Эксоцман
на главную поиск contacts


Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования

В.П.Третьяк

В последние годы в мире резко возрос интерес к кластерам малых фирм (small enterprises clusters). В некоторых работах
кластеры называют «индустриальными районами»
[1] (industrial districts).
Кластер состоит из предприятий, специализированных в определенном секторе производства и локализованных географически.


Кластеры малых предприятий широко распространены в большом количестве стран
и отраслях промышленности. Например, в развитых странах: Германия, США, Япония. В
развивающихся странах: Латинская Америка, Азия, Африка.
[2]  Начиная с 1993 года, ЮНИДО,
с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch),
разработало набор рекомендаций, чтобы помочь правительству и частному сектору взаимодействовать
в разработке и внедрении программ по развитию кластеров и сетей малых предприятий.
Показываются примеры успешных кластеров и методы их формирования, примеры их технического
сотрудничества в различных развивающихся странах: Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика,
Никарагуа, Гондурас, Ямайка, Боливия, Мадагаскар, Марокко. Многие исследователи видят
единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и   возрастающей международной конкуренции в объединении их
в  кластеры.
[3]


Основой программ ЮНИДО по развитию кластеров предприятий является понимание
того, что эти предприятия могут играть решающую роль в экономическом развитии развивающихся
странах. Однако, их роль часто не может быть реализована из-за ограничений, связанных
с размером предприятий. Зачастую, малые предприятия не могут удовлетворить потребности
рынка, который нуждается в большем количестве продукции, следовании стандартам и
в регулярных поставках.


Следует различать  кластеры и
сети малых предприятий.



  • термин «сеть» относится
    к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей –
    дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной
    эффективности и захватить новые рынки

  • термин «кластер» указывает
    на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают
    ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями.

Идеи о преимуществах сетевой организации бизнеса в промышленности возникли
достаточно давно. Одной из самых ранних работ в этой области была книга Альфреда
Маршала «Принципы Экономики», вышедшая в конце XIX века, где приводились  исследования промышленных районов Великобритании.
Хотя в его книге и не фигурируют  современные
специальные термины, однако ясно, что в ней фактически рассматривается кластер с
достаточно обширным межфирменным разделением труда. Более ста лет назад Маршал обратил
внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации
 малых предприятий.


Большинство контрактов заключается
региональными фирмами с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это стихийно
формирует некий круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных
цепочках.


Успешное создание кластеров возможно
даже в том случае, если предприниматели никогда ранее не имели деловых контактов
между собой. Ключевым элементом создания сети является наличие достаточного уровня
доверия между ее участниками, при посредстве специально подготовленного внешнего
агента («сетевого брокера»).


Развитие кластеров малых предприятий
может осуществляться спонтанно или организованно. Организованный путь возможен по
инициативе либо фирмы-лидера, располагающей существенным капиталом, либо местных
властей, либо представителей малого бизнеса, которые нанимали специалистов-менеджеров.
Очевидно, что нет готовых общезначимых рецептов, но можно утверждать, что поддержка
со стороны региональных структур могла бы способствовать консолидации местного бизнеса
в сетевую организацию. По мере же повышения
уровня взаимного доверия  участников
будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.


В процессе
своего становления сетевая организация проходит, как правило, пять стадий: агитацию
и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта,
стратегического проекта и стадию саморегулирования.


Результативность функционирования малого предприятия в кластере, также как
и результативность функционирования отраслевого рынка, представляет собой многоаспектное
явление.  Малые предприятия, объединенные
в кластер, прежде всего, являются особым субъектом рынка. В данном случае субъектом
рынка выступают не просто малое предприятие, но, прежде всего, их  кластер. Следовательно, оценка результативности функционирования
этого субъекта рынка может даваться, как с позиции успешности функционирования кластера,
так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия.


Результативность функционирования  кластера
можно оценивать и со стороны последствий для экономики государства. Прежде всего,
успешное функционирования кластера является гарантией сохранения рабочих мест людям,
работающим в малом бизнесе. А это означает, что имеет место сохранение налоговой
базы.  Кроме того, это предполагает сокращение
выплат по безработице. Поэтому власти всегда проявляет заботу о малом бизнесе. Именно
поэтому, власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания
кластера предприятий поскольку они справедливо полагают, что «кластеры представляют
собой  движущую силу для увеличения  экспорта и привлечения  иностранных инвестиций»
[4].


С точки зрения национальной экономики,
результативность функционирования предприятий малого бизнеса в кластере может оцениваться
количеством созданных рабочих мест. Этот показатель свидетельствует и об увеличении
самого среднего класса, который считается опорой всякой демократии. В этом отношении
нашему государству было бы целесообразно обратить особое внимание на необходимость
расширения кластеризации предприятий. Кроме того, появление новых рабочих мест, означает
отсутствие необходимости выплачивать пособия по безработице, т.е. сокращает сумму
выплат из государственного бюджета.


С точки зрения отраслевого рынка, результативность функционирования малого
бизнеса в кластере может оцениваться показателем доли малого бизнеса в выпуске отраслевой
продукции. По некоторым международным нормам такой долей могла быть 30% в отраслевом
предложении.


С точки зрения  субъекта рынка,
результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться  показателями самого кластера: прибыльность,
восприимчивость инновациям, финансовые потоки и т.п. Кроме того, стремление войти
в тот или иной кластер конкретной малой фирмы, также можно рассматривать как показатель
популярности кластера.


В качестве показателей результативности функционирования кластера может выступать
наличие или отсутствие в нем третейских судов, общественных объединений, работающих
на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачности
коммерческой информации внутри кластера.


Данные показатели, по нашему мнению, могут составить основу для разработки
критериев оценки результативности функционирования кластеров предприятий


 


 


 








[1] Материал ЮНИДО Cluster development and BDS promotion».


Rabelotti,
Roberta,
“Is There an ‘Industrial District Model’? Footwear Districts in
Italy and Mexico Compared, World Development,
Vol. 23, № 1 (1995), pp. 29-41.



[2] Более подробно с этими случаями кластеров можно познакомиться
по следующим ссылкам. Principles
for Promoting clusters and networks of SMEs"
(PDF/153KB/39pages) and  "Industrial
Clusters and Networks: Case Studies of SME Growth and Innovation" (PDF/490KB/78pages).


[3] Например


  Marjolein
C.J. Caniels and Henny A. Romijn “SME clusters, acquisition of technological
capabilities and development: concepts, practice and policy lessons”, paper
for the 5th EUNIP conference, Vienna, Austria, 2001, 21p.



  • John
    Humphrey  “Opportunities for SMEs
    in Developing Countries to Upgrade in a Global Economy”, published as a SEED
    Working Paper, 2002, 25p.

  • Gerhard
    Halder “How does globalisation affect local production and knowledge systems?
    The surgical instrument cluster of Tuttlingen, Germany”, INEFReport №57,
    2002, 55p.

 



[4]Портер Майкл, «Конкуренция», Издательский дом
«Вильямс»,
Санкт-Петербург-Москва-Киев, 2001 стр. 207



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 14.04.04 О кластерах (М.Ю.Шерешева)
  •  
      Дискуссия