Интернет-конференция
60-летие выхода в свет "Великой трансформации" Карла Поланьи: уроки для России с 1.10.04 по 30.11.04 Комментарий к докладу:
Нерыночные обмены между российскими домохозяйствами. Часть I. Теория реципрокности.Раздел 1.Сущность и функции реципрокных обменов С.Ю.Барсукова Реципрокность и альтруизм - разные формы поведенияВ.В.ПоколодинДумаю, что чисто альтруистические мотивы поведения и отношения обмена, конечно же, существуют, и их следует отделять от реципрокных отношений. В случае реципрокности всегда подразумевается не только принесение кому-либо дара, но и получение дара от других членов реципрокного сообщества, чередование ролей донора и реципиента. Есть здесь и поиск выгоды – повышение личного статуса в сообществе, своего рода накопление специфического невещественного капитала, есть и нормы, которые регулируют поведение всех участников обмена. В случае же альтруистического обмена действует совершенно иная схема. Главное отличие, на мой взгляд, заключается в том, что передающий материальные ценности или услуги, и тот, кому они передаются, не принадлежат к общей группе с формально закреплёнными или неформальными связями, в которой могут осуществляться реципрокные обмены. Более того, не может рассматриваться как альтруистический тот обмен, который хотя и не предполагает получение когда-либо ответного дара, но связан с репутацией дарителя в некотором сообществе, даже если сам одариваемый и не принадлежит к этому сообществу. Далее, если мотивом реципрокного обмена является поиск специфической выгоды, то в случае альтруистического обмена мотивами выступают либо требования соответствия религиозным или моральным нормам, либо гедонистическая потребность в альтруистическом поведении независимо от каких-либо норм. Именно поэтому так называемую благотворительную деятельность, как правило, нельзя считать альтруистическим поведением. Под ней обычно скрывается или реципрокность, или партнёр-клиентские отношения, или даже самый обычный рыночный обмен. Далее, отличительным признаком альтруистического обмена, полагаю, выступает необязательность наличия норм, регулирующих деятельность всех его участников. Даже если донор и следует каким-либо религиозным или моральным нормам, то реципиент совсем не обязан им следовать. Вопросы альтруистического поведения изучали О. Конт, Л.И. Мечников, Анна Фрейд, П.А. Сорокин и др. В то же время роль альтруистических обменов в экономике и критерии их отличия от других форм обмена (купля-продажа, рецирокность) остаются пока малоисследованными проблемами.
|
|
2 января