Эксоцман
на главную поиск contacts


Латов Ю.В. предлагает ответ на вопрос: Есть ли отличия между QWERTY-эффектами в развитии техноло-гических стандартов и QWERTY-эффектами в развитии институтов?

Ю.В.Латов

QWERTY-эффектами, напомню, называют ситуации, когда конкурен-ция двух различных стандартов не завершается победой более эффективного. Стандарты могут быть как техническими (раскладка клавиатуры, ширина железнодорожной колеи), так и чисто институциональными (правовые нор-мы, культурные традиции, экономические системы). Конкуренция различных норм чаще приводит к ситуации, когда разные стандарты сосуществуют друг с другом (широкая железнодорожная колея в России – узкая колея в Европе, система общего права в англо-саксонских странах – система гражданского права в континентальной Европе). Возможна, однако, и ситуация, когда ранее возникшая и теперь сравнительно неэффективная норма просто подавляет альтернативные варианты, вообще не давая им пространства для развития. Так, QWERTY-стандарт не дает развиваться DSK-стандарту (альтернатив-ными раскладками пользуются очень немногие энтузиасты).

Мне кажется, что главное различие между проявлениями QWERTY-эффектов в мире технических стандартов и в мире институтов заключается в том, что они имеют разные временные рамки.

Что касается институциональных QWERTY-эффектов, то они заметны на протяжении всей истории человечества. Американские экономисты, став-шие «застрельщиками» всей этой дискуссии (П. Дэвид, Б. Артур, Д. Норт и др.), приводят примеры исключительно из истории последних двух столетий. Однако это лишь оттого, что история США, которая им наиболее близка, яв-ляется очень-очень коротенькой. Если же обратиться к мировой истории, то легко найти более древние примеры.

Вспомним хотя бы крещение Руси в 988 г. Если вспомнить летописный рассказ о «выборе веры», то налицо классический пример сознательного вы-бора очень важной институциональной нормы, и выбора, как выяснилось спустя уже несколько веков, не слишком удачного. Хотя православие оказа-лось «менее эффективным», чем католицизм, однако неоптимальный выбор князя Владимира «аукается» нам до сих пор. Поляки на 22 года раньше кре-стились по западному «стандарту», в результате поляков все считают евро-пейцами, а нас…

Что же касается технологических QWERTY-эффектов, то они стали возникать только с эпохи промышленной революции. Исторически самый ранний пример технологических QWERTY-эффектов – это стандарт желез-нодорожной колеи (с конца XVIII - начала XX вв.).

Дело, как мне кажется, в следующем. QWERTY-эффекты возникают тогда, когда формируется единая, глобальная история. В рамках этого едино-го потока событий происходит унификация норм (формирование сети), по-этому позже возникшие более эффективные стандарты уже не могут вытес-нить возникшие ранее. Глобализация истории происходила асинхронно в разных сферах жизни общества. Ранее всего она началась в культурной сфере – с формирования суперцивилизаций с единой религиозной доминантой (конфуцианская цивилизация, исламская цивилизация, православная цивили-зация…). Унификация хозяйственной жизни началась только лишь с эпохи нового времени, когда достижения западноевропейской промышленной ре-волюции немедленно начали транслироваться на весь мир. Когда унифика-ции нет, то нет и сетевых эффектов, нет и QWERTY-эффектов. Напротив, ко-гда начинается унификация стандартов и норм, то эти эффекты возникают регулярно.

Кстати, те примеры, которые всплывают в ходе дискуссии, - это, на-верняка, лишь вершина айсберга нереализованных более эффективных воз-можностей. Ведь QWERTY-эффекты заключаются не только в том, что аль-тернативные стандарты не могут вытеснить старых норм, но и в том, что эти альтернативы просто не изобретаются из-за самоочевидных трудностей их внедрения. Кто знает, мимо каких многообещающих альтернативных воз-можностей мы прошли и проходим, поскольку они несовместимы с той се-тью, в которой мы живем?

Из этих размышлений, кстати, вытекает практический вывод: унифика-цию любых стандартов и норм надо сдерживать, чтобы иметь возможность сравнивать разные варианты. Например, для мира «классического капита-лизма» самой «эффективной» религией является протестантизм. Но кто зна-ет, какая религиозно-этическая традиция будет лучше подходить к постинду-стриальному обществу? Может быть, конфуцианство с его установкой на единство противоположностей? А может быть, православие, акцентирующее внимание на «постэкономических» ценностях?

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 18.05.05 Реплика Тагировой Н.Ф. по вопросу об отличиях технологических и институциональных QWERTY-эффектов  (Н.Ф.Тагирова)
  • 4.05.05 Латов Ю.В. предлагает ответ на вопрос: Есть ли отличия между QWERTY-эффектами в развитии техноло-гических стандартов и QWERTY-эффектами в развитии институтов? (Ю.В.Латов)
  • 30.04.05 Отличия, возникающие при выборе технологии и институтов (К.А.Присекина)
  •  
      Дискуссия