Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Поиск эффективных институтов для России XXI века

с 27.10.03 по 27.12.03


Ответ на реплику Ю.В.Латова

С.В.Цирель

Уважаемый Юрий Валерьевич, из Вашей реплики у меня создалось впечатление, что Вы очень бегло просмотрели мои тексты и потому стали дискутировать не с тем, что я утверждал.

Поэтому в качестве ответа просто приведу цитаты из уже опубликованных текстов (выделения сделаны сейчас).

1. Более ранние прецеденты широкого распространения типов потребления, близких к современному, можно найти в античной истории и в Италии эпохи Возрождения. В то же время сам тип потребления, как показывает опыт истории, не ведет к торжеству рыночной экономики и даже к ее успешности. Основания модернизации лежат много глубже потребительских предпочтений. Парадокс истории состоит в том, что решающий шаг был сделан в среде с сугубо традиционным типом потребления, причем дальнейший опыт показал, что переход к индустриальному обществу может быть повторен мобилизационной нерыночной экономикой. Роль типа потребления состоит в том, что он создает такой рынок сбыта для сформировавшейся иным образом рыночной экономики, в котором нерыночные способы организации экономики оказываются неконкурентоспособными по сравнению с ней. При догоняющей модернизации последовательность действия факторов меняется, и индуцированные извне изменения экономической ментальности, организационных форм и типа потребления одновременно выступают движущими силами модернизации.

2. Я и не утверждаю, что «потребительская идеология» обязательно ведет к экономическому росту, например, в статье (см. пункт 1) говорится о том, что «сам тип потребления, как показывает опыт истории, не ведет к торжеству рыночной экономики и даже к ее успешности». Тем не менее значимая корреляция между экономическим ростом и стремлением потребителей покупать новые товары в последние годы явно прослеживается. Анализ данных WEF показывает, что коэффициент корреляции в 1992-2002 гг. колеблется в диапазоне 0,28 - 0,53 (приведу точные формулировки пункта “Buyer Sophistication” - “Buyers in your country are: 1 = unsophisticated and choose based on the lowest price, 7 = knowledgeable and demanding and buy innovative products” или “Buyers in your country are: 1 = slow to adopt new products and processes, 7 = actively seeking the latest products, technologies, and processes”). Судя по тому, что корреляция увеличивается к концу анализируемых периодов вычисления роста ВВП, имеет место не только прямая, но и обратная связь - экономический рост ведет к изменению вкусов потребителей. Однако прямая связь безусловно значима, причем как развитых стран, так и для развивающихся.

3. Совершенно согласен, что для устойчивого развития стремления к новым товарам совершенно недостаточно, абсолютно необходим упорный труд и мотивация труда, базирующаяся не только на стремлении покупать побольше товаров. Потребительство без упорного труда и трудовой этики ведет к совершенно неуспешному капитализму, самые печальные конечные результаты этого сочетания могут заключаться в деградации и даже распаде страны или возникновении мощных антимодернистских идеологических течений, которые в числе прочего уничтожат и консьюмеристские настроения.

4. Генезис современного капитализма основывался, как принято считать после трудов М. Вебера, основывался в первую очередь на протестантской этике, «мирской аскезе». Тем не менее даже в формировании европейского капитализма «потребительство», порожденное эпохой Возрождения, сыграло некоторую роль. Приведу слова Мартина Лютера, произнесенные им в 1552 году (не правда ли, авторитетный источник?): «Сколько ни читай всемирных хроник, не найдешь ни в одной из ее частей, начиная от Рождества Христова, ничего подобного тому, что произошло на протяжении этих последних ста лет. Таких сооружений и посевов не было еще в мире, так же как и столь разнообразной (на любой вкус) пищи, изысканных яств и напитков. Своего предела достигла также изысканность и роскошь в одежде…» (цит. по «История Европы». Т. 3, М., 1993, с.69). Попросту говоря, для развития капитализма и экономического роста нужно не только предложение, но и спрос, или наоборот, не только спрос, но и предложение.

5. Потребительство, консьюмеризм, вещизм и т.д. не упали нам на голову с неба в 90-е годы. Дозволенные цензурой споры об этом уже в конце семидесятых годов заполнили страницы книг, журналов и газет. Уничтожение «железного занавеса» и цензуры освободило и ускорило процессы, давно идущие в обществе.

К этому добавлю, что вполне согласен с Вами, что потребительство, стремление «жить как на Западе» очень часто ведет к ориентации на заграничные товары, а не на отечественные, а также «стимулирует тягу воровать, производить наркотики, распродавать направо и налево природные ресурсы etc». Но, как Вы видите, данные WEF показывают преобладание иной тенденции. Думаю, что в первую очередь это связано с тем, что разные стороны процесса модернизации все же корреливаны между собой (речь идет о корреляции по списку стран, а не по спискам людей в одной стране) и в значительной части случаев взаимно стимулируют друг друга. Кроме того, как я уже писал, в последнее время экономический рост в немалой степени (не буду приводить подробной статистики) связан с применением современных ИКТ, а тяга к их использованию значимо коррелирована со стремлением покупателей к новым товарам.

 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 22.12.03 Новые замечания Ю.В. Латова к дискуссии с С.В. Цирелем (Ю.В.Латов)
  • 2.12.03 Реплика Ю.Латова по поводу полемики между С.В.Цирелем и А.Л.Темницким (Ю.В.Латов)
  • 27.11.03 Социальный феномен состоявшейся идеологии и практики потребительства  (А.Л.Темницкий)
  • 26.11.03 Комментарии М.Малкиной по поводу статьи С.В.Циреля "Можно ли вернуться в Советский Союз?" (М.Ю.Малкина)
  •  
      Дискуссия