Эксоцман
на главную поиск contacts
Интернет-конференция
Поиск эффективных институтов для России XXI века

с 27.10.03 по 27.12.03

Итоги конференции и перспективы развития проекта

Р.М.Нуреев
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


В очной встречи прошедшей 16-го декабря большинство участников круглого стола, были единодушны в том, что интернет-конференция в общем и целом удалась. В ней прининяли участие ученые более чем из 30 научно-исследовательских и учебных заведений из 18 городов России, Украины и Латвии. И хотя зарегистрировались только 81 человек, сайт посещали до 1000 человек ежедневно.


В очной встречи прошедшей 16-го декабря большинство участников круглого стола, были единодушны в том, что интернет-конференция в общем и целом удалась. В ней прининяли участие ученые более чем из 30 научно-исследовательских и учебных заведений из 18 городов России, Украины и Латвии. И хотя зарегистрировались только 81 человек, сайт посещали до 1000 человек ежедневно.

На конференцию было представлено к обсуждению 37 докладов, в том числе, в первой сессии –9, во второй –11, в третьей –10, в четвертой –7. Эти доклады вызвали оживленную дискуссию, в которой приняли участие 46 человек, которые сделали около 100 замечаний, предложений и комментариев. Многие из этих комментариев носили характер развернутых выступлений и скорей походили на доклады, чем на реплики и вопросы. На первой сессии таких комментариев было 30, на второй –38, на третьей –20, а на четвертой (ещё не закончившейся) –10 .
Наиболее активными участниками дискуссии стали: Юрий Валерьевич Латов, Александр Лазаревич Темницкий, Сергей Вадимович Цирель, Вячеслав Витальевич Вольчик, Светлана Борисовна Авдашева, Наталия Валериевна Латова, Лариса Григорьевна Миляева, Татьяна Георгиевна Озерникова.

Многими из выступлений наверняка заинтересуются наши ведущие экономические и социологические журналы, и мы, со своей стороны, будем способствовать скорейшей публикации наиболее интересных выступлений.

Первая сессия была посвящена особенностям нерыночного приспособления домохозяйств к рынку. В ней обсуждались как проблемы российской экономической ментальности: как она менялась в 90е годы XX-го века и какой тип работника сформировался в результате; экономические и социальные функции труда в современном российском обществе, а также логика институциональных изменений.
Фактически центральной стала проблема структуры ментальности. Участники активно дискутировали, какие её пласты меняются, а какие нет, какие слои населения более подвержены изменениям, а какие продолжают "свято хранить вековые традиции". Неудивительно, что в центре внимания оказалось студенчество и молодые рабочие, которые быстрее адаптировались к переменам, чем старшее поколение.


Вторая сессия посвящена фирме в современной России. Широко обсуждались легальные и внелегальные истоки российского бизнеса, а также изменение мотивации труда наемных работников и особенности поведения предпринимателей, а также соотношение конкуренции и монополии в постсоветской России. Поскольку итоги первой и второй сессии уже предварительно подводились мной, остановлюсь более подробно на 3й и 4й, а также на перспективах развития проекта.

Докладытретей сессии вызывали острую дискуссию. Наибольшее внимание привлек доклад С.В. Циреля "Можно ли вернуться в Советский Союз". Хотя участники были едины в том, что вернуться в Советский Союз, конечно, нельзя, активно дискутировался вопрос о причинах невозможности этого попятного движения. Одни, связывали это с изменением системы потребностей, другие больше говорили о проблемах социальных и производственных, считая, что в процессе модернизации, важны изменения всей системы ценностей, и полагая, что потребление "это ещё не вся жизнь". Конечно, для развития рыночной экономики и экономического роста нужен не только спрос, но и предложение, однако, на начальном этапе сбрасывать со счетов взрыв потребностей тоже не приходиться. Открытие России показало нашим гражданам мировые стандарты, и у значительной части общества возникло желание ориентироваться на них. Хотя эти стандарты, как справедливо отмечали многие участники дискуссии, оказались доступны далеко не всем ("Москва – это ещё не вся Россия").

Ряд участников обратил внимание на то, что возникает своеобразная институциональная ловушка, когда экономический монополизм поддерживает политический, а политический создает предпосылки для ограничения экономической конкуренции. Такая взаимосвязь особенно ярко проявляется в российских регионах.

