Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Поиск эффективных институтов для России XXI века

с 27.10.03 по 27.12.03


Для развития капитализма и экономического роста нужно не только предложение, но и спрос

С.В.Цирель

Весьма благодарен А.Л. Темницкому за его отзыв, прежде всего потому, что поставленные им принципиальные вопросы дают мне возможность прояснить свою позицию.

1. Я и не утверждаю, что «потребительская идеология» обязательно ведет к экономическому росту, например, в статье (примечание 9) говорится о том, что «сам тип потребления, как показывает опыт истории, не ведет к торжеству рыночной экономики и даже к ее успешности». Тем не менее значимая корреляция между экономическим ростом и стремлением потребителей покупать новые товары в последние годы явно прослеживается. Анализ данных WEF показывает, что коэффициент корреляции (по списку стран) в 1992-2002 гг. колебался в диапазоне 0,28 - 0,53 (приведу точные формулировки пункта “Buyer Sophistication” - “Buyers in your country are: 1 = unsophisticated and choose based on the lowest price, 7 = knowledgeable and demanding and buy innovative products” или “Buyers in your country are: 1 = slow to adopt new products and processes, 7 = actively seeking the latest products, technologies, and processes”). Судя по тому, что корреляция увеличивается к концу анализируемых периодов вычисления роста ВВП, имеет место не только прямая, но и обратная связь - экономический рост ведет к изменению вкусов потребителей. Однако прямая связь безусловно значима, причем как развитых стран, так и для развивающихся.

2. Совершенно согласен, что для устойчивого развития стремления к новым товарам совершенно недостаточно, абсолютно необходим упорный труд и мотивация труда, базирующаяся не только на стремлении покупать побольше товаров. Потребительство без упорного труда и трудовой этики ведет к совершенно неуспешному капитализму, самые печальные конечные результаты этого сочетания могут заключаться в деградации и даже распаде страны или возникновении мощных антимодернистских идеологических течений, которые в числе прочего уничтожат и консьюмеристские настроения.

3. Генезис современного капитализма основывался, как принято считать после трудов М. Вебера, основывался в первую очередь на протестантской этике, «мирской аскезе». Тем не менее даже в формировании европейского капитализма «потребительство», порожденное эпохой Возрождения, сыграло некоторую роль. Приведу слова Мартина Лютера, произнесенные им в 1552 году (не правда ли, авторитетный источник?): «Сколько ни читай всемирных хроник, не найдешь ни в одной из ее частей, начиная от Рождества Христова, ничего подобного тому, что произошло на протяжении этих последних ста лет. Таких сооружений и посевов не было еще в мире, так же как и столь разнообразной (на любой вкус) пищи, изысканных яств и напитков. Своего предела достигла также изысканность и роскошь в одежде…» (цит. по «История Европы». Т. 3, М., 1993, с.69). Попросту говоря, для развития капитализма и экономического роста нужно не только предложение, но и спрос, или наоборот, не только спрос, но и предложение.

4. Потребительство, консьюмеризм, вещизм и т.д. не упали нам на голову с неба в 90-е годы. Дозволенные цензурой споры об этом уже в конце семидесятых годов заполнили страницы книг, журналов и газет. Уничтожение «железного занавеса» и цензуры освободило и ускорило процессы, давно идущие в обществе.

5. Потребительство, заключающееся не просто в количественном росте благосостояния и накоплении однотипных товаров, а в стремлении к наилучшим, наиболее модным и современным товарам, является следствием более общих культурных перемен. Это не самостоятельный фактор, а одно из проявлений перехода от традиционного состояния общества к современному, во всяком случаю к тому, которое существует - я не исключаю возможность появления в будущем других нетрадиционных обществ. Генетически можно проследить вполне отчетливую связь современного потребительства с эпохой Возрождения (в этой фразе нет морального оправдания потребительства). Поэтому мне представляются, что обе альтернативные гипотезы, высказанные А.Л. Темницким, неточны. В то же время я присоединяюсь к предположению о том, что уровень потребительских настроений имеет также колебательную составляющую, и в настоящее время в силу указанных им причин мы находимся на пике синусоиды, а далее последует некоторый спад. Одновременно я безусловно поддерживаю предложение А.Л. Темницкого о необходимости проведении специальных исследований, направленных на «изучение роли и социальных последствий потребительской идеологии для реальных процессов массового сознания и поведения людей».

6. Замечание о кощунственном характере моих слов и о том, «что “несчастные”, по мнению автора, люди могут оказаться настоящими людьми, для которых ценности творчества и созидания превыше потребительства», переводит научную дискуссию о фактах в идеологический спор о ценностях. В рамках спора о ценностях скажу, что к таким «несчастным людям», по-видимому, относятся многие участники настоящей интернет-конференции, в том числе и автор этих строк. Возвращаясь к научной дискуссии, отмечу, что в число новых товаров входят также компьютеры и доступ к интернету - и отсутствие доступа к интернету, как это ни печально сознавать, просто выталкивает «настоящего человека, для которого ценности творчества и созидания превыше потребительства» из той сферы, которая для него представляет наивысшую ценность.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 22.12.03 Новые замечания Ю.В. Латова к дискуссии с С.В. Цирелем (Ю.В.Латов)
  • 2.12.03 Реплика Ю.Латова по поводу полемики между С.В.Цирелем и А.Л.Темницким (Ю.В.Латов)
  • 27.11.03 Социальный феномен состоявшейся идеологии и практики потребительства  (А.Л.Темницкий)
  • 26.11.03 Комментарии М.Малкиной по поводу статьи С.В.Циреля "Можно ли вернуться в Советский Союз?" (М.Ю.Малкина)
  •  
      Дискуссия