Эксоцман
на главную поиск contacts


К вопросу об эффективности германской модели социального рыночного хозяйства

Н.С.Лярская


Модель социального рыночного хозяйства, разработанная и реализованная в Германии, способствовала экономическим успехам этой страны, а также успехам в решении социальных проблем.


В чем же состояла эффективность данной концепции?



Само понятие “социальное рыночное хозяйство” было ведено для определения государственной политики, сочетающей принципы рыночной свободы и социального выравнивания (в идеале - равенства). При этом первый из них означал, что индивидуумы, в принципе, принимают экономические решения под свою ответственность независимо от государства и правящей бюрократии. Ограничения свободы действий допустимы лишь тогда, когда граждане выражают на это согласие путем свободных и демократических выборов. Принцип социального выравнивания был направлен на надежное обеспечение стабильности и жизнеспособности свободного общества на основе его признания как приемлемого всеми социальными слоями. Для этого было необходимо обеспечить справедливость возможностей и жизнь, достойную человека.



Рассматриваемая концепция с самого начала исходила из убеждения (положенного еще в начале 30-х гг. В.Ойкеном), что только хозяйственный порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. Для этого требуются не нравственные сверхчеловеки, а благоприятные общие институциональные условия, которые таким образом регулируют все аспекты деятельности индивидуумов (естественно, реализующих, прежде всего свои интересы), что, в конечном счете, от этого выигрывают все.



Характерной чертой концепции социального рыночного хозяйства, обеспечивающей его эффективность, явилось то, что в ней обратили внимание не на отдельные аспекты хозяйственной деятельности индивидов, а на общие институциональные условия, в которых осуществляется эта самая деятельность, и попытались найти оптимальный вариант таких условий. При этом под общими институциональными условиями, т.е. порядком, понимаются правила и нормы, ограничивающие индивидуальную экономическую деятельность. Сюда относятся формальные – конституционные, правовые или организационные – правила, соглашения, а также неформальные – обычаи и нормы, с помощью которых реализуются эти правила. С этими условиями считаются все участники хозяйственной жизни, а их несоблюдение влечет за собой социальные и материальные санкции. Тем самым они способствуют упорядоченности и постоянству хозяйственной деятельности при аналогичных и повторяющихся ситуациях, возникающих в результате решений деловых партнеров, и таким образом содействуют стабильным и уверенным ожиданиям в отношении поведения экономических агентов, служат надежной основой прогнозов действий контрагентов. В результате этого отношения становятся менее сложными и более стабильными, возникает взаимное доверие, только которое и может надежно обеспечить упорядоченную хозяйственную общественную жизнь.



Социальное рыночное хозяйство не может быть сформировано само собой в процессе лишь свободной конкуренции. Государство должно защищать установленные нормы, следить за их выполнением – оно должно иметь сильную позицию, что, однако, не означает его широкое и частое вмешательство в хозяйственную жизнь.



Успех концепции, на мой взгляд, был заложен первоначально в самом понимании социального рыночного хозяйства (в основе которого – социальная справедливость и солидарность); в цели реформ, состоящей в том, чтобы “в условиях основанной на конкуренции экономики соединить свободную инициативу с социальным прогрессом, который обеспечивается именно достижениями рыночного хозяйства” (по Мюллеру-Армаку). В роли, отведенной “порядку”, как не стихийно возникающему явлению в результате действия невидимых сил на рынке, а сознательно и целенаправленно формируемому государством. Таким образом, рассматриваемая концепция организации экономического и социального пространства, общих законов, условий и правил, была призвана гармонизировать интересы всего общества путем совершенствования общественного устройства с целью снятия напряжения, которое существовало между индивидуальным поведением, с одной стороны, и общими интересами – с другой.



Кроме того, успех построения социального рыночного хозяйства был предопределен мощным теоретическим обоснованием концепции – в трудах В.Ойкена, А.Мюллера-Армака, Д.Эрхарда, В.Репке и др. Без такой теоретической подготовки вряд ли удалось бы разработать сложный, разветвленный, а самое главное – работающий, механизма регулирования экономики и социальной политики в обществе. При этом законы, закрепляющие устанавливающиеся позитивные тенденции, гибко реагировали на актуальные проблемы, а не являлись плодом интеллектуальных раздумий (пример – первый закон об уставе предприятия, регулирующий права и обязанности работодателей и наемных рабочих и служащих).



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 1.04.06 Комментарии к статье С.В. Твороговой “Чтобы было ненапрасно: оценивание как способ повышения эффективности социальной политики" (Н.С.Лярская)
  • 27.03.06 К вопросу об эффективности германской модели социального рыночного хозяйства (Н.С.Лярская)
  •  
      Дискуссия