В центре внимания четвертой сессии оказались проблемы институциональной инерции и необходимость модернизации институтов, так, чтобы они создали адекватные условия для развития рыночной экономики. Набольший интерес вызвала проблема издержек нелегального бизнеса и анализ причин легализации бизнеса, а также факторы, которые способствуют этой легализации. По мнению участников, сила прав не только в правильных законах, но и в возможностях их реализации, а также в механизмах принуждения, обеспечивающих их воплощение в жизнь.

Прошедшая дискуссия говорит о том, что отдельные разделы монографии нуждаются в дальнейшем развитии. Прежде всего, это вопрос связанный с ментальностью, проблема бедности, изменение потребительских стандартов и дальнейшей поляризации общества. В первой части второго издания была затронута только проблема среднего класса, однако, проблемы полюса богатства и нищеты тоже представляют интерес для институционального анализа. Поэтому целесообразно проанализировать их более детально при подготовке третьего издания.

Во второй части необходимо добавить специальную главу, посвященную институциональным факторам экономического роста, а также структуре постсоветского бизнес класса, путям формирования бизнес элиты, финансово-промышленным группам и роли олигархии. Целесообразно и другую весьма актуальную проблему. Формируется ли шумпетерианский предприниматель в постсоветской России? К тому же, необходимо более четко объяснить причины резкого сокращения бартера в современной России

В третьей части давно назрел вопрос о более подробном анализе коррупции и лоббизма, а также взаимосвязи экономического и политического монополизма. Думается, что настало время и для, хотя бы, теоретического анализа проблем формирования конституционной экономики.

 

Поэтому доработанный план книги мог бы выглядеть следующим образом:

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.

 

Введение. Экономические субъекты постсоветской России: история и современность

1. Эшелоны развития капитализма

1.1 Первый эшелон, который давно ушел

1.2 Второй эшелон, от которого мы отстали

1.3 "На полустаночке" административно-командной системы

 

2. Экономические субъекты постсоветской России: новые правила игры

2.1 Домохозяйства: нерыночное приспособление к рынку

2.2.Фирма: экономика физических лиц, патернализма и рэкета

2.3. Государство: исторические судьбы власти-собственности

 

3. В поисках выхода из институциональной ловушки.

3.1. Институциональная ловушка в теории Path Dependency.

3.2. Рекомендации зарубежной и отечественной транзитологии.

3.3. Наши прогнозы.

 

ЧАСТЬ 1. ДОМОХОЗЯЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 1.         ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1.   Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд неоклассиков

1.2.   Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд институционалистов

1.3.   Возможности институционального анализа домохозяйств в переходной экономике

1.4.   Домохозяйства в переходной экономике на рынках труда, потребительских благ и финансов: институциональный подход

 

Глава 2.         ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

2.1.   Национальная экономическая ментальность как институт

2.1.1.     Содержание и структура национальной экономической ментальности

2.1.2.     Эволюция этнологических воззрений в России и во всем мире

2.2.   Факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность

2.2.1.     Мобилизационно-коммунальная производственная среда, "где каплей льешься с массами"

2.2.2.     Православная хозяйственная этика… которой все еще нет

2.2.3.     Сильное государство и "догоняющая модернизация"

2.2.4.     Homo soveticus и факторы его формирования

2.2.5.     "Прошлое толкует нас"

2.3.   Количественные характеристики российской экономической ментальности.

2.3.1.     Социометрическая характеристика экономической ментальности россиян

2.3.2.     Россия – Евразия или "Азиопа"?

 

2.4.   Качественные характеристики российской экономической ментальности

2.4.1.     Отношение к труду.

2.4.2.     Отношение к предпринимательству.

 

Глава 3.         ИНДИВИДЫ И ДОМОХОЗЯЙСТВА В НОВОМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НЕРЫНОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РЫНКУ

3.1.   Основные черты современного институционального пространства: новые возможности и новые ограничения

3.2.   Теория трансформационного процесса о месте субъектов микроуровня в институциональных изменениях

3.3.   Современный адаптационный процесс и проблемы институционализации новых прав и правил игры

3.3.1.     Типология микросубъектов в зависимости от уровня и результативности адаптации

3.3.2.     Домохозяйство и индивид: выбор единицы анализа

3.3.3.     Массовые адаптационные стратегии и проблемы институционализации новых прав и правил игры

3.3.4.     Современный адаптационный процесс и перспективы институциональных перемен

 

Глава 4.         ПОВЕДЕНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА РЫНКЕ ТРУДА

4.1.   Единицы анализа трудового поведения домохозяйств

4.2.   Особенности трудового поведения наемных работников

4.2.1.     Постановка проблемы

4.2.2.     Различия в структурах домохозяйств

4.2.3.     Место работы в системе жизненных ценностей и мотивация выбора предприятия

4.2.4.     Неформальные ограничители максимизационных ориентаций работников

4.3.   Безработные члены домохозяйств в поисках новой занятости

4.3.1.     Маршруты поведения безработных

4.3.2.     Способы проектирования безработными своей жизненной ситуации

4.3.3.     Способы преодоления трудностей, вызванных безработицей

4.4.   Модели поведения домохозяйств на российском рынке труда

 

Глава 5.         ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ: МЕЖДУ ПРЕСТИЖНЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ "НОВЫХ РУССКИХ" И АСКЕТИЗМОМ "НОВЫХ БЕДНЫХ"

5.1.   Домохозяйства как "институциональные предприниматели": структура, внешние возможности и ограничители

5.1.1.     Структура домохозяйств

5.1.2.     Внешние возможности и ограничители

5.2.   Институциональные изменения в управлении ресурсами

5.2.1.     Добывание: бегство из зоны экономической нестабильности

5.2.2.     Расходование (потребление)

5.2.3.     Сохранение (накопление)

5.2.4.     Выживание versus развитие

5.3.   Демонстративное потребление и его влияние на стандарты российского потребления.

5.3.1.     Роль потребления в общественном развитии.

5.3.2.     Демонстративное потребление

5.3.3.     Рождение российского консъюмеризма

 

Глава 6.         ПРОБЛЕМЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ БЕДНОСТИ

6.1.   Маргинализации экономически активного населения: истоки и современное состояние проблемы

6.2.   Бедность как институт рыночного хозяйства.

6.3.   Критерии постсоветской бедности.

6.4.   Формы адаптации к бедности.

6.5.   Пути преодоления бедности.

 

Глава 7.         НОВЫЕ РУССКИЕ БОГАТЫЕ

7.1.   Причины возникновения

7.2.   Масштабы богатства

7.3.   Формы престижного потребления

 

Глава 8.         ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ

8.1.   Средний класс России: методологические подходы к исследованию

8.2.   Ресурсы российского среднего класса

8.3.   Социальные стратегии различныхгрупп "потенциального среднего класса"

8.4.   Креативно-нормативный потенциал и перспективы среднего класса в России

 

 

ЧАСТЬ 2. ФИРМЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Глава 9.         ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИРМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

9.1.   Неоклассическая трактовка фирмы: фирма как черный ящик

9.2.   Контрактная природа фирмы: новый институциональный подход.

9.3.   Неоинституциональный подход к типологии фирм

 

Глава 10.     ГЕНЕЗИС РОССИЙСКОЙ ФИРМЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

10.1.                   Абсолютные и относительные права собственности

10.2.                   Институциональная среда, которая формирует фирмы

10.2.1. Сравнительная характеристика институциональной среды фирмы в советской и постсоветской экономике

10.2.2. Влияние институциональной среды на контрактные соглашения: советская экономика

10.2.3. Влияние институциональной среды на контрактные соглашения: постсоветская экономика

10.3.                   Фирмы, которые формируют институциональную среду

10.3.1. Логика институциональных изменений: институциональные трансакции

10.3.2. Фирма как субъект институциональных изменений

 

Глава 11.     ОТКУДА ПОШЕЛ РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС, ИЛИ КАК ВОЗНИКЛА "ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

11.1.                   Бизнес в советской хозяйственной системе

11.2.                   Формирование рыночных институтов в советской теневой экономике

11.2.1. "Пессимистические" концепции теневых рынков в СССР

11.2.2. "Оптимистические" концепции теневых рынков в СССР

11.2.3. Двойной дуализм советской экономики

11.2.4. Роль советских теневых институтов в постсоветский период

11.3.                   Формирование рыночных институтов в советской легальной экономике

11.3.1. "Первый блин – комом" (реформа 1965 г.)

11.3.2. Вторая попытка реформ (реформа 1983 г.)

11.3.3. Первые результаты (реформа 1987 г.)

11.3.4. Реанимация легального бизнеса (реформы 1987 – 1989 гг.)

11.3.5. Последний клапан (реформы 1990 г.)

11.3.6. Завершение возрождения легального бизнеса (реформы 1991 г.

11.3.7. Приватизация 1992 – 1995 гг. и ее итоги

 

Глава 12.     ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА НА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ: НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИВАТИЗАЦИИ

12.1.                   Почему возникает спрос на изменения прав собственности?

12.2.                   Эволюционные и революционные изменения прав собственности

12.3.                   Спрос на размытые права собственности в советской экономике

12.4.                   (1988-1991)

12.4.1. Факторы упадка системы «должностных прав, основанных на лояльности»

12.4.2. Структура спроса на приватизацию по группам участников со специальными интересами

12.5.                   Институциональный шок и его последствия (1992-1998)

12.5.1. Массовая приватизация как институциональный шок

12.5.2. Модель возникновения режима открытого доступа по отношению к активам приватизированного предприятия

12.5.3. Некоторые причины кризиса инвестиций

12.6.                   Предпосылки спецификации прав частной собственности (1998-2003)

 

Глава 13.     ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

13.1.                   Внелегальная экономика и причины её роста

13.2.                   Проблемы легализации бизнеса

13.3.                   Институциональные предпосылки устойчивого экономического роста.

 

Глава 14.     МОТИВАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ

14.1.                   Мотивация труда наемных работников

14.1.1. Структура и характер основных проблем и мотивов труда рабочих

14.1.2. Основные подходы к исследованию мотивации.

14.1.3. Типы мотивации

14.1.4. Сила мотивации

14.1.5. Что может быть лучше хорошей зарплаты?

14.1.6. Преодолен ли кризис в мотивации труда?

14.2.                   Особенности национальной заработной платы

14.2.1. Заработная плата в России: формальная цена рабочей силы или неформальное социальное пособие в России?

14.2.2. Основная цель реформирования оплаты труда

 

Глава 15.     ПОСТСОВЕТСКИЙ БИЗНЕС-КЛАСС.

15.1.                   Пути формирования бизнес-класса и его структура

15.2.                   Финансово-промышленные группы, роль олигархии.

15.3.                   Особенности корпоративного управления.

15.4.                   Формируется ли шумпетерианский предприниматель в постсоветской России?

 

Глава 16.     ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ: КОНФЛИКТЫ И КОНСЕНСУСЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ФИРМЕ

16.1.                   Формирование новой структуры корпоративного управления.

16.2.                   Патерналистский союз наемных работников и предпринимателей

16.2.1. Конфликты и консенсусы

16.2.2. Факторы усиления патернализма и предпосылки развития партнерства в трудовых отношениях

16.3.                   Постсоветские профсоюзы как институт трудового посредничества

16.3.1. Профсоюзы – школа коммунизма или капитализма?

16.3.2. Профсоюзная инверсия

16.3.3. Ресурсы трудового посредничества и их распределение

16.3.4. Типы профсоюзных организаций на современных российских предприятиях: профсоюзы "хорошие и разные"

16.3.5. Профсоюз как социальный отдел: "надо помочь администрации"

16.3.6. Как умирают профсоюзы: "все постепенно утряслось"

16.3.7. Постсоветские профсоюзы: новые институциональные рамки

16.4.                   Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз?

16.4.1. "Скрытая" безработица в России: наследие или приобретение?

16.4.2. "Скрытая" безработица как социально-экономическая проблема

 

Глава 17.     ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ БАРТЕРА В РОССИИ.

17.1.                   Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков

17.1.1. Российская переходная экономика как бартерное хозяйство

17.1.2. Соотношение между бартерной и денежной экономиками: неоклассический подход

17.1.3. Посткейнсианская теория "денежной экономики"

17.1.4. Посткейнсианский подход к анализу бартерной экономики и бартеризации хозяйства

17.1.5. Почему российская переходная экономика стала бартерным хозяйством?

17.2.                   Бартер как форма существования неэффективных предприятий

17.2.1. Советские корни современной российской бартерной экономики

17.2.2. Российские экономические институты – угодливый слуга нерадивого хозяина?

17.2.3. Бартер и неплатежи: роль естественных монополий

17.2.4. Бартер как средство дискриминации эффективного и неэффективного производителя

17.2.5. Бартер как проявление "серой" экономики

17.2.6. Бартер и воспроизводство неэффективной структуры экономики

17.2.7. Кому выгоден бартер

17.3.                   Как и почему удалось ликвидировать бартерную экономику

17.3.1. Дефицит денежных средств и методы борьбы с ним

17.3.2. Бартерные отношения и эффективность управленческих решений: экспериментальные расчеты

17.3.3. Перспективы развития бартерной экономики

 

Глава 18.     ПРАВО СИЛЫ ВМЕСТО СИЛЫ ПРАВА

18.1.                   Угроза правам собственности в легальном бизнесе: "грабящие руки" вместо "невидимой руки"

18.1.1. "Руки", управляющие рынком

18.1.2. Чьи руки шарят в кармане предпринимателя?

18.2.                   Препятствия для легальной защиты прав собственности

18.2.1. Негативный имидж российского бизнеса

18.2.2. Криминальность российского бизнеса

18.2.3. Криминальность бизнеса как следствие культурологического стереотипа

18.3.                   Нелегальная защита прав собственности

18.3.1. Бандит как защитник прав собственности

18.3.2. Защита бизнесменов – дело рук самих бизнесменов

18.3.3. Легальные стражи порядка в роли нелегальных защитников прав собственности

18.4.                   Выбор предпринимателем оптимального института защиты прав собственности

18.5.                   Организованная преступность – государство в государстве?

18.5.1. Преступная организация как фирма.

18.5.2. Преступное сообщество как теневое правительство.

18.5.3. Преступная организация как община

18.5.4. Экономическая эволюция организованной преступности

18.5.5. Чем организованнее преступность, тем лучше для общества

18.6.                   Взлет и падение уголовного рэкета

18.6.1. Организованная преступность в СССР: "воры в законе" как криминальное правительство

18.6.2. Перестройка в обществе – перестройка в мафии: от криминального правительства – к сети криминальных фирм

 

ЧАСТЬ 3. ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 19.     ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ РОЛИ ГОСУДАРСТВА

19.1.                   Анализ институциональной среды как отправной пункт институционального подхода к изучению роли государства

19.2.                   Сущность и основные функции государства в рыночной экономике с точки зрения институционального подхода

19.3.                   Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды

19.4.                   Проблема "институциональной неадекватности" российского государства

 

Глава 20.     "РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ" И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ

20.1.                   Институты командно-административной экономики

20.2.                   Модернизация системы в рамках старой структуры

20.3.                   Реформирование реформ: "контрреволюция сверху"?

20.3.1. Необходимость радикализации реформ

20.3.2. Политика финансовой стабилизации

20.4.                   Результаты институциональных изменений в России 90-х годов

20.5.                   К новой теории реформ

20.5.1. Попытка реализации "Вашингтонского консенсуса".

20.5.2. Институциональный подход к теории реформ

 

Глава 21.     НАЗАД К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ ВПЕРЕД К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

21.1.                   Остаточная государственная собственность как экономический институт

21.2.                   Остаточная государственная собственность: проблемы эффективного управления

21.2.1. Экономическая природа и функции государственной собственности

21.2.2. Структуризация объектов государственной собственности

21.2.3. Управляемость объектов госсобственности

21.2.4. Поиск эффективных механизмов управления государственной собственностью

21.3.                   Назад к частно-государственной (номенклатурной) собственности?

21.4.                   Вперед к частной собственности?

 

Глава 22.     ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

22.1.                   Государственное отраслевое регулирование в постсоветской России

22.1.1. Причины регулирования

22.1.2. Регулирование: нарушение прав собственности или специфический контракт?

22.1.3. Способы адаптация регулируемых фирм

22.1.4. Особенности регулирования в России

22.1.5. Как отрегулировать систему регулирования

22.2.                   Институциональные ловушки на пути становления бюджетного федерализма

22.2.1. Теоретические основы бюджетного федерализма

22.2.2. Модификация типов соглашений в сфере бюджетного перераспределения

22.2.3. Проявления оппортунизма в сфере межбюджетных отношений как стимул институционального развития

22.2.4. Бюджетный федерализм: проблемы и противоречия

22.3.                   От государства всеобщего перераспределения к социальному государству

22.3.1. Функции и механизмы социальной политики государства

22.3.2. Смена парадигмы социальной политики – от патернализма к либерализму

22.3.3. Трансформация субъектов социального управления

22.3.4. Будущее России: социальное государство или?

