Эксоцман
на главную поиск contacts


Комментарий к сообщениям Н. Кликунова и Ю. Латова

С.В.Цирель


Вполне можно согласиться с основной идеей Н.Кликунова и Ю.Латова, что рынок не только
расширяет, но и сужает перечень объектов, допустимых для купли и продажи. Вместе
с этим необходимо отметить еще два немаловажных обстоятельства.

1. Рыночное (в данном контесте лучше сказать "современное") общество с четким различением
права и обычая и развитой системой формального права гораздо четче, чем традиционное,
различает, что является товаром и что является коммерческой сделкой. Традиционная
сделка, как правило, включала в себя одновременно и элементы коммерческой сделки
наряду с принуждением, обретением покровительства, обменом дарами и т.д.; наиболее
ярко многозначность акта-купли продажи проявлялась при торговле "фиктивными" товарами
- трудом и землей. По-видимому, одним из главным предметов негодования Поланьи было
исключение человеческих отношений из акта купли-продажи. Очевидное соображение, что
возрастание свободы в обществе невозможно без формализации связей (четкого разделения
областей следования долгу и областей свободы, в т.ч. сознательно и добровольно принятых
на себя обязательств) Поланьи было чуждо. Впрочем и возмущение его было чрезмерно
- на самом деле человеческие отношения полностью не исчезли из коммерческих отношений
- скидки и кредитование постоянных клиентов, социальный пакет для сотрудников фирмы,
добровольно-принудительный коллективный отдых и т.д., практикующиеся во всем мире
- все это многочисленное и жизнеспособное продолжение прежней многозначности сделок.

2. Кроме того, широкое распространение купли продажи совести, секс-услуг, верности
и т.д. свойственно не традиционному обществу вообще, а традиционному обществу в периоды
кризисов, в том числе кризиса начинающегося Нового времени. Например, торговля индульгенциями
(формально деньги, отданные за индульгенцию, считались не оплата грехов, а пожертвованиями)
широкое распространение получила только в 15-16 веках (сами индульгенции были введены
в 1343 году) и симония (торговля церковными должностями). являются свидетельствами
кризиса церкви, а не ее имманентными свойствами. Вопреки замечанию Ю. Латова, проституция
и наемные армии более характерны для начала Нового времени, чем для Высокого Средневековья.
Средневековая мораль не менее жестко относилась к продажной любви и военной службе
без клятвы верности, чем современная. Другое дело, что наивное (или, наоборот, мудрое)
традиционное общество не разбиралось и не желало разбираться, насколько многозначны
на самом деле освященные церковью и традицией деяния ее членов.


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 29.10.04 Комментарий к сообщениям Н. Кликунова и Ю. Латова (С.В.Цирель)
  • 29.10.04 Рыночная система хозяйства не только расширяет, но и сужает палитру товаров (Ю.В.Латов)
  •  
      Дискуссия