Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Поиск эффективных институтов для России XXI века

с 27.10.03 по 27.12.03


Социальный феномен состоявшейся идеологии и практики потребительства

А.Л.Темницкий


В докладе С.В. Цирель весьма обоснованно утверждается, что современный тип потребления
вне зависимости от степени успешности (неуспешности) российского капитализма является
реальным и мощным заслоном на пути назад: в СССР. Однако утверждение автора, что
стремление покупателей иметь и уметь пользоваться новыми товарами способствуют экономическому
росту не вызывает у меня столь безоговорочного согласия. Нельзя также согласиться
с утверждениями автора, что сложившийся и преобладающий среди молодых и более активных
граждан тип потребления сложился благодаря их собственным устремлениям: желанию следовать
за модой, изменчивости вкусов.

Потребительская идеология, в основе которой насаждение гедонистических принципов
организации жизни, пропаганда быстрого немедленного обогащения любой ценой, потребления
дорогих престижных вещей, в целом красивой жизни, стала в 90-е годы российского
общества господствующей среди других идеологий (продуктивного и достойного труда,
здорового образа жизни, всестороннего развития личности и др.). Этому способствовали
как объективные обстоятельства, так и субъективные факторы.
К объективным обстоятельствам следует, прежде всего, отнести ухудшение экономического
положения, продолжавшегося на протяжении всех 90- х годов. Так, доля производственного
оборудования в возрасте до 5 лет составляет менее 10% против 65% в США, а более 70%
инвестиций, направляемых в промышленность, идут на развитие экспортоориентированных
сырьевых или металлургических производств. Россия остается критически зависимой
от импорта потребительских товаров, продовольствия, а также большинства современных
информационных услуг [1]. Поэтому вполне правомерно насаждение гедонистической идеологии
в России в 90- е годы рассматривается как причина неудач в реформировании экономики
[2]. Государство - потребитель формирует у своих граждан соответствующие ориентации
и клише на уровне массового сознания и поведения. Утрачивают значение такие принципы
как: благосостояние создается трудом, экономический рост обеспечивает рабочие места
и усиливаются принципы: обогащайтесь, приобретайте, пользуйтесь, становитесь квалифицированными
потребителями.

К числу субъективных факторов, усиливающих потребительские ориентации на уровне
массового сознания, следует отнести влияние образцов поведения, задаваемых элитой
и средним классом российского общества, а также роль западных технологий потребительского
поведения и соответствующих стандартов.
Исследователями отмечается, что для многих, оказавшихся у власти, их политический
статус стал средством достижения материального сверхблагополучия [3], а средний
класс зачастую отождествляется с широкими группами людей с повышенными потребительскими
возможностями. Их реализация происходит не за счет зарплаты, а за счет синекуры -
связи части среднего класса с государственной элитой и группой крупных частных собственников
[4]. Идеологическая функция такого поведения не может быть иной, кроме как демонстрации
преимуществ потребительского образа жизни для всего остального населения.
Другой линией, усиливающей позиции потребительской идеологии, являются, направляемые
западным обществом массового потребления, стандарты соответствующего поведения. Так,
отмечается, что макдонализированные системы потребления, которые характеризуются
весьма отчетливыми нормами и эксплицитными правилами поведения в рамках системы,
способствуют снижению аномии в обществе [5].
Итак, усиление господства потребительской идеологии на всех уровнях функционирования:
идеологических систем, идеологических программ и на уровне массового сознания не
вызывает сомнения.
В связи с этим представляется более актуальным не вполне прогнозируемый для ответа
вопрос: «Можно ли вернуться в Советский Союз?», а анализ социальных последствий
влияния потребительской идеологии на уровне массового сознания и поведения.

Центральный исследовательский вопрос такого анализа: насколько сильным является наметившийся
в сознании и поведении людей сдвиг в сторону потребительских ориентаций? Затрагивает
ли он только поверхностный срез сознания или охватывает всю сущность человека,
глубинные основы его ментальности и культуры?
Возвращаясь, к уже ставшей постоянной, но еще не набившей оскомины, теме экономической
ментальности, можно выдвинуть две принципиально различающиеся гипотезы:
1. Потребительская идеология это и есть то, что отвечает сущности человека, его глубинным
основам поведения. Так, скажем, нематериальная мотивация труда, распространенная
в советском обществе, не являлась прочной и потому была преодолена при реальном
столкновении с экономической реальностью.
2. Господство потребительских ориентаций является всего лишь крайней формой естественного
реванша ценностей индивидуальной эффективности, которые были десятилетиями задавлены
“затратной” идеологией и моралью, требовавшей от человека упорного труда
и в то же время подавлявшей большинство его естественных потребностей и предлагавшей
лишь минимум благ для их удовлетворения [6].
Согласно данной гипотезе происходящие процессы в сознании и поведении отражают лишь
поверхностный, временный, компенсационный характер изменений. Связано это с проблемами
адаптации для большинства и максимизации собственного благополучия для меньшинства.
В связи с этим утверждение автора о том, что «несчастные люди, удовлетворенные
малым, объективно тянут Россию в прошлое и мешают экономическому развитию» действительно
представляется кощунственным т.к. эти «несчастные», по мнению автора,
люди могут оказаться настоящими людьми, для которых ценности творчества и созидания
превыше потребительства.
Известно, что поверхностные феномены сознания, поведения по своему положению более
доступны воздействию внешних причин [7]. К таким, быстро подвергающимся изменениям
структурам, относится, например, интеллект человека, формируемый в процессе воспитания
и образования. На основе изменения, большей восприимчивости интеллекта порождаются
способности, вполне достаточные для того, чтобы достичь индивидуального успеха, но
при этом глубинные основы поведения: социокультурные, психические структуры остаются
без изменения. Так и капитализм по форме может проявляться в разных видах адекватного
ему поведения, но так и не стать социальной структурой общества.

Эти и возможно другие гипотезы, связанные с изучением роли и социальных последствий
потребительской идеологии для реальных процессов массового сознания и поведения людей,
требуют проведения специальных исследований, актуальность которых, на взгляд автора,
не вызывает сомнения.


Литература

1. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия,
перспективы. М.,2000. С. 270-271.
2. Розмаинский И. С. / Трансформация экономических институтов в постсоветской России
(микроэкономический анализ). М.,2000. С. 29.
3. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.,2000. С. 170.
4. Глаголев В.С. К характеристике постcоветского «среднего класса» /Средний
класс в современном Российском обществе. М.,1999. С.52.
5. Ритцер Дж. Аномия в макдонализированных системах: инверсия дюркгеймианского подхода
/ Социология и общество. Первый Всероcсийский социологический конгресс. Тезисы докладов.
Спб., 2000. С.454.
6. Магун В.С. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?
М., 1994. С. 248-249.
7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С.317.


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 22.12.03 Новые замечания Ю.В. Латова к дискуссии с С.В. Цирелем (Ю.В.Латов)
  • 2.12.03 Реплика Ю.Латова по поводу полемики между С.В.Цирелем и А.Л.Темницким (Ю.В.Латов)
  • 27.11.03 Социальный феномен состоявшейся идеологии и практики потребительства  (А.Л.Темницкий)
  • 26.11.03 Комментарии М.Малкиной по поводу статьи С.В.Циреля "Можно ли вернуться в Советский Союз?" (М.Ю.Малкина)
  •  
      Дискуссия