Эксоцман
на главную поиск contacts


Культура бедности в контексте «Великой трансформации». Комментарии к материалам Т.Ю. Сидориной.

С.В.Творогова

Материал Т.Ю. Сидориной «Великая трансформация» К.
Поланьи как история развития социальной политики в XIX в.
представляется очень
интересным, содержательным и информационно насыщенным. В нем ставится много интересных
вопросов, стимулирующих дискуссию как о самой книге К. Поланьи и ее роли в интеллектуальной
истории ХХ века, так и о принципах функционирования и возможностях развития социальной
политики в контексте проблем, проанализированных в «Великой трансформации».
Для того, чтобы сделать обсуждение данного материала более предметным, позволю себе
обращаться непосредственно к представленному тексту и комментировать те его фрагменты
( выделены курсивом ), которые показались наиболее интересными или дискуссионными.

1. « На смену традиционному обществу пришло индустриальное:
открытое и мобильное, а вместе с ним армия людей без земли, без сеньора, без куска
хлеба, с которыми что-то надо было делать. Постепенно меняется восприятие общественным
сознанием «бедняка». Бедные начинают отождествляться с опасными классами.
Бедняк и нищий становятся синонимами бездельника и бродяги

Однако, по Поланьи, возникновение подобной ситуации не результат
случайного стечения обстоятельств, но сознательный выбор тех, кто владел средствами
производства индустриальной эпохи. «Только изнуренный тяжелым трудом и нравственно
сломленный работник … откажется вступать в союз со своими товарищами, чтобы
избежать этой состояния личной зависимости, когда его можно заставить сделать все,
что только потребует его хозяин. Законодательное принуждение к труду и приходское
рабство в Англии, суровость трудовой политики в абсолютистских государствах континента,
рабский труд «законтрактованных рабочих» в колониях Северной и Южной Америки
на раннем этапе их истории стали предпосылками формирования типа «усердного
работника», но окончательный успех на этом пути был достигнут благодаря применению
«природной кары» – голода. Именно для того, чтобы дать простор его
действию, и потребовалось разрушить органическое общество, которое упорно не желало
позволить отдельному человеку голодать» [1; 185].

Таким образом, Поланьи демонстрирует тот инструмент, о котором
задумывался Вебер, обсуждая переход от традиционного общества к индустриальному,
– что стимулирует человека стремиться зарабатывать как можно больше, следуя
принципу, на котором построен современный капитализм. По Веберу таким механизмом
была протестантская этика, т.е., в терминах Поланьи, идеология – определенная
совокупность ценностей и норм, распространившаяся в ряде стран Европы. По Поланьи,
такой переход – результат применения особой политики, цели которой могут быть
охарактеризованы еще одной цитатой: «безжалостное расщепление социальных структур,
чтобы получить в процессе их распада необходимый … элемент – человеческий
труд» [1; 184]. Показательна также и характеристика рикардианской концепции
рынка труда, данная Поланьи, – «поток человеческих жизней, напор которого
регулируется предоставляемым в их распоряжение количеством пищи» [1; 184].

2. « Бедность и ее крайняя форма проявления – нищенство,
требующие обязательного общественного вспомоществования, не связывались с понятиями
ответственности людей за свое положение. Проповедники и моралисты часто представляли
бедняка как средство спасения богача, подчиняя, таким образом, первого интересам
второго. Моральное принятие бедности нашло отражение в ценностной системе общества,
которая отводила экономическому развитию незначительную роль и была основана на идеале
непредпринимательства

Мне кажется, что идея Поланьи – не появление идеалов предпринимательства
или возникновение понятия ответственности за свое положение – напротив, он
показывает, каким образом коллективные сущности эффективно регулировали не только
социальный, но и экономический порядок, взаимно дополнявшие друг друга и слабо дифференцированные
до появления рынка. С его возникновением и необходимостью изменить ключевые принципы
социального устройства, начинают формироваться и транслироваться новые идеологии.
В этом отношении, представляется, что Поланьи справедливо относят к идейным последователям
Маркса, ибо он подчеркивает вторичность идеологий относительно социальных процессов,
возникновение и развитие которых мы можем наблюдать.

При этом структурный аспект очень важен для Поланьи, и он все
время подчеркивает, как изменение внешних условий существования общества или отдельных
социальных групп влияет на поведение индивидов и последующее формирование иной системы
норм и ценностей, т.е. иной культуры, которая, в частности, закрепляется и транслируется
в идеологически схемах. В этом отношении хочется обратить внимание еще на один из
фрагментов текста:

« Так, с одной стороны – восстановление работных
домов в определенной мере можно было рассматривать как решение проблемы социального
надзора и призрения за нищими, пауперами, люмпенизированными слоями городского населения
(социально опасными слоями), с другой стороны – это было трудоустройство и
хоть в какой-то степени выполнение общественно полезных функций, наконец –
ужасы пребывания в работных домах стимулировали людей обратиться к поиску реальной
работы и жизни своим трудом

Насколько я понимаю логику Поланьи, сама организация работных
домов способствовала возникновению проблемы «нищих, пауперов, люмпенизированных
слоев городского населения» - тех социальных групп, культура которых отрицательно
влияет на общество в целом.

В этом отношении интересной задачей представляется та, что вынесена
Т.Ю. Сидориной в конец работы:

« …далеко не решены проблемы бродяжничества, нищенствования,
нежелания работать. До конца не выяснено, что это – социальные или психологические
болезни человечества? Социальная защита и социальное обеспечение – основные
направления социальной политики большинства стран мира

Поиск механизмов, оказывающих воздействие как на структуру организации
жизнедеятельности, так и на культурные паттерны указанных социальных групп, способен
поднять социальную политику на качественно новый уровень, позволяющий обеспечить
значительно более высокий уровень социальной интеграции. Единственный вопрос, остающийся
пока без ответа – насколько возможно выполнить подобную задачу.

Литература



  1. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки
    нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002.




 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 30.10.04 Не следует забывать о демографических аспектах (С.В.Цирель)
  • 26.10.04 Альтернативы саморегулирующегося рынка (В.П.Васильев)
  • 24.10.04 К сравнению взглядов Карла Поланьи и Людвига фон Мизеса на социальную политику (А.О.Зиновьев)
  • 23.10.04 Культура бедности в контексте «Великой трансформации». Комментарии к материалам Т.Ю. Сидориной. (С.В.Творогова)
  • 22.10.04 Рецензия на доклад Т.Ю.Сидориной (И Иванов)
  • 21.10.04 Необходимость проведения социальных преобразований на уровне государственной политики (Е.В.Коцарь)
  • 21.10.04 О причинах возникновения бедности (Е.В.Матвеева)
  •  
      Дискуссия