Интернет-конференция
Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций ХХI века с 10.03.04 по 29.04.04 Комментарий по вопросу:
Предварительные итоги работы 2-й сессии "Подходы к оценке межфирменных взаимодействий" По итогам работы второй сессии конференцииО.А.ТретьякОткрывает вторую сессию конференции доклад А.А. Яковлева «Интеллектуальный потенциал России и экономический рост». Проблема межфирменной кооперации и ее форм представлена в нем в более широком контексте – как неотъемлемый элемент «другой» экономики, отличной от традиционной. Одной из отличительных черт этой экономики становится узкая специализация фирм, взаимодействующих в рамках усложняющихся технологических или «цепочек добавленной стоимости», которые могут состоять из десятков и сотен компаний, которые не связаны между собой отношениями собственности, но могут достаточно эффективно управляться на основе долгосрочных контрактов. В таких условиях значительно возрастает роль и значимость функции координации. В рамках глобализации этот процесс дробления технологического цикла на отдельные частичные стадии распространяется на различные страны и континенты. Автор обращает особое внимание на тот факт, что в этих условиях обеспечение четкого функционирования таких распределенных технологических цепочек отлаженной координации деятельности всех участников, которая в принципе не возможна без современных, основанных на компьютерах и Интернете информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Нельзя не согласиться с автором, что с усложнением структуры технологических цепочек происходит обособление и резкое повышение значимости общих управленческо-организационных функций. Именно на них теперь приходится большая часть добавленной стоимости. Более того, умение управлять по-новому – выстраивая четкий механизм координации между взаимодействующими звеньями, усиливая приоритет потребляющего звена по отношению к производящему, ориентируя цепочки на индивидуализированные потребности, органически встраивая инновационную компоненту в этот усложняющийся механизм взаимодействия, - с одной стороны, требует весьма специфических рыночных знаний, с другой – становится основой создания и «выращивания» конкурентных преимуществ. И хотя автор весьма скептически относится к каким-либо качественным изменениям в этом плане в России в ближайшей перспективе, ссылаясь на ее весьма специфичные институциональные характеристики, хотелось бы добавить оптимизма в оценке современного состояния поиска новых форм организации и управления в России. Три года назад, когда вертикальная интеграция в России набирает силу, становится основополагающей стратегией выживания, а иногда и развития, доклад вашей покорной слуги на секции ежегодной конференции ВШЭ, в котором указывалось на ограниченность стратегий вертикальной интеграции в контексте современного понимания конкурентных преимуществ, звучал некоторым диссонансом на общем фоне обсуждения проблем «бартерного» взаимодействия. Сегодня же задача повышения конкурентоспособности ставится на различных уровнях. К различным формам интеграции, иногда не всегда справедливо, относя их к сетевым, обращаются исследователи, на многочисленных конференциях к «аутсорсингу» призывают крупные предприниматели. Даже само понимание необходимости процессов инновационных изменений в организации и управлении и признание их стратегически важными для конкурентоспособности компании, как исследователями, так и практиками управленцами, уже внушает оптимизм. В такой ситуации весьма заманчивой выглядит идея интеграции в глобальную «новую экономику» через «экономику знаний», получившая организационное оформление в докладе. Справедливости ради, необходимо отметить, что такой стратегии – выведения потока товаров на внешние рынки при ограниченном спросе на внутренних – придерживались на первых этапах перестройки и большинство сырьевых компаний. Это уже позже они стали активно интегрироваться по технологической цепочке вверх и вниз, создавая и укрепляя потребности в производимых товарах/услугах и возможности их удовлетворения. Вместе с тем наличие спроса на российские образовательные услуги не столь очевидно даже в странах «третьего мира», о которых пишет автор доклада. Формирование этого спроса требует больших усилий и материальных инвестиций. Сама же идея такой интеграции России в мировую экономику, безусловно, заслуживает внимания и нуждается в более детальной проработке в контексте развития совместных программ и консорциумов, кооперации с Международным научно-техническим центром (МНТЦ), создания отлаженного механизма взаимодействия частного капитала, международных организаций и фондов, государственных и муниципальных органов управления. В создании такого механизма «обмена знаниями» немаловажную роль играют сетевые формы кооперации субъектов рыночного взаимодействия, которые, по общему признанию, способствуют более быстрому распространению знаний, органическому включению инновационной компоненты, обновляющей и дифференцирующей создаваемые совместными усилиями товары и услуги индустрии знаний. Важность заявленных в докладе концептуальных проблем интеграции России в глобальную экономику, поиска конкретных путей «встраивания» обусловили столь пристальное внимание, которое уделено докладу на сессии. Однако, обратимся к проблемам оценки межфирменных взаимодействий и анализу существующих подходов, заявленных на сессии. Отвечая на поставленный на сессии вопрос о размывании границ современного российского предприятия, О.В. Лазорева представляет результаты эмпирического исследования, основанного на данных опроса промышленных предприятий (выборка из 497 крупных и средних предприятий охватывает основные отрасли промышленности и различные регионы страны). Представленное исследование продемонстрировало значительные изменения в структуре промышленных предприятий, для иллюстрации которых автор выделяет несколько этапов. В начале и середине 90-х годов в ходе массовой приватизации преобладающими явились процессы разукрупнения промышленных предприятий. Причем, зачастую, реорганизации предприятий мотивировались отнюдь не повышением эффективности, а как, подчеркивает автор, служили «спекулятивным целям» - ухода от долгов, вывода наиболее перспективных активов за пределы существующего предприятия во вновь созданное. В активизации процесса изменения границ немаловажную роль сыграли менеджеры предприятий. Автор показывает, что с середины 90-х годов начинается усиление интеграционных процессов между предприятиями как путем юридических слияний и присоединений, так и через приобретение долей собственности. При этом активизируется процесс вертикальной интеграции с поставщиками и потребителями практически во всех отраслях. Автор пытается объяснить происходящие процессы изменения границ предприятий и факторы их определяющие в контексте современной теории фирмы и организации рынков, ссылаясь, во-первых, на стремление избежать высоких трансакционных издержек и, во-вторых, высокую специфичность активов, доставшуюся в наследство от плановой экономики. Вместе с тем нам представляется, что объяснение факторов, стимулирующих вертикальную интеграцию на данном этапе, непосредственно связано с мотивациями дезинтеграции на предыдущем. То, что автор называет «спекулятивными целями» не исчезло, необходимо создать условия для функционирования выведенных активов и, желательно, через интернализацию, чтобы снять проблему сбыта произведенной продукции. Это в частности подтверждается исследованием автора. Вопрос о выборе потребителя, выборе поставщика фактически не стоит, так же, как не стоит вопрос об экономической эффективности вертикальных структур. Идет активный процесс монополизации, формируются замкнутые вертикально интегрированные производственные комплексы с собственной сырьевой базой, зачастую, собственными потребителями. Вопрос о факторах изменения границ российских предприятий активно обсуждался в дискуссии. С.Б. Авдашева высказала сомнения по поводу правомерности разделения стимулов менеджера и соображений экономической эффективности. Вместе с тем аргументация докладчика, косвенно подтвержденная исследованиями по Македонии, а также многообразие российских примеров, свидетельствуют о том, что гипотеза о возможности и правомерности такого противопоставления в переходной экономике требует дополнительной проверки. Продолжая затронутую автором тему в дискуссии, А.Н. Лякин совершенно справедливо обращает внимание на «натурализацию» советского производства, где кооперация строилась преимущественно на продуктовой, а не на операционной основе. С этих позиций еще раз подчеркивается неконкурентоспособность новых организационных образований в плане обновления ассортимента, выпуска небольшими партиями, ориентированными на дифференцированные запросы потребителей, быстрой реакции на изменения рынка. Лицо новой промышленной организации России в 90-е годы в свете бартерных взаимоотношений и неплатежей представлено в докладе П.В. Кузнецова, Г.Г. Горобец, А.К. Фоминых. В контексте оценки межфирменных взаимодействий наибольший интерес представляют воспроизведенные в докладе реальные структуры сложившихся групп и анализ взаимодействия между экономическими агентами группы. И, несмотря на то, что выводы авторов ограничены прошлым десятилетием, что отражено в названии работы, сам подход и логика анализа, примененные в настоящее время, безусловно, могут дать более адекватное представление о реально существующей «новой промышленной организации». О необходимости продолжения исследований в данной области свидетельствуют и вопросы, заданные авторам в процессе дискуссии. Расширяя спектр анализа межфирменных взаимодействий, доклад С.П. Куща и А.А. Афанасьева акцентирует внимание на факторах, влияющих на эффективность управления фирмой маркетинговыми взаимоотношениями и межфирменной сетью. Авторы представляют развитие сетевого подхода в маркетинговой деятельности российских компаний на результатах исследования деятельности 56 центральных фирм Северо-Западного региона России, проведенного ими в 2002–2003 гг Основные задачи исследования состояли в том, чтобы определить уровень развития маркетинговых взаимоотношений и межфирменных сетей в России; выявить основные факторы, влияющие на их эффективность и оценить степень развития каждого из факторов; а также определить зависимости между факторами. Для этого было проведено комплексное исследование, в основу которого были положены гипотезы, основанные на результатах качественного анализа взаимосвязи факторов, влияющих на взаимоотношения фирмы с бизнес-партнерами, а также их проверка путем количественных измерений с использованием математических моделей. По результатам исследования проведено уточнение первоначально предложенной модели предполагаемых взаимосвязей между факторами, оказывающими влияние на эффективность управления фирмой маркетинговыми взаимоотношениями и межфирменной сетью. Обобщающая характеристика современных подходов к измерению сетевых взаимодействий представлена в докладе Г.В. Градосельской. Ею выделены различные уровни анализа. Возможности многоуровневого анализа сетевых взаимодействий, кстати, были продемонстрированы в исследовании, представленном на сессии С.П. Кущом и А.А. Афонасьевым. Проблемы определение границ сети важны для оценки результативности сетевого взаимодействия, являются основополагающими в стратегическом управлении. Они созвучны с обсуждаемыми на сессии вопросами размывания границ предприятия и оценки результатов деятельности «новой промышленной организации». В работе показаны критериальные зоны выделения границ, используемые социологами. Показатели свойств сети представлены в докладе силой связи, размером сети, сетевой плотностью, рангом, центральностью и централизацией, эквивалентностью. Автор показывает возможности использования теории графов для проведения сетевых измерений. В целом на сессии показаны направления изменения субъекта хозяйствования в России, дана многоплановая характеристика возможностей оценки межфирменных взаимодействий.
|
|
2 января