Эксоцман
на главную поиск contacts

Исследование аудитории Интернета: методологические подходы, применяемые в российской практике

Д.О.Стребков
 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


В Россию Интернет гораздо позже, нежели во многие другие страны мира. В техническом отношении годом его рождения здесь можно считать 1990. Именно тогда был зарегистрирован домен первого уровня .su (Soviet Union) и основана компьютерная сеть «Релком» (название образовано от слов RELiable COMmunications – надежная связь), ставшая первым российским провайдером.

В Россию Интернет гораздо позже, нежели во многие другие страны мира. В техническом отношении годом его рождения здесь можно считать 1990. Именно тогда был зарегистрирован домен первого уровня .su (Soviet Union) и основана компьютерная сеть «Релком» (название образовано от слов RELiable COMmunications – надежная связь), ставшая первым российским провайдером. В работах по созданию этой сети принимали участие специалисты кооператива «Демос» (в последствии – ООО «Компания «Демос»), большинство из них являлись сотрудниками Института ядерной физики РАН им. Курчатова. Уже к концу 1990 года к Сети были подключены около 30 организаций, среди которых – центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне и некоторых других городах [1].

С точки зрения содержания российская Сеть начала активно развиваться еще позже – лишь в 1997-1998 годах, в отличие от США и стран Западной Европы, где этот процесс начался лет на пять-шесть раньше.

Развитие Интернета в России зависит в первую очередь от таких факторов, как уровень телефонизации и уровень компьютеризации среди населения, а также уровень доходов российских граждан.

При этом проблема оценки числа персональных компьютеров в России является довольно сложной в связи с высокой долей «серого» импорта компьютерной техники, а также из-за наличия вторичного рынка компьютеров (своеобразной «миграции»): списанные с балансов предприятий и не вошедшие в учет компьютеры часто переходят в пользование домохозяйств, и это никак не отражается в статистике. В результате различные оценки уровня компьютеризации довольно существенно отличаются друг от друга.

Использование данных социологических опросов позволяет некоторым образом компенсировать отсутствие надежных статистических данных. Так, согласно данным ВЦИОМ‑А [2], дома компьютер имеется только у 11% россиян, а в сеть из дома выходят лишь 5% граждан. Однако среди москвичей эти показатели значительно выше: домашний компьютер имеют 32% жителей столицы, а доступ в Интернет из дома – 16%. При этом, как видно из Табл. 1 и Табл. 2 , темпы роста компьютеризации и интернетизации российского населения достаточно высоки. За последние три года число пользователей Интернета и людей, имеющих домашний компьютер, возросло в три раза. Прогнозы специалистов на будущее также весьма оптимистичны: они считают, что в ближайшие два-три года число домашних компьютеров у российских граждан будет продолжать увеличиваться высокими темпами.

Таблица 1

Есть ли в Вашей семье домашний компьютер?, %

 

Россияне

Москвичи

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Есть

4

6

7

11

16

20

25

32

Нет

96

94

93

89

84

80

75

68

Источник: Пресс-выпуск ВЦИОМ‑А №33 от 3 декабря 2003 г., www.vciom-a.ru

Таблица 2

Имеете ли Вы доступ к сети Интернет? Если имеете, то – дома или на работе?, %

 

Россияне

Москвичи

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Имею доступ только дома

1

1

3

3

3

6

7

9

Имею доступ только на работе

2

6

5

6

6

12

10

13

Имею доступ и дома, и на работе

<1

1

1

2

1

4

6

7

Не имею доступа к сети Интернет

76

81

82

79

79

73

72

63

Практически ничего не знаю о существовании такой сети

21

11

9

10

11

5

5

8

Источник: Пресс-выпуск ВЦИОМ‑А №33 от 3 декабря 2003 г., www.vciom-a.ru

Очевидно, что критическим (барьерным) условием для роста числа домашних пользователей Интернета является именно уровень телефонизации населения. Развитие Интернета в России в значительной степени тормозится низкой обеспеченностью населения телефонной связью (в среднем 55 телефонов на 100 домохозяйств) и неудовлетворительным качеством связи. Даже если допустить, что в будущем доходы граждан (а вслед за ними – уровень компьютеризации) резко возрастут, количество телефонов не сможет вырасти теми же темпами.

