Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Поиск эффективных институтов для России XXI века

с 27.10.03 по 27.12.03

Особенности формирования трудового сознания молодёжи(1995 – 2001 годы)

А.Н.Демин
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


В докладе исследуется динамика трудового сознания разных групп молодёжи в период 1995 – 2001 годов. Рассматриваются три компонента трудового сознания: должностные притязания, предпочитаемые места работы, трудовые ценности. Изменения затронули все три компонента. Делается вывод, что молодёжь рассматривает труд прежде всего как инструмент социального самоутверждения, которое может варьировать от выживания до обретения экономической самостоятельности и занятия престижной социальной позиции.

Особенности формирования трудового сознания молодёжи

(1995 – 2001 годы)

 

Аннотация:

В докладе исследуется динамика трудового сознания разных групп молодёжи в период 1995 – 2001 годов. Рассматриваются три компонента трудового сознания: должностные притязания, предпочитаемые места работы, трудовые ценности. Изменения затронули все три компонента. Делается вывод, что молодёжь рассматривает труд прежде всего как инструмент социального самоутверждения, которое может варьировать от выживания до обретения экономической самостоятельности и занятия престижной социальной позиции.

 

 

1.       Предмет обсуждения

Многие полагают, что в юности человек становится наиболее чувствительным к идеологической структуре среды, а поэтому ближе к особенностям данного исторического момента. Придерживаясь данного подхода, мы можем рассматривать сознание и поведение молодёжи в качестве индикаторов тех социальных проблем, ценностей и настроений, которые присущи современной российской жизни. В этой связи представляется важным детальный и тщательный анализ того, как новые качества жизни преломляются в сознании, какие образы хозяйственной активности формируются в нём. Предмет обсуждения - трудовое сознание молодежи в разные периоды социальных реформ. Под трудовым сознанием мы понимаем систему представлений, мотивов, переживаний по поводу хозяйственной жизни общества и путей интеграции в нее, а также представления о себе как субъекте хозяйственной жизни.

Методологически важными для нас являются несколько обобщений. Во-первых, к ним относятся выводы о том, что индивидуальные оценки, объяснения, планы и мотивации включены в функционирование рынков труда (В.Burchell, W.Jr.Darity., A.H.Goldsmith, В.Elmslie, S.Sedo и др.). С одной стороны, они зависят от макроэкономических процессов, что отчетливо видно на примере таких ситуаций, как безработица или резкое снижение доходов у части населения. С другой стороны, оценки и мотивации индивидуумов, будучи включенными в процессы нормообразования, сами оказывают влияние на оборот рабочей силы, безработицу и дискриминацию на рынке труда. В целом можно говорить, что макроэкономические, социальные и психологические процессы в сфере занятости активно взаимодействуют друг с другом. Также для нас важны выводы о специфичности российского рынка труда и сферы занятости в целом, которые являются сложными системами поведения и обладают не только национальной, но и региональной спецификой (Гимпельсон В., Гордон Л.А., Клопов Э.В. Капелюшников Р., Тихонова Н. и др.).

Во-вторых, мы используем те работы социологов, экономистов, психологов, которые оперируют понятием «экономическое сознание». В общем плане его можно соотнести с мировоззрением (world view) – представлениями людей о своей трудовой жизни, которые формируют их реакции на происходящее (C.F.Sabel). Отечественные авторы под экономическим сознанием понимают комплекс представлений человека о механизмах функционирования рынка труда и стратегиях поведения в этой сфере (В.Е.Гимпельсон), обозначают с его помощью субъективные аспекты рыночных отношений, в частности, особенности репрезентации в обыденном сознании понятий «деньги», «собственность» и др. (Дейнека О.С.) В своём исследовании мы оперируем понятием «трудовое сознание», поскольку рассматриваем не всю экономическую реальность, а только сферу трудовой занятости. Иными словами, данное понятие является теоретическим конструктом, помогающим понять структуру, типы, функции сознания в специфической среде, смысловым центром которой является труд.

Непосредственное отношение к содержанию доклада имеют исследования Е.И.Головахи, В.С.Магуна, изучавших в середине 1980-х гг. особенности профессионального самоопределении молодежи, ее готовность к различным видам трудовой активности в будущем. В 1990-х гг. в работах В.С.Магуна и членов его исследовательского коллектива были открыты и обоснованы такие феномены, как революция притязаний молодежи и изменение стратегий их реализации. Эти феномены характеризуют период социальных реформ в России, проявляются в резком росте властных, материальных, финансовых притязаний, готовности приносить жертвы и преодолевать трудности, необходимые для достижения высших уровней профессиональной квалификации при одновременном снижении готовности терпеть лишения, связанные с ухудшением качества жизни.

