Эксоцман
на главную поиск contacts


Идея «включенной экономики» в контексте отношения Поланьи к марксизму

М.Е.Соколова

Одной из составных предпосылок формирования у Поланьи представления
о «включенной» экономике является развитие и изменение его отношения как
теоретика к марксистской традиции, как к классическому марксизму в целом, так и к
собственным его ранним взглядами.

Расходясь в своей трактовке Маркса с классическим марксизмом,
Поланьи редко использует в своей работе «Великая трансформация» термин
«капитализм», чаще предпочитая вместо него термин «рыночное общество».
Именно здесь Поланьи в первый раз сформулировал основы понятия «включенной»
экономики, что являлось серьёзным возражением взглядам Маркса и рыночных либералов.
Он утверждал, что классический марксизм преувеличил противоречие между феодальным
и капиталистическим обществами, согласно которому феодализм характеризуется использованием
сверхэкономического принуждения для получением прибавочной стоимости от труда сельскохозяйственных
производителей, в то время как в капиталистическом обществе прибавочная стоимость
получается как результат применения к труду представителей рабочего класса чисто
экономических механизмов (контракта по заработной плате), когда государство не осуществляет
сверхэкономического принуждения, а выступает как средство институционализации чисто
экономического принуждения на капиталистическом рынке, т. е. государство обеспечивает
неконтрактную основу для наиболее важного отношения (контракта) между рабочим и капиталистом
по поводу производства и, следовательно, именно в этот период экономика становится
доминирующей. Поланьи же доказывает, что рыночное общество и в момент своего формирования,
и в своём повседневном существовании зависит от сверх-экономического принуждения.
Он утверждает, что и в том и в другом обществах процессы получения прибыли от прямых
производителей основываются на комплексном смешении политических, культурных и экономических
практик и ни в одном обществе не существует автономно существующей и функционирующей
области экономики, которую можно было бы анализировать отдельно от этих практик.
Анализ власти государства Поланьи приводит его к взгляду на соотношение между политикой
и экономикой как на взаимосвязанное целое. В конечном итоге представление Поланьи
об экономике, на всём протяжении своего существования «включенной» в жизнь
общества, основывается на предпосылке, что любая благоприятная экономическая динамика
может пониматься как основанная на взаимодействии между агентами, действующими в
собственных интересах, действиями государства (в том числе и его налоговой, технологической
политикой, мерами по регулированию конкуренции и т.д.) и формами социальной регуляции.

Таким образом, понятие включенной рыночной экономики Поланьи бросает
вызов экономическому эссенциализму как способу мышления рыночных либералов и марксистов,
утверждающих, что экономика как аналитически автономная сфера имеет собственную логику
и рациональность. Суть этого вызова заключалась в утверждении более открытых для
развития понятий и эпистемологических подходов по сравнению с теми детерминистическими
формулировками марксизма и верой в неизбежность прогресса как последствия предопределённости
стадий человеческого развития, которые были предложены в рамках II Интернационала,
и акцентом на революционной деятельности, предложенным в рамках III Интернационала.
Центральным для Поланьи, как и для всего его поколения левых интеллектуалов, было
доказательство идеи о том, что прогресс может осуществляться только через сознательные
действия человека, основанные на моральных принципах. Именно с этих позиций он оценивал
преемственность между ранним и поздним марксизмом, утверждая, что именно гуманизм
молодого Маркса, его концепция отчуждения труда легли в основу его позднейших работ
и не существует такого резкого разрыва между этими периодами (молодым Марксом и зрелым
Марксом времен написания «Капитала»), как, например, это позже подчеркивал
Л. Альтюссер. Позицию Поланьи в отношении марксизма в английский период его жизни
можно назвать марксизмом гегельянского толка. Ключевым моментом в этот период для
Поланьи было прочтение и трактовка «Экономических и философских рукописей»
Маркса 1848 г., впервые опубликованных в Германии в 1932 г., после которых закрепился
его интерес к марксистской концепции отчуждения. Для Поланьи гуманизм молодого Маркса
стал недостающим ключом к его более позднему творчеству. Именно эта интерпретация
марксизма легла в основу зашиты Поланьи демократических и гуманных ценностей, противопоставленных
им как кризисным явлениям капиталистической системы, так и формирующемуся фашизму,
в силу чего можно говорить о близости позиции Поланьи в этот период его деятельности
к традиции западного марксизма.

Пересмотр Поланьи ряда марксистских положений обусловлен различием
исторических эпох, в которые жили Маркс и Поланьи. Поланьи, в отличие от Маркса,
наблюдал драматическое возрастание роли государства в управлении рыночной экономикой
и работал в рамках той теоретической позиции, которая ставила роль государства в
центр анализа. Именно это в значительной мере и способствовало формулированию им
понятия включенной рыночной экономики, согласно которому рыночные общества должны
конструировать разработанные правила и институциональные структуры для ограничения
стремления индивидов к прибыли и риска дегенерации в гоббсовскую войну всех против
всех. Общество должно создать ограничения для этих стремлений, направив энергию экономических
акторов, мотивированную прибылью в русло более легитимной энергии. Вывод Поланьи
состоит в том, что экономика, так же как и право, политика и мораль, должна быть
включена в жизнь общества в целом.

Литература:

1.Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические
истоки нашего времени. СПб .: Алетейя , 2002.

2. В lock F. Karl Polani and the writing of The great transformation
// Theory and society. - Amsterdam etc, 2003. - Vol.32, № 3. - Р . 275-306


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 29.11.04 Размышления о типе российской экономики ХХ века (Н.Ф.Тагирова)
  • 24.11.04 Идеи Поланьи как иная точка отсчёта (В.В.Поколодин)
  • 19.11.04 Идея «включенной экономики» в контексте отношения Поланьи к марксизму (М.Е.Соколова)
  • 16.11.04 О «Великой трансформации» Карла Поланьи (А.Г.Слуцкий)
  • 14.11.04 Междисциплинарность работ К.Поланьи, постнеклассической науки и современного высшего образования (В.А.Криулин)
  •  
      Дискуссия