 

Глава 23.     ГОСУДАРСТВО КОРРУПЦИИ И ЛОББИЗМА

23.1.                   Экономика бюрократии.

23.2.                   Экономика лоббизма.

23.2.1. Группы специальных интересов.

23.2.2. Методы российского лоббизма

23.3.                   Поиск политической ренты. Экономика коррупции

23.3.1. Причины возникновения политической ренты.

23.3.2. Особенно коррупции в России

23.3.3. Методы борьбы с рентоориентированным поведением

 

Глава 24.     ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО МОНОПОЛИЗМА: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

24.1.                   Факторы формирующие административный ресурс

24.2.                   Административный ресурс как проявление несовершенства политического рынка

24.3.                   Административный ресурс как фактор формирования экономического монополизма

24.4.                   Есть ли четвертая власть в России

24.4.1. сложилась ли свобода слова в России?

24.4.2. Роль СМИ в формировании эффективного политика.

 

Глава 25.     ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ: ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ?

25.1.                   Рентоориентированное поведение: неоинституциональный подход

25.2.                   Теория политических деловых циклов

25.3.                   Модель электорального цикла

25.3.1. Модель электорального цикла без учета трансакционных издержек

25.3.2. Модель электорального цикла с учетом трансакционных издержек

25.4.                   Поиск оптимального политического делового цикла

25.4.1. Механизм формирования электорального цикла

25.4.2. Оптимальный политический деловой цикл

25.4.3. Недостоверность угрозы импичмента

 

Глава 26.     РОСТКИ НОВЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

26.1.                   Защита прав собственности: легко ли быть инвестором?

26.1.1. Мониторинг выполнения контрактов

26.1.2. Асимметричность информации и затраты на ее преодоление.

26.1.3. Нарушения контрактов.

26.1.4. Трансакционные издержки достижения соглашений.

26.1.5. Направление совершенствования защиты прав собственности

26.2.                   Формирование конкурентной среды в России

26.2.1. Теоретические подходы к анализу конкуренции

26.2.2. Политика государства по поддержке конкуренции как институциональное проектирование

26.2.3. Условия формирования конкурентной среды в постсоветской России

26.2.4. Развитие конкуренции и инфраструктура

26.3.                   Попытки стимулирования экономического роста

26.3.1. Инвестиционная политика и экономический рост.

26.3.2. Развитие и/или рост: институциональные факторы.

26.3.3. Инновационная политика.

 

Глава 27.     НА ПУТИ К КОНСТИТУЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

27.1.                   "Провалы" государства и необходимость создания конституционной экономики

27.1.1. "Провалы" государства

27.1.2. Требования к эффективной конституции

27.2.                   Закон как общественный капитал

27.2.1. Государство защищающее и государство производящее

27.2.2. Закон как общественное благо и как общественный капитал

27.2.3. Необходимость принуждения, дилемма наказания

27.3.                   Дисциплина свободы

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. "Куда ж нам плыть?"

1. "Учиться, учиться и учиться"… капитализму

2. Сила и слабость российского институционализма: на пути к национальной школе

3. "Конец и снова начало"




Подготовка нового издания монографии, создает хорошие предпосылки для включения участников дискуссии в расширенный авторский коллектив. Однако есть и другие пути расширения институциональных исследований.

Развитие научной периодики до американского стандарта, когда каждый университет имеет свои периодические издания, станет у нас возможным еще не скоро, поскольку это требует хорошего финансирования. Между тем Сеть безразмерна, может вместить сколько угодно текстов, а их размещение обходится много дешевле публикаций. В Сети уже размещено много текстов, нигде в «бумажном» виде не опубликованных. Но размещение текстов в Интернете сейчас не приравнивается к нормальным публикациям и не позволяет включать сетевые тексты в библиографию авторских трудов.

Может быть настало время создать серию сетевых научных журналов, публикации в которых были бы официально приравнены к «бумажным» публикациям. Для этого должны быть, конечно, созданы редакционные группы, которые осуществляли бы селекцию присланных материалов. Чтобы их работа была беспристрастной, целесообразно первоначально принимать тексты без указания авторства (например, под авторским девизом). После того как члены редколлегии отбирают из присланного потока то, что достойно публикации, они оповещают об этом авторов по электронной почте, и только теперь те присылают данные о себе. Фильтрование присланных работ обеспечит сетевым публикациям достойный уровень, и их включение в научную библиографию будет вполне правомерно.

Организацией сетевых научных журналов могли бы заняться представители РАН либо в рамках грантовой программы, либо по прямому финансированию из госбюджета. Эти затраты будут много ниже, чем финансирование «бумажной» научной периодики, а отдача от них (доступность текстов) – гораздо выше.

Ю.В. Латов предлагает обдумать, как нам организовать нашу работу в финансовом аспекте. Работать надо ведь не только на энтузиазме, но и на хозрасчете. Конечно, можно ждать, что все сделает научный руководитель виртуальной мастерской, но лучше бы попробовать мобилизовать и собственные ресурсы. В частности, на круглом столе 16 декабря 2003 года в рамках интернет конфернеции была предложена идея пучка грантов, взаимопересекающихся по составу участников и взаимодополняющих друг друга по содержанию. Объясню подробнее, о чем идет речь.

Предположим, в составе нашего коллектива есть ученые А, Б, В и Г, которые работают над близкими (но не совпадающими) проблемами «X» и «Y» (например, проблемы среднего класса и проблемы бедности), причем А и Б специализируются на «Х», а В и Г – на «Y». Тогда они могут подать по меньшей мере 4 заявки: 1) под руководством А; 2) под руководством Б; 3) под руководством В и 4) под руководством Г. (Конечно, число руководителей ограничено числом остепененных участников группы.) В каждой заявке участвуют 1 руководитель и 3 исполнителя, заявки подаются в разные организации. В ходе работы коллектив из 4-х человек, по существу, реализует один большой проект, складывающийся из 4-х грантов.

Главное достоинство такой организации – синергетический эффект: например, А может быть хорошим теоретиком, но он не очень опытен в организации социологических опросов и не может организовать их в городе Альфа, где проживает его коллега Б, который не столь глубоко знает теорию, зато «собаку съел» на проведении опросов. Этот эффект может быть достигнут, даже если участники гранта специализируются по совсем разным темам. И в этом случае можно получить хороший эффект, если, например, один ищет подходящий грант, другой пишет заявку, третий переводит ее на английский язык, четвертый проводит опрос и т.д.

Функция руководителя Виртуальной Мастерской при этом заключается 1) в подсказывании, где какие подходящие гранты, 2) в написании рекомендаций для «грантометчиков», 3) возможно, в формальном руководстве, чтобы заявка имела более хорошие шансы быть одобренной, 4) в помощи в проталкивании промежуточных публикаций (в «Вопросах экономики», в РЭЖе etc.), 5) в итоговой публикации итогов грантового проекта в очередном переиздании или в новом томе наших публикаций.

Эту идею можно будет, правда, в полную силу раскручивать не ранее чем через полгода, поскольку главный грантовый «сезон» - это ранняя осень. Впрочем, многие фонды принимают заявки асинхронно по отношению друг к другу, так что первые опыты возможны и в 1-м полугодии 2004 г.

Естественно, для реализации такой идеи необходимо высокое взаимное доверие внутри группы.

Предлагаемую Ю.В. Латовым идею можно реализовывать и децентрализованно – не через посредничество научного руководителя, а путем налаживания прямых контактов по электронной почте с последующим его уведомлением об уже достигнутой договоренности.

Опыт работы нашей Виртуальной Мастерской показывает, что даже в условиях сильной географической разобщенности возможна консолидация российского сообщества экономистов-институционалистов в процессе совместной научной и учебно-методической деятельности. Обобщая накопленный опыт и пожелания коллег, участники проекта ведут в настоящее время подготовку к организации Ассоциации российских институциональных экономистов ("АРИЭль"). См. приложение 1.

В заключение хочется высказать слова благодарности всем кто принял активное участие в интернет-конференции, в ходе которой выявились огромные резервы по совершенствованию нашей монографии.
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия