Эксоцман
на главную поиск contacts

Особенности адаптации учителей к информатизации: социологический анализ

С.Н.Щеглова
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


Особенности адаптации учителей к информатизации: социологический анализ Информатизация в различных сферах общества тесно связана с другими модернизационными процессами в обществе: становлением рыночной экономики, реформами образования, демократизаций. Специфика инновационного процесса в различных сферах жизни общества не дает возможность дать единую, подходящую для всех случаев, однозначную оценку.



Особенности адаптации учителей к информатизации: социологический анализ

Информатизация в различных сферах общества тесно связана с другими модернизационными процессами в обществе: становлением рыночной экономики, реформами образования, демократизаций. Специфика инновационного процесса в различных сферах жизни общества не дает возможность дать единую, подходящую для всех случаев, однозначную оценку.  

Владение ИКТ становится важной составляющей квалификации и средством социальной мобильности индивидов в экономической сфере, но не влечет за собой значимого изменения базовых способностей профессиональных групп в других сферах.

Освоение ИКТ и Интернета идет в России нарастающими темпами, но особенно это проявляется в подростковой и молодежной среде. Данные измерения Интернет-аудитории показывают, что эти технологии освоили до 7% взрослого городского населения, около 10% - молодежи, в подростковой среде около 15% имеют навыки их использования. К омпьютеризация домашних хозяйств происходит в основном через молодое поколение. Наши предыдущие исследования городских жилищ зафиксировали, что именно в комнатах молодых людей устанавливаются компьютеры и периферийные устройства. Молодежь активно учит своих родителей навыкам ИКТ. [1]

В образовании главным стимулом внедрения информатизации является императив будущего развития. Учительская интеллигенция чаще иных групп сталкивается с реальными социокультурными межпоколенческими проблемами, возникающими из-за различий между детьми и взрослыми в освоении ИКТ.

В информатизации образования мы констатируем э тап распространения нововведения через его частичное внедрение. В развитии процессов информатизации в образовании преобладает этап компьютеризации и технического программного оснащения. Упор делается на отстающие сферы (сельские школы). В основном используется командно-административный ресурс. Проходит поставка современных компьютеров и компьютерных классов в учреждения среднего общего образования, начато создание образовательных порталов, электронных библиотек, ресурсных центров, широкомасштабное подключение образовательных учреждений к сети Интернет.

Интересной особенностью является то, что в России получила распространение практика внедрения зарубежных методик обучения учителей, студентов педвузов и других работников образования. Началась массовая переподготовка кадров для школы.

Таблица 1.

Объем переподготовки в области информатики (на конец 2002 г.)

 

Всего (в тыс.)

Проведена подготовка (в тыс.)

Учителей информатики

58,5

46

Учителей предметников

1782,7

32

Источник: ed.gov.ru

Пользуясь этими данными статистики мы определили, что среди учителей информатики к 2003 году обучены 78,6%, но среди учителей-предметников – только около 2%.

Вспомним мнение известного социолога Т.Парсонса о том, что самые важные непосредственные каналы влияния на социальную систему находятся в культурной и личностной системах [2]. Именно поэтому, информатизация школы не может быть результативной без успешной социальной адаптации учителей. В нашей работе под социальной адаптацией учителей к процессу информатизациимы понимается процесс активного включения индивидов в многообразные формы социального взаимодействия, в результате которого осуществляется освоение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и согласование требований информационной среды и ожиданий субъектов адаптации.

Главным отличием социальной адаптации от биологической является взаимность приспособлений личности и социальной среды, активность и целесообразность этого процесса. Эту принципиальную особенность, характеристику социальной адаптации называют интерактивностью. Интерактивность во многом определяется позицией, которую играет в социальной адаптации субъект адаптации, то есть человек или социальная группа. Создание оптимальных условий для деятельности и субъекта адаптации, и других субъектов, коллективов, организаций, выступающих по отношению к нему в качестве компонентов социальной «среды» адаптации, возможно лишь тогда, когда субъект принимает роль адаптирующегося, принимающего нововведения информатизации. Сложность позиции учителя, применяющего ИКТ, в том, что он и сам исполняет эту роль, и учит «играть ее» учеников.

Учитель в процессе адаптации к информатизации выступает в качестве социального субъекта, т.е. личности со всеми ее сформированными к данному моменту свойствами. Предшествующий данному моменту адаптации в социальной среде период социализации индивида обеспечивает усвоение основных социальных требований, норм деятельности, соответствующих воззрений и определенной иерархии целей преподавательской деятельности. Однако в процессе первичной, детской социализации большинство современных взрослых людей не могло познакомиться с особенностями информатизации, освоить ИКТ. Этот вывод имеет особое значение для понимания особенностей социальной адаптации учителей к информатизации, поскольку социализирующее влияние информационного общества во многом отличается от принятых ранее в российской традиции социализирующих механизмов. Адаптация взрослых людей к информатизации требует как правило их ресоциализации. Взрослым людям приходится проходить своеобразный процесс инкультурации, аналогичный принятию культуры другой страны. Конечно, взрослый человек уже владеет приемами самообразования, самоконтроля, саморегуляции и самосоциализации, и это способствует его вхождению в информационную культуру. Но, с другой стороны, возникают трудности прежде всего ценностного характера, когда нормы, правила, стереотипы иного рода жизнедеятельности затрудняют освоение нового.

Важнейшим фактором успешной адаптации является «инновационная предрасположенность», под которой понимается та мера изменчивости, обновления поведения индивида, которая обусловлена его внутренней, культурной и психологической готовностью к изменению в ответ [3]. Василенко И.С. попробовала классифицировать педагогов по отношению к любому инновационному процессу: новаторы - 6,6%; передовики - 44,7%; умеренные - 17,7%; предпоследние - 8% и последние - 22,7%. [4]

Значимый компонент социальной адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Успешность овладения ИКТ учителей зависит от понимания, как, насколько и ко всему ли возможна или необходима адаптация.

Мы выделяем 5 уровней адаптации учителей, характеризующихся постепенным возрастанием уровня активности субъектов:

  • Очень низкий (негативный) характеризуется отрицательным отношением ко всем элементам информатизации; отсутствием навыков овладения методами и приемами ИКТ; неумением корректировать свою деятельность; отсутствием потребности в самоконтроле, в самообразовании; слабой познавательной активностью; отсутствием положительной направленности на освоение ИКТ;
  • Низкий (пассивный) уровень характеризуется безразличным отношением к элементам информатизации; формальным освоением методов и приемов ИКТ (на уровне игр); некоторым умением корректировать свою деятельность; слабой потребностью в самоконтроле, в самообразовании неустойчивой направленностью на освоение ИКТ;
  • Средний (активный) уровень характеризуется стремлением в совершенстве овладеть методами и приемами ИКТ, потребностью в самоконтроле, в самообразовании, средней познавательной активностью, но недостаточной результативностью внедрения ИКТ в свою трудовую и повседневную жизнь;
  • Высокий (активно-продуктивный) уровень характеризуется глубоким освоением ИКТ, умением быстро корректировать свою деятельность, устойчивой потребностью в самоконтроле, самообразовании, высокой познавательной активностью; достаточно высокой продуктивностью применения ИКТ;
  • Очень высокий (творческий) уровень характеризуется творческим освоением ИКТ; высоким умением корректировать свою деятельность; устойчивой потребностью в самоконтроле, в самообразовании; высокой познавательной, исследовательской и общественной активностью в области информатизации. Это группа инноваторов, активистов информатизации.

Экспертный опрос показал, что в освоении ИКТ, как правило, выделяется несколько стадий.

  1. Ориентировочно-пассивная, связанная с процессом осведомленности.
  2. Ориентировочно-репродуктивная: появление интереса, попытка разными способами освоить ИКТ. В этот период субъекты ощущают большую нагрузку, умственное и физическое утомление, связанное со сложностями принятия нового.

    На второй стадии адаптация рассматривается как усвоение индивидом тех социальных норм, общепринятых форм и способов действий, которые обеспечивают выполнение основных минимальных учебных, коммуникативных, культурных и бытовых функций с использованием ИКТ.
  3. Активно-функциональная – период, характеризующийся творческим отношением человека к сложившимся нормам и стереотипам, проявлением инициативы в решении задач, рационализации способов жизнедеятельности. Одним из маркеров этой стадии служит освоение специфической «компьютерной» лексики и возможность консультирования других субъектов по вопросам ИКТ.

Самооценка и самооценивающия деятельность – важнейшие из рассматриваемых нами субъективных факторов, поскольку они выступают в качестве основы сознательной саморегуляции личности. Самооценочная деятельность представляет собой целенаправленный процесс, в котором личность анализирует, осознает свои реальные потребности, мотивы, способности и соотносит их с определенными условиями и требованиями образовательной и иной среды. От адекватности самооценки зависит стабильность, последовательность адаптации человека к информатизации. Кроме того, способность личности правильно оценивать себя и других представляет собой важный индикатор поведения в процессе последующей адаптации, что особенно важно, учитывая, что информационные продукты, технологии, программы постоянно расширяются и изменяются. Именно поэтому, самооценка выступала одним из важнейших индикаторов адаптации к информатизации в нашем исследовании. Одновременно самоосознание своего уровня интерпретируется нами как фактор адаптации, во многом определяющий формирование осведомленности, оценивания и апробирования элементов ИКТ.

Обратимся к данным анкетных опросов более 2000 работников образования, проведенных в 2003-2004 гг. (руководители исследования – Я.Быховский, С.Щеглова, научно-вспомогательная работа выполнена Т.Мелешкиной, Е.Воронцовой). В качестве респондентов выступали учителя, преподаватели вузов, студенты педвузов и другие группы образованцев, участвовавших в программе «Обучение для будущего» корпорации Intel., Эта корпорация в течении нескольких лет проводит целенаправленную работу по внедрению ИКТ в нашей стране. Корпорация Intel в 2003 году вложила в науку и образование СНГ более 4 млн.долларов, обучила по специальной корпоративной программе более 26 тыс. российских учителей и студентов педагогических вузов. Такое внимание объясняется тем, что объем продаж в России в 2003 году по сравнению с предыдущим увеличился на 51%, наша страна, по признанию руководства, один из крупнейших рынков. Цель обучающей программы – подготовить педработников к использованию новых ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности. Задачей исследования являлась оценка эффективности деятельности программы «Обучение для будущего» в различных регионах России для определения оптимальных управленческих решений. Но полученные данные дали нам возможность выделить аспекты адаптации учителей к информатизации.

Большинство осваивающих сегодня ИКТ - это работники школьного образования – 74,7%. Среди участников были также незначительные группы работников среднего специального образования – 6,9%, высшего образования – 5,5%, дополнительного образования – 3,8%. Абсолютное большинство непосредственно работают с детьми и молодежью – 84,5%.

Самооценка владения компьютерными технологиями до и после обучения. Каждый четвертый приходящий на курсы учитель практически не владеет ПК, половина не имеет доступа к Интернету.

Диаграмма 1.

Места использования компьютера

 

 

Диаграмма 2.

 

Наличие доступа к Интернету

 

 

Диаграмма 3.

 

Использование доступа к Интернету

 

Сравнение данных по контингенту обучающихся в 2003 и 2004 годах свидетельствует о некоторых изменениях условий. Если ранее интерес освоения ИКТ был связан с наличием дома ПК, сегодня навыки привлекают сами по себе даже тех, кто не имеет домашнего компьютера.

Диаграмма 4.

Владение основными навыками ИКТ

Выявлена следующая структура мотивации включенности школьных учителей в процессы информатизации:

  • социальное одобрение деятельности;
  • желание повысить уровень жизни;
  • реализация общественно-значимых ценностей.

Многое зависит от общего настроя на обучение. Многие учителя осваивают программу с интересом, оценивают ее как очень продуктивную, ориентированную на практику 42,4%. Считают, что обучение на курсах слишком абстрактно, уровень сложности завышен 5,8%.

Диаграмма 5.

Оценка новизны, информативности, своевременности обучения ИКТ

Наиболее привлекательными в процессе обучения для самих учителей являются создание электронной презентации и печатной публикации. Педагогами ценятся инновации, которые они могут продемонстрировать перед коллегами и родителями. Демонстративность представления довольно часто используется в качестве стимула к освоению ИКТ.

В ходе опросов по окончанию обучения выявлялась самооценка готовности учителя к использованию полученных знаний, умений и навыков в своей педагогической деятельности. Респонденты в основном полагают, что их проекты будут развивать у учеников информационные умения, творчество и исследовательские навыки. Проблемными областями являются низкий уровень готовности работать в школе с применением методов проектов и выступать консультантами среди коллег.

Диаграмма 6.

Самооценка готовности до обучения и после

 Интегрировать ИКТ в предмет

Помогать ученикам использовать ИКТ в учебе

 

 

Оценивать ученические работы, выполненные с использованием ИКТ  

 

Таковы были данные по самооценкам преподавателей после окончания курсов. Как удается им использовать полученные знания, свой культурный потенциал в реальной работе с детьми? Обратимся к данным опроса учителей, которые более полугода назад обучились на курсах (к марту 2004 года более 500 чел. были опрошены в он-лайновом режиме и более 300 – анкетным методом).

Внедрение ИКТ после обучения.Прежде всего о том, в каких условиях работают эти учителя. 36,7% обученных и владеющих ИКТ преподавателей работают в школах, где нет ни одного компьютера, еще 7% - по одному компьютеру. Там, где компьютеры имеются, лишь 30% имеют полный доступ в Интернет, еще 20% хотя бы есть на одном выход в сеть. Половина школьных классов доступа не имеют.

При проведении уроков учителя чаще инициируют работу школьников на компьютерах вне школы, работу в группах и подготовку презентаций учеников. По мнению тех, кто применяет ИКТ, у школьников наблюдались следующие позитивные изменения: активизация взаимопомощи друг другу в технических вопросах, повышение мотивации, активности и, главное, творчества на уроках. Но, по мнению респондентов, внедрение компьютерных технологий в меньшей степени влияло на участие в уроках школьников с разным уровнем подготовки.

Учителя констатируют отсутствие у многих школьников прочных навыков работы, а не игры на компьютерах, нехватку самих компьютеров, сложности с планированием необходимого времени в школьном кабинете информатики.

Наше исследование фиксирует, что большинство учителей не являются посредниками приобщения школьников к ИКТ. Школа слабо использует общественный ресурс и возможности, в том числе домашние компьютеры, а, например, по материалам Таскиной Е.А., в Красноярском крае в селах имеют домашние компьютеры 9% хозяйств, в городе - 27%. [5]

Обучение на курсах, по оценке самих выпускников, имело довольно серьезные личностные последствия.

Диаграмма 7.

Оценка личностных последствий овладения ИКТ

Обучение дало

 

 

Выпускники довольно редко отмечали позицию «возможность повысить свое общественное положение в коллективе» и «импульс для карьеры, продвижения по службе». Это указывает на то, что навыки владения ИКТ не связаны сегодня в российской школе с социальным признанием.

Как показывают исследования Черныш М.Ф., «информатизационные работники» в экономической сфере отмечают некоторые положительные последствия освоения ИКТ: повышение оплаты труда, повышение по службе, дополнительные социальные льготы, внимание и поддержку руководства. У учителей таких последствий не выявлено. [ 6]

 

Таблица 2.

Факторы, тормозящие инновации в системе образования

Сложности внедрения компьютерных технологий в Вашей педагогической деятельности связаны (выберите не более 3-х ответов):

%

с нехваткой школьного компьютерного оборудования

71,1

с нехваткой необходимого программного обеспечения

47,6

с недостатками программ обучения, не позволяющими внедрять новые формы занятий

22,3

с краткосрочностью курсов, с невозможностью с эти сроки получить реальные навыки работы над УМП

16,5

с недостаточными административными стимулами

14,5

с нежеланием коллег осваивать и применять новое

13,3

с недостатками связи в регионе

9,2

Другое

6,4

с Вашими личностными проблемами (пол, возраст, характер и др.)

2,8

затрудняюсь ответить

2,2

При оценке факторов, тормозящих инновации в системе образования, называются прежде всего внешние условия и причины, мешающие процессу информатизации, при этом выделяются такие, которые связаны именно со школой. Так, обратим внимание, что фактор связи в регионе называется только 9,2% опрошенных. На наш взгляд, происходит затушевывание личностного фактора, связанного с внутренним потенциалом преподавателей. Напомним, что источник желания овладеть ИКТ находится в самой личности, в ее стремлении к развитию, а не в социальной среде. Но при определении основных причин неудач, доводы полностью меняются.

С момента окончания учебных курсов у большинства опрошенных прошло более полугода. Однако за этот срок не все стали внедрять ИКТ в учебный процесс.

 

Диаграмма 8.

Частота работ школьников с использованием компьютерных технологий на уроках

 

Каждый пятый вообще не применяет компьютерные технологии в педагогической деятельности, а четверть - реже чем 1 раз в месяц. Более 25% ответили, что не пользуются никакими электронными ресурсами. Лишь 15,6% используют электронные учебники и энциклопедии. Группа в 9% планировала начать применять ИКТ в новом учебном году. Среди основных причин препятствующих внедрению названы в порядке убывания значимости: отсутствие технической поддержки, недостаток времени на планирование и подготовку, отсутствие доступа к компьютерам.

Для обобщения оценки эффективности обучения ИКТ и уровня самооценки был применен метод моделирования. По свидетельству ученых, 15 — 20% — такова критическая масса, достаточная для начала распространения новых идей и технологий в обществе. 60-80% - уровень показания стабильного поступательного развития социальной системы, Пример: стабильным является общество, в котором средний класс составляет 60-80% населения. [ 7]

Первоначально была выстроена модель адаптации учителя к информатизации, она включает в себя 5 зон: идеала – частотность параметра 81-100%; стабильности, благополучия – 61-80; неопределенности – 41-60; риска 21-40; опасности, неблагополучия до 20. Моделирование умений и навыков выпускника проведено по 6-ти основным параметрам:

  • и спользование приемов, которые поощряют самостоятельную работу школьников;
  • включение КТ в повседневную деятельность;
  • поощрение учеников использовать КТ в их учебной деятельности;
  • оценивание и корректировка результатов самостоятельной работы учеников;
  • консультирование коллег по вопросам применения КТ;
  • работа с применением метода проектов.

На основе данных опросов была составлена реальная модель адаптации учителей к информатизации.

 

Диаграмма 9.

Реальная модель

 

Наложение реальной на абстрактную модель и сравнительный анализ данных приводят нас к выводу, что пока процесс адаптации можно охарактеризовать как неопределенный. Выявлено, что зона риска регулируется внешними (средовыми) и внутренними (деятельностными) факторами. К числу внешних отнесены низкая скорость модернизация школьных стандартов, низкий уровень компьютеризации, развития связи в регионе. К внутренним факторам можно отнести ресурсы и потенциалы обучающих программ, а также баланса между «инновационной предрасположенностью» и протестным потенциалом против инновации самой данной группы. Некоторые социально-демографические показатели учителей негативно влияют на процесс освоения ИКТ (женский пол, возраст старше 51-го года, стаж работы более 11 лет).

ИКТ воспринимаются большой группой людей, и работников сферы образования в частности, как инородное, чуждое, привносимое насильственно извне. При распространении идей нового информационного пространства в образовательной сфере России, по мнению преподавателей, происходит подавление отечественного опыта в данной области; навязывание российским пользователям чуждой идеологии, не отвечающей традициям и национальным интересам России.

Идеи информатизации «наталкиваются» не только на проблему плохой материально-технической оснащенности, сколько на консервативные установки и ментальность нашего общества. Информатизация до сегодняшнего времени обходилась без открытых социальных потрясений, развивалась «незаметно». Однако нами выявлен серьезный ценностый конфликт: восприятие информационных технологий и новых методов работы, образа жизни как чуждое влияние. Расширение рынка информационных тех­ нологий вольно или невольно ведет к вестер низации традиционных культур России. Эту особенность реальности чутко ощущают учителя.

Пути повышения эффективности адаптации учителей к информатизации. Э.Тоффлер предполагает экспериментировать с широким спектром мер, регулирующих изменения, изобретая и отвергая их по мере продвижения вперед. «Единственный способ сохранить какое-то подобие равновесия в ходе сверхиндустриальной революции – ответить изобретением на изобретение: создать новые личные и социальные механизмы, регулирующие изменения. Следовательно, нам нужно не слепое принятие или слепое сопротивление, а множество творческих стратегий, чтобы избирательно формировать, отклонять, ускорять или замедлять изменение» [8].

По нашему мнению, могут быть выделены три направления стратегических мер по изменению политики в области информатизации:

  • Личностные (обучение, поддержка, консультирование и др.);
  • Технологические (управленческие, организационные меры и др.);
  • Социальные (создание экономических и правовых условий).

На основе проведенного исследования нами сформулированы некоторые рекомендации, при этом, мы полагаем приоритетным развитие личностного направления.

Возможны два пути повышения эффективности адаптации учителей: целенаправленная планируемая социальная интеграция всех или исключение рутинеров. Информатизация общества требует целенаправленной ресоциализационной деятельности во взрослом сообществе, и особенно в образовательной среде.

Управленческие механизмы воздействия на самоорганизующийся процесс адаптации может быть простимулированы:

  1. созданием системы материальных поощрений;
  2. созданием нормативных документов - обозначение и закрепление в должностньх инструкциях и других нормативных актах зависимости карьерного роста от уровня его информационной культуры; 
  3. установлением института кураторства, наставничества;
  4. личным примером руководителя;
  5. поддержкой группы менеджеров-инноваторов.

В связи с выявленной нами проблемой восприятия информатизации как вестернизированного новшества, должна проводиться целенаправленная, а не отрывочно спонтанная, пропагандистская работа по распространению положительного российского опыта. Нам представляется, что можно было бы выделить некоторые отдельные категории (группы) общественности, которые необходимо целенаправленно информировать о результатах проведенных действий и исследований: представители законодательной и исполнительной власти различного уровня, педагоги, родители. От их позиции во многом будет зависеть уменьшение протестного потенциала по отношению к информатизации.

  1. Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социол.исслед. 2003. №3. С.119-122; Щеглова С.Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. Том 2, 2004. С. 175-188.
  2. Парсонс Т.Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С.515-518.
  3. Кантер Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления) / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.
  4. Василенко И.С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Автореф. дис.канд.соц.наук. - Ростов-на-Дону, 2003. С.21
  5. Таскина Е.А. Социальная специфика внедрения информационных технологий в региональную систему образования на рубеже XX - XXI веков (по материалам социологического исследования в Красноярском крае): Автореф. дис.канд.соц.наук. – Красноярск, 2003.
  6. Черныш М.Ф. Новая социальная группа – «информационные» работники // Социол.исследования. 2002. №11. - С.61-68.
  7. Кравченко А.И. Социология. – М.: «На Воробьевых», 1995. С.44-46
  8. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С.405
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия