Эксоцман
на главную поиск contacts


Междисциплинарность работ К.Поланьи, постнеклассической науки и современного высшего образования

В.А.Криулин


Междисциплинарность – одна из возможных причин роста его научной популярности
с течением времени. Похоже, что он опередил ход событий в развитии науки и реализовал
в своих трудах принцип междисициплинарности еще тогда, когда экономика была классической
наукой, неклассические научные идеи только зарождались, а неклассические –
еще о себе и не заявили. Перемещение фигуры К .Поланьи из аутсайдеров в классики
совершалось по мере «дозревания» статуса науки и ее представителей.


Обозначенный в логике философии путь развития науки вообще характерен и для
развития экономической теории. Так неклассические идеи рождались в экономической
теории еще в начале ХХ века, а содержательно оформились к его концу. Аналогично идеи
постнеклассической экономической теории зарождаются уже сегодня и иногда претендуют
на статус сформировавшихся научных школ. В связи с этим возникает методологическая
проблема поиска критериев дифференциации неклассических и постнеклассических концепций.


Попробуем обозначить один из приемлемых вариантов решения названной проблемы.
Для неклассического этапа развития экономической теории в большей мере характерен
внутридисциплинарный синтез научных знаний, то есть научных знаний, накопленных в
рамках одной монодисциплины. Для постнеклассического этапа скорее всего характерен
междисциплинарный синтез знаний, в рамках которого обнаруживаются еще две разновидности:
синтез, не выходящий за рамки общественных наук (примером служат труды К. Поланьи),
и синтез, осуществляемый во всем пространстве научных знаний без каких-либо ограничений.
В качестве примера назовем транскультуру, понимаемую учеными как культуру осознающую
«целостность всех своих дисциплинарных составляющих (научных, художественных,
политических, религиозных)» [2, 417-422].


Междисициплинарность – не только связующее звено научных работ К. Поланьи
и современных ученых. В болонских документах она выделена как один из желательных
признаков нового качества высшего образования. В этом плане не является исключением
и высшее экономическое образование.


Междисциплинарный синтез гуманитарных учебных дисциплин может осуществляться
на уровне понятий и категорий, на уровне изучения закономерностей и законов, на уровне
анализа реальной хозяйственной деятельности разных стран. Переход от одного уровня
к другому можно рассматривать как один из показателей возрастания качества профессиональной
компетентности будущих экономистов.


Есть немало оснований уже сегодня констатировать необходимость тройного синтеза
следующих наук и соответственно учебных дисциплин: экономика-экология-психология,
экономика-психология-юриспруденция, экономика-культурология-психология и др. Но реально
даже двойной синтез в виде экономической психологии используется далеко не во всех
экономических вузах.


Необходимость междисциплинарного подхода к профессиональной подготовке высококвалифицированных
экономистов обусловлена не только приоритетом в развитии образования и экономики
на мировом уровне. Она продиктована также сохранением многонациональных организаций
внутри России, возрастанием деловых контактов с зарубежными партнерами, продолжающейся
модернизацией высшего профессионального образования менеджеров, стратегией устойчивого
развития нашей страны.


Литература


1. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего
времени. – СПб.:Алетейя, 2002.

2. Эпштейн М.Н. Транскультура // Проективный философский словарь: Новые
термины и понятия/Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна.–СПб.: Алетейя,
2003.


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 29.11.04 Размышления о типе российской экономики ХХ века (Н.Ф.Тагирова)
  • 24.11.04 Идеи Поланьи как иная точка отсчёта (В.В.Поколодин)
  • 19.11.04 Идея «включенной экономики» в контексте отношения Поланьи к марксизму (М.Е.Соколова)
  • 16.11.04 О «Великой трансформации» Карла Поланьи (А.Г.Слуцкий)
  • 14.11.04 Междисциплинарность работ К.Поланьи, постнеклассической науки и современного высшего образования (В.А.Криулин)
  •  
      Дискуссия