрывать взаимосвязи этих фактов.

“Порядок” имеет еще одно значение, а именно – порядок, который соответствует существу человека и дела. Это означает порядок, в котором доминируют мера вещей и равновесие. Еще античная философия использовала такое понимание порядка. Она искала в разнообразии вещей скрытый план структурного формирования мира. В средние века была четко обрисована эта идея порядка, которая оказала решающее влияние на формирование всей средневековой культуры. Она означает рациональное соединение всех разнообразных вещей и явлений в единое целое.

Прежде всего, во времена оказавшихся несостоятельными или несправедливых позитивных порядков эта идея порядка бытия, естественного порядка или порядка вообще (ордо) регулярно приобретает большую силу. Толчок тому дает абсурдность конкретных обязательств. Ищут такой порядок, который в отличие от заданных порядков соответствует здравому смыслу или природе человека и вещей. В один из таких бедственных периодов, например на стыке IV и V вв., эту идею, обладавшую большим влиянием, развил Августин. В XVII и XVIII вв. естественный порядок (ordre nature!) противопоставлялся позитивному порядку (ordre positif). И вновь это оказывало сильное воздействие, например, в сфере формирования права, государства и экономической политики. Сегодня эта идея опять живет в силу насущной необходимости найти для индустриализированной экономики недостающий функционирующий и достойный человека экономический, общественный, правовой и государственный порядки. Если формулировки этого понятия и менялись в ходе развития европейской истории, то намерение создать такое понятие остается прежним или схожим с ним.

Оба понятия, безусловно, необходимы: порядки как индивидуальные, меняющиеся исторические факты и порядок как порядок вообще (ордо). Это различие понятий так старо потому, что оно почти неизбежно возникает в столкновении с конкретной действительностью. Человек хочет знать, каковы конкретные порядки, и он ищет лучший порядок. Но оба понятия контрастируют между собой: конкретные неудовлетворяющие порядки, в условиях которых фактически люди живут, и пригодный справедливый порядок.

Мы разграничиваем эти понятия, отделяя конкретные “экономические порядки” от стремления к “порядку в экономике”». (Из Приложения к работе Ойкен В. Основные принципы экономической политики… С. 468)

Основываясь на высказанных положениях, Ойкен рассматривает политику экономического порядка как социальную.

Первый вопрос, которым задается автор, это вопрос о материальном обеспечении членов общества. «Снабжение членов общества, – пишет он, – а тем самым и рабочих, пенсионеров и прочих практически полностью зависимых в социальном отношении лиц, обусловливается прежде всего работоспособностью всего производственного аппарата. Самая лучшая социальная политика не может дать никаких удовлетворительных результатов, если производительность труда человека невелика, Создание функционирующей системы регулирования экономического порядка, базирующегося на разделении труда, является в силу этого важнейшей предпосылкой решения всех социальных проблем»[2].

В условиях конкурентной экономики это означает прежде всего реализацию ее основного принципа, а именно создание функционирующего механизма цен полной конкуренции. Каждое домашнее хозяйство и каждое предприятие в состоянии проводить точный экономический расчет, действовать в собственных интересах в строгом соответствии с принципом издержек, т. е. как заставляет поступать конкуренция. Но экономическая производительность и благосостояние людей в большой степени зависят также и от реализации других конституирующих и регулирующих принципов. Например, если нестабильная денежная система или денежная политика порождает инфляцию или дефляцию, то это не только искажает структуру цен, фальсифицирует балансы и делает невозможным правильный экономический расчет, но и парализует хозяйственную инициативу и волю к расширению масштабов хозяйственной деятельности; закрытые рынки уменьшают способность конкуренции побуждать к активизации хозяйственной деятельности, ограничивают отбор наиболее способных агентов и т. д.

Ойкен обращает внимание на то, что какой прогрессивной и продуманной не была бы экономическая политика порядков, она прежде всего должна учитывать реальное положение дел в обществе: «Словно в фокусе, все мероприятия политики порядков сходятся в вопросе об их воздействии на работоспособность производственного аппарата. Следовательно, если правильно то положение, согласно которому можно распределять только то, что было до этого произведено, то первый вопрос всех социальных реформаторов должен быть адресован экономическому порядку, имеющему наивысший показатель экономической эффективности. Только в качестве дополнения к этому можно ставить другие вопросы. Если в рамках созданного того или иного порядка все люди одинаково голодают, то это не является решением проблемы ни справедливого распределения, ни безопасности, ни какой-либо другой формы проявления социального вопроса. Она не будет решена и в том случае, если станут предприниматься попытки сделать это влияние плохого порядка приемлемым путем этического приукрашивания его и широкой апелляции к общим интересам всех людей»[3].

Так за много лет до проведения экономических реформ в России Ойкен писал о проявлении необходимой осторожности в этом процессе.

Особое внимание при рассмотрении вопросов социальной политики Ойкен уделяет социальной обеспеченности населения. «Потребность в обеспеченности является универсальной проблемой, – пишет он. – Каждая эпоха обладала своей формой необеспеченности и неуверенности. Однако сегодня потребность в обеспеченности выросла в такой степени, какой не знала вся прежняя история человечества»[4].

В современном мире, покоящемся на разделении труда, отдельно взятый человек должен опасаться не только экономической нужды, но и утраты своих возможностей как личности. Человек вынужден считаться с тем, что по причинам, которые не обязательно следует искать в нем самом, он может быть исключен из социальной кооперации и оказаться на границе общественных условий существования. Это означает не только угрозу экономическому существованию, но и, что также или даже более тяжело, невостребованность его сил, ограничение возможностей его развития и незаслуженное унижение чувства собственного достоинства. Другая опасность состоит в потере его свободы, которой реализация властных прав в состоянии нанести большой ущерб независимо от того, идет ли речь о частной власти или, в худшем варианте, о власти тоталитарного государства. Эта вторая опасность применительно к первой опасности – массовой безработице – зачастую осознается не в полном объеме, хотя именно опыт последнего времени показал, что человек в определенных условиях может причинить вред другим людям.

Правда, коллектив может избежать безработицы, но он же одновременно порождает гораздо более серьезную опасность личной необеспеченности. Вместе с тем рыночное хозяйство в состоянии предоставить людям экономическую обеспеченность только тогда, когда функционирует без перебоев

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. С. 404.

[2] Там же. С. 405.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 408.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия