Эксоцман
на главную поиск contacts

Факторы, оказывающие влияние на поддержание сетей взаимодействующих фирм.

А.М.Разумная
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Для изучения каждой отдельно взятой сети необходимо знание связей между участниками, иначе говоря, схемы работы сети. Структуру сети, таким образом, определяет наличие конкретных взаимоотношений между деятелями, на поддержание которых оказывают влияние различные факторы, рассмотрение которых и стало целью данной статьи.

Обобщая концепцию network-маркетинга, можно выделить следующие основные факторы, которые влияют на поддержание сети и способствуют ее правильному функционированию: доверие, существующее между предпринимателями; этические стандарты бизнеса; личные, неформальные отношения, существующие и складывающиеся между сотрудниками различных компаний; эталонная власть или формируемый в процессе работы и развития фирмы авторитет руководства; риск распространения негативной информации о компании внутри существующих сетей; контрактные (договорные) отношения или, иначе говоря, сдерживающий фактор юридических обязательств.


Общепринятого определения сетевой межфирменной организации в литературе не существует. Можно насчитать огромное количество различных определений, и каждый исследователь выводит свое собственное определение, при этом смысл у всех одинаковый.

Под сетевой организацией в данной статье мы будем понимать наличие постоянного, устойчивого круга независимых самостоятельных фирм (зачастую достаточно узкоспециализированных), выполняющих различные функции, необходимые для функционирования центральной фирмы на рынке. Центральной в данном случае называется та, которая подвергается изучению.

Для изучения каждой отдельно взятой сети необходимо знание связей между участниками, иначе говоря, схемы работы сети. Структуру сети, таким образом, определяет наличие конкретных взаимоотношений между деятелями, на поддержание которых оказывают влияние различные факторы, рассмотрение которых и стало целью данной статьи.

Обобщая концепцию network-маркетинга, можно выделить следующие основные факторы, которые влияют на поддержание сети и способствуют ее правильному функционированию:

1. Доверие, существующее между предпринимателями

2. Этические стандарты бизнеса

3. Личные, неформальные отношения, существующие и складывающиеся между сотрудниками различных компаний

4. Эталонная власть или формируемый в процессе работы и развития фирмы авторитет руководства

5. Риск распространения негативной информации о компании внутри существующих сетей

6. Контрактные (договорные) отношения или, иначе говоря, сдерживающий фактор юридических обязательств

Для раскрытия данных механизмов контроля, существующих внутри каждой сети, остановимся на них подробнее.

Доверие существует на любом рынке и в любом обществе, независимо от сферы деятельности предприятия и его географической принадлежности, и возникает оно на основе общих ценностей.

Доверие, по определению Фрэнсиса Фукуямы, - это «возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами.» (Фрэнсис Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния.//Новая индустриальная волна на Западе. Антология./Под ред. В.Л. Иноземцева. М. 1999. с. 134).

Единственное отличие заключается в уровне доверия, на который оказывают влияние особенности национального менталитета, исторически сформированные в процессе становления общества и специфика внутреннего менеджмента компании.

По мнению Ф. Фукуямы, в мире существуют общества с высоким уровнем доверия, например Япония, Германия, США, и общества с низким уровнем доверия - Китай, Италия, Франция, Россия. В обществах, в которых объединение происходит в основном на основе родственных союзов, семей, добровольные объединения являются слабыми, поскольку люди, не связанные кровным родством, не склонны доверять друг другу. В обществах с достаточно высоким уровнем общественного доверия быстрее укореняются новые организационные формы, и сети фирм появляются значительно раньше, чем в обществах, которые ощущают недостаток доверия.

Американский социолог М. Кастельс изучал типологии деловых сетей на примере Восточной Азии. Его исследования подтверждают гипотезы Ф. Фукуямы об обществах с высоким и низким уровнем доверия. Так, в Японии распространены сети, построенные вокруг большой индустриальной корпорации. Они работают с огромным количеством поставщиков, посредников и других вспомогательных организаций, поскольку сама корпорация четко специализирована. Эти стабильные деловые группы организуют «плотную сеть взаимных обязательств, финансовой взаимозависимости, рыночных соглашений, обмена персоналом и информацией.» (М. Кастельс. Типология восточно-азиатских деловых сетей).

Ключевой компонент и координатор такой системы - генеральная корпорация. Она создает высокие барьеры для проникновения в сеть других компаний. «Дело в том, что вход в стратегические сети требует либо значительных ресурсов (финансовых, технологических, рыночных долей) либо альянса с крупным игроком сети. (М. Кастельс. Мультинациональные предприятия, транснациональные корпорации и международные сети.)

Ключевым компонентом китайских деловых организаций является семья. «Фирма является семейной собственностью, и доминантная ценность касается семьи, а не фирмы.» (М. Кастельс. Типология восточно-азиатских деловых сетей). Приобретая дополнительные средства, члены семьи создают новые фирмы в других секторах деятельности, создавая тем самым сети взаимоотношений по сути внутри одной семьи.

Также можно утверждать, что в любом обществе существуют определенные деловые этические нормы, которые схожи с личностными. В определенной мере они зависят от сферы бизнеса и национальных особенностей, но, тем не менее, они существуют. Данные стандарты нигде не прописаны, они формируются в процессе деятельности компании на рынке. Учитывая их схожесть с моральными нормами, прививаемыми каждому человеку в процессе его социализации, обобщенно их можно обозначить так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.»

В принципе, можно утверждать, что определенный минимальный уровень доверия и честности существует всегда. Люди крайне редко покидают ресторан или такси, не заплатив по счету, поскольку эти действия являются противозаконными. Следовательно, стыд или правовая ответственность превышает экономическую выгоду (бесплатный обед или проезд на такси) или, иначе говоря, в обществе существует определенный уровень доверия, поддерживаемый сложившимися устоями и обычаями.

Еще проще доказать существование минимального уровня доверия в любом обществе тем, что, например, при заключении договора партнеры придерживаются лишь определенных общепринятых правил. Если же допустить, что доверия не существует вовсе, то они постоянно боялись бы подвоха, «договоры стали бы огромными, в них пришлось бы подробно перечислять все мыслимые и немыслимые условия и обстоятельства, а также все обязательства сторон» (Фрэнсис Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния.//Новая индустриальная волна на Западе. Антология./Под ред. В.Л. Иноземцева. М. 1999. с. 148).

Хотя опять же, «строгому соблюдению условий договора часто способствует не столько страх перед имущественной потерей, сколько боязнь потерять уважение, доверие, репутацию» (Р.О. Халфина. Современный рынок: правила игры. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание». 1993. с. 10).

Поскольку любая компания включена в сеть взаимодействующих между собой фирм, сотрудники практически всех уровней (особенно это касается среднего звена) вынуждены определенным образом коммуницировать с представителями сторонних организаций, к услугам которых они прибегают.

В настоящее время рынок находится на такой стадии развития, что прослеживается тенденция к четкой специализации фирм, когда все побочные виды работ, вплоть до ведения бухгалтерии, организации сбыта продукции и т.п., передаются другими специализированным фирмами. В существующих на сегодняшний день условиях деятельности, российские фирмы не часто ограничиваются узко своей специализацией, например, бухгалтерские операции все же выполняются в основном специальным отделом в рамках компании. Но, тем не менее, этого нельзя сказать, например, про маркетинговые исследования. Так, даже крупные фирмы, имеющие достаточно большие маркетинговые отделы обращаются за помощью в специализированные исследовательские фирмы. То же можно сказать про отделы подбора персонала, которые выполняют рекрутинговые агентства. Подобных примеров множество.

В процессе взаимодействия со сторонними организациями, в связи с тем, что коммуникации носят зачастую длительный и повторяющийся характер, между представителями данных компаний формируются определенные неформальные отношения, которые помогают сократить риски, существующие при первичном обращении за услугами к не включенной в сеть фирме, сократить издержки на получение более выгодных во всех отношениях условий.

Это касается как предоставления определенных скидок при повторном обращении, так и сокращения сроков выполнения заказа. В случае, когда партнеры имеют давний опыт сотрудничества на рынке, они готовы пожертвовать многим и пойти на значительные уступки ради поддержания этих отношений. Слепое следование контракту может сильно повредить интересам фирмы, исключить ее из сети социальных отношений, испортить имидж и повысить трансакционные издержки.

Современное общество пронизано сетями социальных отношений между работниками фирм, которые в свою очередь выступают устойчивыми системами связей между индивидами.

Неформальные отношения, социальные связи между сотрудниками фирм, включенных в одну сеть снижают трансакционные издержки и вероятность оппортунистического поведения. Выбор партнеров, при равных прочих условиях, зачастую зависит от длительности связей, поскольку если партнер в предыдущем опыте работы с ним показывал себя как надежный и вызывающий доверие, то вероятность того, что в следующий раз он поступит иначе, снижается. В случае же, если с данным партнером не было никогда взаимодействия, может помочь рекомендация, предоставленная человеком, которому доверяют.

В процессе деятельности компании на рынке и ее развития, в деловых кругах формируется определенное общественное мнение о ее владельце и управленцах. Процесс включения в новую сеть компании, владелец которой имеет хорошие репутацию и рекомендации упрощается. Таким образом, можно говорить, что при объединении компаний и любых других изменениях, которые влекут за собой смену руководства, неизбежно происходят определенные изменения внутри существующей сети, в которую входит рассматриваемая компания.

Следующий выделенный нами механизм контроля внутри сети вытекает из двух предыдущих. Определенные наработанные связи и, следовательно, существующая репутация подвержена изменению. Поскольку каждая компания включена одновременно в несколько деловых сетей, распространение негативной информации происходит достаточно быстро. Так, всегда существует опасность того, что, в случае если фирма подвела одного из своих партнеров по бизнесу, остальные также будут к ней относиться с меньшим доверием. А, учитывая скорость распространения негативной информации внутри сети, потеря одного партнера может привести к потере многих других.

Социальные связи фирм, объединенных в рыночные сети, формируются путем личных взаимодействий отдельных работников фирм. Фирмы объединены сетями личных взаимоотношений на всех уровнях, где существуют какие-либо взаимодействия. Информация о деятельности фирм передается именно через эти сети, таким образом мнения о фирмах и работающих в них людях формируются на основе полученных через сети личных взаимоотношений сведений.

Сетевые взаимоотношения фирм и механизмы их достижения настолько сложны и многоплановы, что многое просто невозможно формализовать. Если формальный документ подписан, то реальное взаимодействие может далеко выходить за рамки описанного в договоре. При дополнении формальных отношений неформальными, основанными на доверии, взаимоотношения становятся более эффективными. К тому же, взаимоотношения, построенные на формальной, правовой основе, заменяющей доверие увеличивают трансакционные издержки, поскольку «люди, не испытывающие доверия друг к другу, смогут взаимодействовать лишь в рамках системы формальных правил и положений, которые нужно постоянно вырабатывать, согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в том числе и с помощью мер принуждения» (Фрэнсис Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния.//Новая индустриальная волна на Западе. Антология./Под ред. В.Л. Иноземцева. М. 1999. с. 136).

Таким образом, последним фактором, сдерживающим «оппортунистическое поведение» является юридический. Как уже упоминалось выше, большинство сделок оформляются теми или иными юридически обоснованными договорами, которые оговаривают определенные условия. Таким образом, нарушение этих условий может повлечь за собой судебные разбирательства, которые требуют дополнительных издержек. Особенно велики эти издержки в России. Это связано со спецификой российской действительности и сложностью ведения спорных судебных разбирательств.

При этом оговорить все возможные ситуации в процессе заключения контракта невозможно, однако сдерживать оппортунистическое поведение каждого участника деятельности необходимо.

По мнению Р. Коуза, заключение долгосрочного контракта снижает риск, с которым связано любое взаимодействие. Но, при этом, чем продолжительнее срок действия контракта, тем сложнее предвидеть будущее развитие отношений и потребности. Покупателю товаров или услуг достаточно сложно заранее определить, что именно и на каких условиях ему может понадобиться в будущем. Поэтому при заключении контракта условия предоставления услуги оговариваются в самых общих терминах, а детали уточняются позже. Детали поставки оговариваются непосредственно перед ее совершением в зависимости от конкретных условий.

Таким образом, во многом взаимоотношения между фирмами строятся на неформальной основе и договора, заключаемые перед началом работы, не имеют должного значения.

Возникающие конфликты также преимущественно разрешаются как правило на уровне директоров фирм. В рамках серии глубинных интервью, проводимых при участии В.В. Радаева осенью 1997 - зимой 1998 годов (опрошено 96 респондентов), один из опрошенных отметил: “Обратиться в суд – означает испортить отношения окончательно. Обычно все рано или поздно рассчитываются. К тому же где гарантия, что и мы когда-нибудь не окажемся в таком же положении, когда рассчитаться сразу не сможем. К тому же через суд получить деньги очень долго. Ну, и опять же повторю: не принято это. Есть понятие “мы” и понятие “они”. Все государственные структуры во главе с налоговой инспекцией (сюда же входит и арбитраж) – это “они”. Получается, что к ним обращаться за помощью – это дурной тон в бизнесе”» (В.В. Радаев. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков.)

«Функционирование деловых сетей основано на том, что контрактные отношения дополняются и подкрепляются неформальными взаимными услугами. Речь идет о послаблениях при заключении контракта, а также о гибком дополнении контрактных условий. (В.В. Радаев. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков.)

По данным исследований, проведенных при участии В. Радаева Центром политических технологий по заказу Центра международного частного предпринимательства США (CIPE), «большинство тех, кто встречается с обманом и угрозой потерять значительные денежные суммы, пытаются разрешить вопрос неформальными мирными средствами ...» (В.В. Радаев. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков).

Взаимоотношения, построенные на личных связях, взаимных обязательствах, взаимной поддержке и доверии делают положение фирмы более устойчивым, более адаптивным, ограничивают возможные конфликты и ошибки, вследствие которых страдают прежде всего потребители.

Доверительные отношения способствуют улучшению коммуникаций, которые являются основой взаимоотношений, и способствуют налаживанию лучшего понимания между партнерами.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что российский рынок находится сейчас на той стадии, когда все большее значение приобретают неформальные отношения, складывающиеся в процессе деятельности фирм, которые, в свою очередь упрощают взаимодействие и помогают в некотором смысле снизить высокие риски.

Причем, что интересно, при переходе сотрудника с одного места работы на другое, межфирменные сети зачастую деформируются и видоизменяются так, что в сеть включается новая фирма. Это зависит от того, насколько тесные взаимоотношения сложились между сотрудниками двух фирм и степени доверия данному человеку.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия