Эксоцман
на главную поиск contacts


Новая реплика С.Н. Ковалева



Не дожидаясь окончания ответа Юрия Валерьевича Латова, готов согласиться, что на критику С. Либовицем и С. Маргулисом QWERTY-истории Пола Дэвида есть контр-критика. Может быть даже, на эту контр-критику есть контр-контр-критика, а на нее контр-контр-контр-критика J. Очевидно все-таки, что в истории про печатные машинки есть какие-то «темные пятна». А вот историю с железнодорожной колеёй, насколько мне известно, никто оспаривать не пробовал. Суть истории точно та же: доминирующий стандарт (узкая «стефенсоновская» колея в 1435 мм) хуже, чем позже появившийся альтернативный стандарт (широкая «русская» колея 1520 мм). Самоочевидно, что широкая колея лучше узкой – выше устойчивость вагонов и их вместимость. Рынок создать стимулы к переходу на широкую колею так и не смог. В результате возникает немало неэффективных ситуаций. Ниже предлагаю участникам нашей Интернет-дискуссии коллаж из сетевых текстов, чтобы можно было уяснить суть дела, не рыская по Сети.



История № 1: почему сложился стандарт узкой колеи и к чему это ведет



По бокам американского космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему?



Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное, 4 фута 8,5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов



Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8,5 дюйма? Откуда взялась эта цифра?


Оказывается, что железную дорогу в США делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8,5 дюйма! Но почему?



Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались. Расстояние же между колеями в Англии как раз 4 фута 8,5 дюйма. Отчего так?



Дело в том, что дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих гужевых поозок, и длина оси стандартной римской повозки равнялась... правильно, 4 футам 8,5 дюймам! Но почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины? А вот почему: в такую повозку запрягали обычно двух лошадей, и 4 фута 8,5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных крупов!



Следовательно, даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера лошадиного крупа две тысячи дет назад.



Источник: http://www.slothmud.ru/crier/message.phtml?id=89RDAs182


 (эта история есть и во многих других местах).



История № 2: почему в России сложился стандарт широкой колеи



Как известно, колея в СССР на 85 мм шире, чем в большинстве остальных стран. Европейский габарит 1435 мм между внутренними краями рельс ведет свое происхождение от каменноугольных копей Шеффилда. В 1771 г. английский промышленник Д. Кур построил дорогу с рельсами из железа для вагонеток, перевозивших уголь. Ширина колеи колебалась от 1440 до 1460 мм. Такой же ширины стали строить дороги в остальных шахтах. Стефенсон сначала принял 1372 мм, но затем для более удобного размещения парового цилиндра увеличил размер колеи до 1435 мм. Быстрое развитие железных дорог потребовало увеличения скорости движения и вместимости вагонов. Как одно из средств достижения этой цели рассматривалось увеличение размеров котла и вместе с этим ширины вагонов. Постепенное увеличение ширины колеи дошло до 7 футов (2100 мм). В результате получилось необыкновенное разнообразие размеров колеи. Постепенно различие габаритов уступило место однообразию. По данным Технической энциклопедии 1931 г., ширину колеи 1435 мм имели в то время 67% всех железных дорог земного шара, именно этот габарит назван нормальным.


Почему же Россия приняла широкую колею? Существует несколько версий, причем некоторые из них имеют анекдотическое происхождение. Первая русская железная дорога, Царскосельская, имела колею 6 футов (1830 мм). В начале 1840-х годов в России началась подготовка к строительству нескольких железных дорог. Большинство европейских дорог уже имели колею 1435 мм, но очень многие считали «стефенсоновскую» колею недостаточной для получения высокой скорости и должной устойчивости. Активно выступили за увеличение ширины полковник Крафт и подполковник Мельников, приехавшие из Америки, где они изучали железные дороги. По их настоянию из Америки пригласили инженера Уистлера, ярого сторонника широкой колеи. Он убедил Техническую комиссию Ведомства путей сообщения принять размер 6 футов (1520 мм). Большинство членов комиссии (7 из 9) высказывалось за 6 футов. 14 февраля 1842 года последовало Высочайшее утверждение решения комиссии. Таким образом, Россия установила у себя ширину колеи, принятую лишь на нескольких дорогах США. Большинство же американских железных дорог уже тогда имело «стефенсоновскую» колею 1435 мм.



Немаловажную роль в этом решении сыграли соображения оборонительного характера: предполагалось таким образом не дать возможности неприятелю воспользоваться местными железными дорогами. Действительно, в годы Отечественной войны немцы имели большие трудности на оккупированных территориях с паровозо-вагонным парком и организацией транспортных перевозок. Зато когда русская армия воевала за границей (русско-турецкая война 1870-х, финальный период Отечественной войны), трудности были уже у нас.



Источники: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/RW/07.htm,



http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200300604,



http://wcry.narod.ru/reinhardt/03.html:



 



 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 9.05.05 О случайныых обстоятельствах (Е.С.Куценко)
  • 6.05.05 Вопрос (К.А.Котов)
  • 4.05.05 И еще одна реплика Ю.В. Латова по поводу QWERTY-истории (Ю.В.Латов)
  • 20.04.05 Реплика С.Н. Ковалева (Тула) на текст Ю.В. Латова (С.Н.Ковалев)
  •  
      Дискуссия