Эксоцман
на главную поиск contacts


Вторая реплика на реплику Александра Григорьевича Слуцкого: Куда же шла жизнь - по Поланьи или другим путем?

Ю.В.Латов


Первая моя реплика на критику А.Г. Слуцкого касалась в общем-то относительно второстепенного
и частного сюжета. Теперь перейду к разбору наиболее принципиального обвинения в
адрес Карла Поланьи - обвинения в утопизме.

Начнем с уточнения того, что же Поланьи понимает под "катастрофой". Александр Григорьевич
обвиняет автора "Великой Трансформаци" в том, что тот бичует капитализм с позиции
чисто морального осуждения: капитализм нехорош, поскольку место альтруизма, взаимопомощи,
любви и иных добрых чувств занимает стремление к прибыли. Он к тому же уличает Поланьи
в демагогических манипуляциях - многие важнейшие допущения им сознательно-де непроговорены.
Наконец, идеи Поланьи опровергла сама жизнь, поскольку его предсказания не подтвердились
- рыночная экономика вроде бы скорее жива, чем мертва.

Попробую взять Поланьи под защиту.

Начнем с того, что "наскоки" сторонников неоклассики на Карла Поланьи напоминают
мне критику Шекспира Львом Толстым: что-то верно, что-то натянуто, что-то явно ошибочно,
а в целом совсем не убеждает. Наоборот, возникает ощущение, что все "шагают не в
ногу", один лишь критик «в ногу». Сам факт широкой популярности Карла Поланьи
доказывает, что его идеи выражают не индивидуальные умонастроения экс-венского интеллигента,
а широко распространенные и в наши дни убеждения. Поэтому критику следовало бы не
третировать Поланьи как дилетанта, а объяснить, почему его читают и почита-ют не
только российские обществоведы, якобы плохо знающие экономическую теорию, но и "нормальные"
западные ученые.

Что касается "катастрофы", то Карл Поланьи имел, на мой взгляд, закон-ные основания
не проговаривать, в чем же она заключается. Достаточно взглянуть на год и место издания
его книги. За 30 лет до "Великой Трансформации" Запад прошел буквально по кругам
ада: Первая мировая, Великая Депрессия (особенно катастрофическая именно в США),
Вторая мировая. Нужно ли было после этого разъяснять читателю, что "что-то неладно
в королевстве датском"? И неладно совсем не том смысле, что люди стали маловато друг
друга любить и ласкать. Надо ли напоминать, что выход из глобального кризиса 1914-1945
гг. был найден тоже вовсе не на путях классической рыночной экономики?

Критик может попробовать заявить, что "катастрофа" 1914-1945 гг. была вызвана не
рыночной экономикой. Институционалист в таком случае отпарирует, что не только Великая
Депрессия, но и мировые войны были следствием именно стихийного саморазвития капитализма,
еще не ограниченного в должной мере государственным и надгосударственным регулированием.

Но "катастрофа" 1914-1945 гг. вовсе не стала концом капитализма, может воскликнуть
критик! Ведь "за 60 лет после выхода "Великой Трансформации" жизнь пошла другим,
противоположным предсказаниям Поланьи, путем. Мы по-прежнему не наблюдаем угасания
взаимопомощи, безвозмездности... несмотря на неуклонное развитие рыночной экономики".
Апелляция к практике - это сильный аргумент. Однако эту практику надо постараться
правильно понять. Было ли оно, "неуклонное развитие рыночной экономики"? И на самом
ли деле не было "угасания взаимопомощи" etc.?

Во-первых, есть много концепций, доказывающих, что с конца ХХ в. раз-витые страны
мира постепенно переходят в новое общество - постиндустриальное, пострыночное, постэкономическое...
Из российских исследователей лучше всего этот сюжет изложен в работах В.Л. Иноземцева
(например: Инозецев В.Л. К теории постэкономической формации. М., 1995). Чисто статистически
можно показать, что доля ВВП, перераспределяемого через госбюжет, относительно устойчиво
росла на протяжении ХХ в. практически во всех развитых странах. Можно вспомнить и
про ТНК, осуществляющие внутрикорпоративное и внут-риотраслевое регулирование, и
про ФПГ, осуществляющие регулирование уже на межотраслевом уровне, и про региональные
экономические блоки типа ЕС и НАФТА, и про международные экономические организации
типа МВФ... Вряд ли эти институциональные инновации есть "неуклонное развитие рыночной
экономики". Объявлять все эти формы регулирования соответствующими природе рынка
- все равно что объявлять истинно здоровым того, кто облеплен капельницами, кислородными
подушками и иными медицинскими аппаратами. ("Только посмотрите, какие у этого человека
пульс и давление – лучше чем у нас с вами. Предлагаю считать этого пациента
эталоном понятия "здоровый человек"!)

Во-вторых, "угасание взаимопомощи" etc. - это реальный факт. Интересующимся данным
сюжетом рекомендую, например, книгу Френсиса Фукуямы «Великий Разрыв» (М.,
2004). Этот американский социолог как раз показывает, что в сфере социальных взаимоотношений
пик кризиса пришелся на 1960-1980-е гг., когда в развитых странах Запада резко росли
наркомания, алкоголизм, са-моубийства, аборты, преступность etc. Это – несомненные
следствия "угасания взаимопомощи". Лишь в 1990-е гг. ситуация, кажется, стабилизировалась.
Вилимо, если в 1914-1945 гг. разразилась экономико-политическая катастрофа, то в
1960-1980-е гг. - катастрофа духовной жизни. Кстати, очень похоже, что «Великий
Разрыв» Фукуямы был своеобразной репликой на «Великую Трансформацию»
Поланьи.

Таким образом, вызванная абсолютизацией стремления к прибыли катастрофа была и, пожалуй,
еще не завершилась. И выход из катастрофы находят в ограничении "дикого рынка". (Рынок
как таковой, как один из укладов, Пола-ньи ведь и не осуждал. Он видел опасность
в абсолютизации рынка.) В таком случае получается, что за 60 лет жизнь шла как раз
по Поланьи. Ну, за исключением некоторых деталей. Скажем, отказ от золотого стандарта
не вызвал краха денежной системы как таковой. Или, может быть, пока не вызвал?

Идеи поланьизма истинны, поскольку они верны :) ?


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 29.11.04 Размышления о типе российской экономики ХХ века (Н.Ф.Тагирова)
  • 24.11.04 Идеи Поланьи как иная точка отсчёта (В.В.Поколодин)
  • 19.11.04 Идея «включенной экономики» в контексте отношения Поланьи к марксизму (М.Е.Соколова)
  • 16.11.04 О «Великой трансформации» Карла Поланьи (А.Г.Слуцкий)
  • 14.11.04 Междисциплинарность работ К.Поланьи, постнеклассической науки и современного высшего образования (В.А.Криулин)
  •  
      Дискуссия