Результаты нашего исследования 1995-1996 гг. подтвердили революционность притязаний молодежи на региональном уровне и на примере большего числа групп (кроме школьников обследовались учащиеся профессиональных училищ, студенты колледжей и работающая молодежь). В новом исследовании, которое было проведено в 2001 году, изучалась устойчивость/изменчивость основных элементов трудового сознания молодёжи. В данном сообщении рассматриваются три из них: должностные притязания, предпочитаемые места работы, трудовые ценности.

 

2.       Источники данных

Отправной точкой анализа является исследование, проведенное в Краснодарском крае в 1995-1996 гг. Весной 2001 года был собран материал на аналогичной выборке с использованием идентичного методического инструментария.

В общей сложности нами было обследовано 2372 человека в возрастном диапазоне 14 – 18 лет. В таблице 1 приведены количественные показатели выборки.

 

Таблица 1.

Структура выборок в обследовании 1995-1996 гг. и 2001 г., кол-во человек

Год

Ученики 9 класса

(14 лет)

Ученики 11 класса (16 лет)

Учащиеся выпускного курса профессиональных училищ (17 лет)

Студенты выпускного курса колледжей

 (18 лет)

Всего

1995-1996

408

384

106

395

1293

2001

 

316

372

98

293

1079

Всего

724

756

204

688

2372

 

 

В обоих опросах применялась анкета, включающая широкий круг вопросов по социально-трудовой тематике. В данной статье нами анализируются данные, полученные по шкалам должностных притязаний (использовалась версия шкалы Е.И.Головахи и В.С.Магуна), предпочитаемых мест работы, трудовых ценностей.

 

3.       Должностные притязания молодёжи

Одним из важных компонентов притязаний в сфере трудовой занятости являются статусные, или должностные, притязания. В 1990-х годах исследователи в разных регионах России зафиксировали революционное повышение статусных притязаний среди учащихся средних школ и профессиональных училищ по сравнению с 1980-ми годами (В.С.Магун, А.З.Литвинцева и др.). Данные, полученные на Кубани в середине 1990-х годов, убедительно подтвердили эту тенденцию и продемонстрировали, что она характерна и для выпускников колледжей - весьма значительная доля учащихся хотела бы занимать должность руководителя предприятия (табл. 2).

 

Таблица 2.

Динамика притязаний на должность руководителя предприятия, %

Группы молодежи

1995/1996 год

2001 год

Значимость различий

9 класс

57,1

58,9

0,59

11 класс

56,5

66,6

0,002

ПТУ

41,5

58,2

0,02

Колледж

53,2

54,6

0,6

С одной стороны, высокие притязания учащихся можно было объяснить объективно возросшими после перестройки шансами молодых на занятие руководящих должностей. Но это, по-видимому, не единственный фактор, поскольку у молодых работающих (25 лет) должностные притязания оказались значительно скромнее (в 1996 году только 11,7% так или иначе претендовали на должность руководителя предприятия, в то время как среди учащихся этот показатель оказался выше в 3,6-4,8 раза). На тот момент найденному различию можно было дать два дополняющих друг друга объяснения.

Одно из них связано с разными механизмами формирования притязаний у учащейся и работающей молодёжи. Возможно, что у первой группы они более свободны от ограничений, налагаемых реальными обстоятельствами и формируются по «принципу удовольствия». Вторая же группа уже столкнулась с реальными процессами и механизмами формирования должностного статуса, и поэтому, заявляя свои должностные притязания, она в большей степени, чем первая, руководствуется «принципом реальности» (их притязания близки к сложившемуся распределению должностных статусов на предприятиях и в учреждениях).

Другое объяснение связано с социально-историческим фоном социализации. Возможно, притязания работающих молодых людей несут на себе отпечаток другого времени - времени их ранней юности, когда, судя по опубликованным данным, должностные притязания учащихся были более скромными, чем у сегодняшних учащихся.

Чтобы сделать более определённый вывод о природе революционных должностных притязаний учащейся молодёжи, рассмотрим их показатели, полученные в 2001 году. Притязания представителей всех групп учащихся не только остались высокими, но и существенно выросли у выпускников 11 класса и ПТУ. У работающей молодёжи должностные притязания остались неизменными (только 10% так или иначе претендовали на должность руководителя предприятия). Поскольку в 2001 году опрашивалась та работающая молодёжь, которая в 1996 году как раз завершала обучение в колледжах и ПТУ и, следовательно, имела достаточно высокие должностные притязания, мы можем предположить, что фактор социально-исторического фона в данном случае менее значим для формирования притязаний, чем фактор текущей жизненной ситуации. Работающие молодые люди ориентируются на принцип реальности, а не принцип удовольствия.

В то же время нельзя не отметить возросшую разницу между притязаниями учащихся и работающих. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности стал более резким, скачкообразным и это выступает важной характеристикой социальной адаптации современной молодёжи.

 

4.       Предпочитаемые места работы

Респондентам предлагалась шкал, содержащая следующие позиции: государственное учреждение или предприятие, негосударственное предприятие, индивидуальный бизнес (индивидуальная трудовая деятельность), занятость домашними делами.

Возможность легально заниматься индивидуальным бизнесом – одна из ярких особенностей постперестроечной эпохи. Как следует из таблицы 3, молодёжь позитивно реагирует на эту возможность. В середине 1990-х от одной трети до половины учащейся молодёжи предпочли бы заниматься индивидуальным бизнесом. К концу десятилетия привлекательность этого вида занятости увеличилась, особенно среди 11-классников и выпускников колледжей.

 

Таблица 3.

Динамика предпочтений по поводу занятия индивидуальным бизнесом, %

Группы молодежи

 

1995/1996 год

2001 год

Значимость различий

9 класс

38

36

0,58

11 класс

29

42

0,0002

ПТУ

49

42

0,31

Колледж

30

47

0,00001

 

Характер изменений весьма симптоматичен. На фоне усилившихся предпочтений по поводу занятий индивидуальным бизнесом сгладились межгрупповые различия, что позволяет говорить о формировании некоторой общей и устойчивой ориентации в сознании молодёжи. Мы склонны рассматривать её как симптом растущего индивидуализма молодых людей. Он проявляется в желании самостоятельно распоряжаться своей экономической судьбой на основе более высокого благосостояния. Формирование данной ориентации, по-видимому, характеризует не только молодёжь. Результаты опросов населения, проводившихся Центром изучения социокультурных изменений (руководитель – Н.Лапин) в разных регионах России с 1990 по 2002 год, свидетельствуют о том, что через 10 лет реформ 84% респондентов желали бы работать в частных хозяйствах и заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (одна из основных причин этих желаний – возможность претендовать на более высокое место в социальной структуре общества).

 

5.       Трудовые ценности молодёжи

Анализ результатов исследования позволяет говорить о доминирующей позиции высокого заработка среди трудовых ценностей молодёжи. В середине 1990-х только у учащихся 9 классов высокий заработок занял вторую позицию, уступив первенство ценности «хорошие взаимоотношения в коллективе». Через пять лет, однако, уже и они ставили высокий заработок на первое место.

 

Таблица 4.

Динамика ценности высокого заработка,
% респондентов, поставивших её на первое место по значимости

Группы молодежи

 

1995/1996 год

2001 год

Значимость различий

9 класс

16,9

29,1

0,0001

11 класс

24

25,5

0,53

ПТУ

21,7

32,7

0,08

Колледж

40,5

32,5

0,033

 

В 2001 году обнаружились следующие тенденции (табл. 4). Во-первых, резко выросла ориентация на высокий заработок у 9-тиклассников и выпускников ПТУ. У выпускников колледжей она понизилась, но эта ценность осталась доминирующей в их сознании. Во-вторых, разные молодёжные группы выравнялись по своей ориентации на высокий заработок. В совокупности эти тенденции можно интерпретировать как формирование в молодёжной среде к концу 1990-х годов общей доминирующей установки на высокий материальный достаток.

Подобный вывод согласуется с общероссийской тенденцией, выявленной на материале разных возрастных и социальных группах. Как показывают эмпирические исследования, на протяжении 1990-х годов среди российского населения, в частности, росла значимость хорошего заработка (при том, что он стабильно занимал первое место в иерархии ценностей) и возможности чего-то достичь. В.С.Магун полагает, что эти изменения свидетельствуют об активизации стремлений работника к стабильным вознаграждениям и одновременно об активизации его готовности платить за всё это результативным трудом. Автор пишет: «На протяжении сравнительно короткого периода один из аспектов интегрального отношения к труду изменился радикально: работающее население России … больше не рассматривает пребывание на работе как одну из форм рекреации и чётко закрепляет за трудом функцию нелёгкого добывания высокого и надёжного заработка» (Магун, 2000, С.447).

Укажем на несколько возможных интерпретаций феномена, связанного с доминирующим положением ценности высокого заработка в сознании молодёжи. С одной стороны, на это влияют сформировавшиеся социальные образцы. По меткому замечанию Э.Эриксона, с подростком наиболее отчетливо говорит именно идеологический потенциал общества, влияя на восприятие ценных “способов жизни”. Сейчас перечень этих способов невелик. В итоге, как утверждают некоторые авторы, между понятием “престижный труд” и “высокий доход” в сознании молодежи поставлен знак равенства.

Доминирующее положение ценности высокого заработка также уместно рассматривать с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей. Удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности (в терминах широко известной теории мотивации А.Маслоу) опосредствуется денежными средствами, даваемыми работой. В этом контексте стремление к высокому заработку может быть охарактеризовано и как фактор, и как индикатор выживания молодого человека в нынешней ситуации. По мнению Э.Ро неудовлетворенность потребностей молодежи в простом существовании блокирует любую иную информацию о профессиях. Если продолжить данную мысль, то можно сделать вывод, что в современных условиях материальная компонента оказывается весьма и весьма существенной при выборе молодыми людьми профессии, предметное содержание которой нередко отходит на второй план.

Предложенные объяснения могут быть объединены в рамках одной модели, согласно которой современные социальные образцы адресуются прежде всего средствам выживания, в более широком смысле - средствам удовлетворения базовых потребностей, т.е. носят инструментальный характер, поэтому отношение молодёжи к труду является инструментальным, для неё важнее не его предметное содержание, а витальная функция.

 

6.       Заключение

Мы можем констатировать несколько тенденций в динамике трудового сознания молодежи за последние годы.

1. Наблюдается дальнейший рост должностных притязаний у учащейся молодёжи. Иными словами, революция властных притязаний, зафиксированная в начале и середине 1990-х годов, продолжается среди данной категории молодёжи. Анализ позволяет сделать вывод, что высокие притязания учащихся строятся по «принципу удовольствия». При переходе в разряд работающих притязания резко падают, поскольку начинают строиться по «принципу реальности». В 2001 году переход от принципа удовольствия к принципу реальности стал более резким, скачкообразным.

По-видимому, нет оснований считать, что революционные властные притязания учащейся молодёжи смогут проблематизировать трудовые отношений в сфере занятости. Принцип удовольствия молодёжь стремится реализовать в других сферах. Подтверждение этому мы находим в том, что сфера досуга и развлечений является одной из самых привлекательных, субъективно принимаемых для всех групп молодёжи, а в группе работающих она вообще выходит на первое место (по данным авторского исследования, проводимого в настоящее время).

2. Усилились предпочтения в отношении индивидуального бизнеса, что может отражать растущее стремление молодых людей к экономической самостоятельности. Данный вывод подтверждается увеличением доли учащейся молодежи, занимающейся подработками (например, среди учащихся ПТУ она увеличилась почти вдвое), а также сохранением и усилением доминирующей позиции высокого заработка в структуре трудовых ценностей.

3. Ориентация на высокий заработок - главная у всех групп молодёжи. Если в середине 1990-х годов её количественные показатели в разных группах достаточно сильно отличались друг от друга, то к 2001 году межгрупповые различия сгладились. По-видимому, ценность высокого заработка отражает инструментальное отношение молодёжи к труду. Для неё важнее не его предметное содержание, а витальная функция.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что на протяжении последних лет в сознании молодёжи продолжало формироваться отношение к труду как средству социального самоутверждения, которое может варьировать от выживания до обретения экономической самостоятельности и достижения престижной социальной позиции. Вероятно, это обесценивает предметное содержание труда и «упрощает» его образ. Высказанные соображения характеризуют особенности экономической ментальности молодых россиян.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


  • 27.10.03 А. Темницкий о статье А. Демина. Особенности формирования трудового сознания молодежи. (А.Л.Темницкий)
  •  
      Дискуссия