Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Поиск эффективных институтов для России XXI века

с 27.10.03 по 27.12.03


Замечания Ю.В. Латова к обмену репликами между В.В. Радаевым и А.Л. Темницким.

Ю.В.Латов


Мне кажется очень интересной позиция Александра Лазаревича Темницкого, согласно которой в России "сложилось массовое устойчивое социальное движение за деформализацию". Его формулировка, правда, не совсем точна – ее можно понять так, что когда-то формализация состоялась, а теперь вот началась деформализация. На самом деле ситуация, как мне кажется, сложнее.

А.Л. Темницкий верно замечает, что в нашей стране началась своеобразная Контрреформация (если называть Реформацией реформы времен ельцинского режима) – происходит усиление ориентации на "коллективные формы солидарности", на "традиции коллективизма и патернализма". Отсюда он делает вывод, что "формирование движений за формализацию" возможно только с опорой на эти коллективистско-патерналистские ценности. Но возможна ли и нужна ли формализация правил в обществе с коллективистскими ценностями? Предлагаю вспомнить в связи с этим опыт Японии.

В свое время мне попалась интересная статья, где в частности сравнивалось антимонопольное регулирование в США и в Японии (Baumol W.J., Ordover J.A. Use of antitrust to subvert competition // Journal of Law and Economics. Vol. XXVIII. May 1985. P. 247 - 266). Юридические нормы в этих двух странах довольно близки. Но практики их применения радикально рознятся. В Америке ежегодно возбуждаются сотни публичных процессов, где обвинителями выступают как госчиновники из FTC, так и мнящие себя потерпевшими фирмы. В Японии тоже есть свое FTC, но число публичных процессов измеряется единицами за десятилетия. Японская практика антитраста сводится, в основном, к тому, что чиновники дают рекомендации, а предприниматели их учитывают, не вступая в пререкания.

Явилась ли эта практика результатом "движения за деформализацию"? Нет, эта неформальная практика потому и сложилась, что в Японии (как и в других странах с коллективистскими ценностями) публичные разбирательства на основе формальных норм – это не правило, а исключение из правил. Эта практика вполне хорошо обеспечивает японский "социальный порядок", и вряд ли ее нужно рассматривать как проявление некоей незрелости. Просто есть два подхода к тому, что есть "социальный порядок": 1) западная версия – строгое соблюдение буквы закона, последовательная формализация норм; 2) восточная версия – соблюдение духа закона в интерпретации правящего режима, когда формальные нормы задают некие "рамки", но вовсе не рассчитаны на свое последовательное исполнение.

Теперь попробуем интерпретировать российскую ситуацию, глядя на нее сквозь не американские, а японские "очки". Формальные правила в России никогда не фетишизировались, как на Западе (вспомним из А.Я. Гуревича - "страна на праве строится"). Вряд они и станут в ближайшей перспективе основой экономической жизни. Реально возможны две ситуации: либо беспорядок, когда нет устойчивого представления, "кто в доме хозяин", и каждый сам себе диктует правила (так было в ельцинские времена); либо неформальный "социальный порядок", когда "хозяин" диктует рамочные условия и по своему выбору одергивает тех, кто слишком вылезает "из ряда вон" (в путинские времена). Ситуация формального "социального порядка", когда закон на самом деле последовательно выполняется если не всеми, то подавляющим большинством, реально не достижима (по крайней мере, пока сохраняется российская цивилизационная идентичность).

Поэтому, на мой взгляд, корректнее говорить не о "легализации бизнеса" и не о "движении за деформализацию", а о переходе от социального беспорядка к неформальному социальному порядку.

Жаль, если мы не успеем дообсуждать этот прелюбопытный вопрос из-за закрытия нашей Интернет-конференции. Может быть, надо оставить функционировать какие-то ее сегменты? Предлагаю ограничить число обсуждаемых тем тремя-четырьмя (помимо "Теневой экономики" можно оставить, например, дискуссию о "потребительской революции" с С.В. Цирелем), и на таком уровне нашу конференцию продолжать и после Нового года.


 Написать комментарий Ваш ответ
(для участников конференции)

  • 22.12.03 Комментарии Ю.В. Латова к докладу В.В. Радаева. (Ю.В.Латов)
  • 10.12.03 До социального движения за формализацию правил еще далеко  (А.Л.Темницкий)
    • 26.12.03 Замечания Ю.В. Латова к обмену репликами между В.В. Радаевым и А.Л. Темницким. (Ю.В.Латов)
  •  
      Дискуссия