Эксоцман
на главную поиск contacts

Практика социального рыночного хозяйства

Р.М.Нуреев
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


1.1.Реформы Людвига Эрхарда . Реформы Людвига Эрхарда создали предпосылки для воплощения теории социального рыночного хозяйства в германской практике. «Рыночная экономика, - писал Л. Эрхард в своей книге «Полвека размышлений, - оправданна с хозяйственной

1.1.Реформы Людвига Эрхарда .

Реформы Людвига Эрхарда создали предпосылки для воплощения теории социального рыночного хозяйства в германской практике. «Рыночная экономика, - писал Л. Эрхард в своей книге «Полвека размышлений, - оправданна с хозяйственной и нравственной течек зрения только до тех пор, пока она полнее и лучше, чем какая-либо иная форма экономики, обеспечивает оптимальное удовлетворение потребностей всего народа, когда она в максимальной степени наделяет номинальные доходы граждан реальной покупательной способностью ».

В августе 1948 г. на съезде Христианской демократической партии (в г. Реклингхайзене) Л. Эрхард провозглосил необходимость создания такой системы хозяйствования, которая смогла бы обеспечить «благосостояние для всех». Социальное-рыночное хозяйство – это особый тип общественного устройства и особый способ мышления. Однако не следует думать, что эти идеи были сразу приняты населением. Для того, чтобы благие начинания превратились в реальность, нужно, чтобы были выполнены важнейшие требования, необходимые для проведения эффективной экономической политики:

  • 1. Проводимая политика должна быть понятной гражданам,
  • 2. Политики должны убедить людей в её правильности,
  • 3. Политика должна быть последовательной,
  • 4. Она должна быть открытой и честной,
  • 5. Должна быть правильно выстроена тактически, то есть ориентироваться не только на долгосрочный, конечный результат, но и демонстрировать свою убедительность и эффективность в разумные, с точки зрения ожидания населения, временные сроки.

Основы будущих реформ были заложены в секретном меморандуме, который был закончен ещё в марте 1944 г. В нем давалась оценка экономической и финансовой системы нацисткой Германии в конце войны и намечалась программа перехода от военной экономики к экономике мирного времени.

Промышленное производство в 1946 г. составляло только 33% от уровня 1936 года. Промышленность в это время могла обеспечить каждого немца парой обуви раз в 12 лет, а костюмом раз в 50 лет! Государственный долг составлял 415 млрд. марок, а общие размеры необеспеченного товарной массой денежного спроса оценивался в 300 млрд. марок. Подлинной денежной единицей стала пачка американских сигарет. За одну пачку «Camel» можно было приобрести полфунта масла, за блок – пару ботинок, а за 300 блоков «Фольксваген». В этих условиях 20 июня 1948 г. была проведена денежная реформа.

Каждый житель получал право обменять 60 марок по курсу 1 к 1. Половину сбережений можно было обменять 1 к 10, а вторую половину 1 к 20. Текущие платежи (зарплата, пенсия, квартплата, обменивались в соотношении 1 к 1), взаимные обязательства предприятий 1 к 10. Все обязательства государства выраженные в рейхсмарках аннулировались, без всякой компенсации. Монопольное право на выпуск новых банкнот было передано Банку немецких земель. Стратегическая линия Эрхарда состояла в том, что бы используя стабилизирующий эффект жесткой денежной реформы приступить к радикальной перестройке механизма управления экономикой. Важную роль в этом занимали условия для развития рыночной конкуренции и социальные амортизаторы для защиты наиболее слабых.

Минимально необходимая критическая масса рыночных преобразований была осуществлена быстро и комплексно: либерализация цен, отмена многочисленных регламентаций, сковывающих хозяйственную инициативу, переориентация инвестиционных потоков в сферу производства потребительских благ и услуг.

Эрхард умело сочетал концепцию большого скачка и градуалистский подход. Так контроль над ценами основных продуктов питания был снят лишь в 1957 г. когда была установлена конвертируемость немецкой марки. Были приняты эффективные антиинфляционные меры: блокирование вкладов (было заморожено 70% средств на счетах населения), регулярно публиковались каталоги «уместных цен», учитывающие реальные издержки производства и разумную прибыль, была принята государственная программа продажи «Каждому человеку» необходимых потребительских товаров по сниженным ценам.

Выборы 1953 г., на которых ХДС/ХСС одержали убедительную победу, создали предпосылки для дальнейшего углубления реформ. В результате в 1957 году удалось провести через Бундестаг «Закон против ограничения конкуренции», который создал действительные предпосылки для развития малого и среднего бизнеса.

К началу 60-х годов ВВП Западной Германии увеличился по сравнению с 1950-м годов почти в три раза. Среднегодовые темпы роста экономики составили 10%, а безработица всего 1%. Наиболее ярким критерием эффективность экономической политики государства стали не масштабы её активности, а конечные результаты развития национальной экономики.

1.2.Причины замедления темпов роста.

Применение концепции в Германии превзошло все самые радужные прогнозы, однако опасность таилась в сильном государстве. Государственная бюрократия далеко не всегда использует свой руль в нужном направлении. Она часто склонна преувеличивать свою роль в хозяйственном развитии. В результате «порядка» становилось всё больше и больше, а «свободы» всё меньше и меньше. Появилась опасность превращения рыночной свободы в свободу, направляемую и контролируемую государством. Дело в том, что политика хозяйственного порядка представляла собой альтернативу и чистому либерализму, и плановой экономике, и даже олигархическому капитализму. Важно, однако, чтобы регулирование свободы осуществлялось не сверху, а снизу, чтобы существовала органическая взаимосвязь между свободой, самостоятельностью и ответственностью. Если этот баланс нарушается, то нарастает зависимость людей от государства, а свободные граждане превращаются в послушных подданных.

Социальные блага должны быть не дарованы государством, а заработаны самими трудящимися.

Однако в конце 60-х годов возникли первые сигналы, свидетельствующие о ревизии социального рыночного хозяйства. Отчасти это было связано с переходом от бурого роста к нормальному экономическому развитию, отчасти – следствием разбухшего государственного бюджета, отчасти – следствием постоянных требований профсоюзов, выступающих за более быстрый рост заработной платы. В результате возникла спираль «зарплаты-цены», которая не замедлила сказаться на темпах экономического роста (рис. 1.).

1967 год стал поворотным в экономической политики ФРГ. На смену Людвигу Эрхарду пришел Карл Шиллер, который попытался соединить несоединимое – свободу и социализм, конкуренцию и планирование, неолибирализм и неокейнсианство. Новизна заключалась в резком расширении государственного вмешательства в экономику. Его лозунгом стало: «Конкуренция – на сколько возможно, планирование – на сколько необходимо». Неудивительно, что на смену блоку ХДС/ХСС в 1969 году пришло правительство социал-демократов, объединившихся со свободными демократами («малая коалиция» – СДПГ и СвДП).

Рис. 1. Темпы роста ВВП в Германии и Японии Источники: Economist Intelligence Unit, Deutsche Bank.

 

 

MS Word Document
сохранить
[38 КБ]
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 9.04.06 Практика социального рыночного хозяйства Р.М.Нуреев/ГУ-ВШЭ, Москва (М.Л.Апель)
  •  
      Дискуссия

    Ключевые слова

    См. также:
    Ольга Владимировна Нечипоренко
    Социологические исследования. 2007.  № 9. С. 45-51. 
    [Статья]
    Елена Михайловна Авраамова
    Общественные науки и современность. 2019.  № 3. С. 36-51. 
    [Статья]
    Татьяна Юрьевна Сидорина
    Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 54-57. 
    [Статья]
    Овсей Ирмович Шкаратан
    Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 39-53. 
    [Статья]
    Павел Васильевич Романов, Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова
    Общественные науки и современность. 2005.  № 5. С. 166-176. 
    [Статья]
    Владимир Игоревич Пантин
    ПОЛИС: Политические исследования. 1993.  № 4.
    [Статья]