Таким образом, лишь относительно недавно российский Интернет начал превращаться в значимое общественном явление, развитие которого стало происходить уже не линейно, а экспоненциально. Как отмечает руководитель Фонда «Общественное мнение» А. Ослон, «Мы наблюдаем его [ Интернет-бума – Д.С. ] первые признаки и, исходя из предполагаемых тенденций предстоящего бурного развития Интернета, в этой своего рода начальной точке чрезвычайно важно инициировать процесс постоянного исследовательского и аналитического наблюдения за происходящим в Интернете и вокруг него» [3].

Использование исключительно технических средств (подсчет числа уникальных адресов, посещаемости сайтов и т.п.) позволяет лишь весьма приблизительно оценить реальное число пользователей Сети. Так, было бы неправильным рассчитывать аудиторию Интернета как количество подключенных пользователей (абонентов), поскольку к одной выделенной линии может быть подключено несколько десятков компьютеров, как это происходит во многих организациях. А с другой стороны, один и тот же человек для выхода в Интернет может использовать различные способы подключения, разных провайдеров. Кроме того, с одного и того же компьютера в Сеть могут входить несколько различных пользователей, как это происходит в учебных заведениях и многих семьях. Поэтому подсчет так называемых хитов через определение уникального IP ‑адреса компьютера также не позволяет получить достоверный результат. В результате одним из наиболее достоверных источников информации об аудитории Интернета являются на сегодняшний день массовые опросы населения.

На протяжении последних пяти лет анализ численности российской Интернет-аудитории проводили практически все крупные социологические и маркетинговые исследовательские центры. В ряде случаев дело начиналось с того, что вопросы, посвященные Интернету, задавались компаниями в рамках других, более общих социально-политических исследований, но впоследствии они выросли в самостоятельные (и часто долгосрочные) проекты. Все ныне существующие исследования Интернета различаются между собой и по своим целям, и по методологии исследования, и по срокам проведения, и по размеру выборки, и по многим другим параметрам. Рассмотрим наиболее известные и долгосрочные из них [4].

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) , начиная с осени 2002 года, осуществляет свои расчеты по методологии Nielsen / NetRatings Global Internet Trends , которая применяется во многих странах мира. Это позволяет получать сопоставимые результаты и осуществлять международные сравнения. Вопросы об использовании Интернета задаются респондентам раз в две недели в ходе регулярных общероссийских опросов ФОМа ( N = 3000), в которых принимают участие граждане России в возрасте от 18 лет и старше. Затем четыре раза в год, данные 5‑7 последних опросов объединяются, и на основе полученного агрегированного массива рассчитываются характеристики группы Интернет-пользователей. Общее количество респондентов, попавших в одну волну составляет, таким образом, 15‑21 тысячи человек, из которых около 2 тыс. можно отнести к числу Интернет-пользователей.

КОМКОН-2 с 1998 года реализует проект «Web -Вектор» по технологии R-TGI . В рамках этого проекта ежеквартально методом анкетирования по месту жительства опрашивается около 9000 человек (все члены домохозяйства, попавшие в выборку). Опрос проходит в 65 городах. Выборка репрезентирует взрослое (16 лет и старше) население России, проживающее в городах численностью от 100 тыс. человек и более.

MASMI Research group начиная с весны 2001 г. проводит регулярные исследования аудитории Интернета, которые осуществляются в два этапа. Сначала производится предварительный квартирный опрос, где определяется реальная доля пользователей Интернета и устанавливаются их основные демографические параметры (пол, возраст и т.п.). Опрос проводится четыре раза в год и охватывает городское население России в возрасте от 16 до 64 лет, объем выборки составляет 3500 человек.

Второй этап исследования – «Онлайн-монитор», в ходе которого респонденты отвечают на вопросы электронной анкеты, проводится дважды в год. Размер выборки составляет более 40 тыс. человек. Здесь более подробно изучаются основные привычки пользователей Интернета, поведение, отношение к онлайн-покупкам, онлайн-рекламе. К участию в проекте приглашаются Интернет-ресурсы с большой частотой посещений. Сайты-участники проекта располагают на своих площадях ссылки на анкету посредством установки баннеров или специальных pop-up/pop-under – окон. При этом данные онлайн-опросов, где репрезентативность, естественно, нарушается, перевзвешиваются с учетом результатов предварительного квартирного опроса домохозяйств.

TNS Gallup Media с конца 1998 года реализует проект «Gallup ‑ Net». Данное исследования проводится в рамках другого, более широкого проекта NRS-Россия , посвященному изучению аудитории прессы. Информация собирается путем личного интервью с респондентами по месту жительства. Выборка репрезентирует взрослое население страны (от 16 лет и старше), проживающее в городах с численностью 100 тыс. человек и более. Исследование проводится два раза в год, объем выборки в каждом случае составляет 25 тыс. человек.

Мониторинг.Ру – В 2000‑2001 гг. осуществлялся проект «Мониторинг российского Интернета» . Данные собирались путем добавления вопросов об Интернете в анкеты опросов, посвященных другим темам. Результаты этих опросов, проведенных путем формализованных личных интервью по месту жительства респондентов, накапливались на протяжении двух месяцев и ложились в основу отчета о пользователях Интернета.

Кроме того, осенью 2000 г. – весной 2001 г. Фонд «Общественное мнение» совместно с Фондом эффективной политики осуществил специальный масштабный проект под названием «Интернет в России / Россия в Интернете» . Доля Интернет-пользователей определялась на основе репрезентативного скрининг-опроса, выполняемого по вероятностной выборке. В каждом из отобранных домохозяйств опрашивались все проживающие в возрасте старше 13 лет. Объем выборки составил около 70 тысяч человек (30 тысяч домохозяйств) в 115 городских населенных пунктах. Он был определен, исходя из грубых оценок аудитории Интернета в России, так чтобы выявить не менее 1500-2000 тех людей, кто идентифицирует себя как пользователь Сети. В результате свое согласие на интервью дали более 1700 таких граждан.

Проведенное исследование позволило:

- получить статистически достоверные оценки присутствия Интернета в обществе;

- выявить особенности Интернет-пользователей с точки зрения их жизнедеятельности в Сети;

- изучить Интернет-пользователей как некоторую специфическую социальную группу, несущую в себе явные и латентные признаки Интернета как социокультурного феномена, включая жизненные ценности и ориентиры, социально-психологические особенности, политические, медийные и потребительские предпочтения, образ и стиль жизни и т.д.

Данные об объеме и структуре российской Интернет-аудитории в настоящее время довольно широко представлены как в средствах массовой информации, так и в самой сети Интернет. Однако все исследовательские центры приводят сведения, полученные на основании собственных методик, в результате чего полученные цифры получаются весьма различными, а сопоставление различных данных представляет собой сложную задачу. Основная проблема, связанная с измерением числа пользователей всемирной компьютерной сети, как в России, так и во всем мире, заключается в том, что само это понятие «пользователь Интернета» не является четко определенным и однозначно интерпретируемым. Различными исследовательскими компаниями оно трактуется по‑разному.

Можно попытаться сравнить пользователей Интернета и пользователей автомобиля. Можно ли назвать пользователем автомобиля того человека, который:

- имеет машину, но не ездит на ней;

- имеет машину, но ездит на ней крайне редко – только летом или только по выходным дням;

- не имеет собственной машины, а работает шофером в автопарке;

- не имеет собственной машины, но несколько раз в неделю ездит на такси.

Пользователи Интернета (также как и пользователи автомобиля) – это достаточно широкая и расплывчатая категория граждан. Среди них есть те, кто проводит ежедневно там по много часов в сутки, так и те, кто лишь несколько раз пробовал пользоваться Интернетом, будучи в гостях у друзей и знакомых. В целом, пользователей Интернета можно определить, используя следующие основные параметры:

- наличие подключения к Интернету дома и (или) на рабочем месте;

- принципиальная возможность доступа в Интернет (в том числе через Интернет-кафе, библиотеки, от друзей и т.п.);

- регулярность использование Интернета (дней в неделю, часов в день).

Рассмотрим основные подходы, использующиеся при определении категории «пользователей Интернета».

Первый подход связан с анализом регулярности (частоты) использования Интернета. При этом возможны два варианта:

1. Моментальный срез – анализ ситуации на момент опроса.

• Здесь в качестве примера можно рассмотреть методологию Nielsen // NetRatings Global Internet Trends , применяемую в настоящее время фондом «Общественное мнение». Вопрос респондентам задается следующим образом: «Приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, то когда Вы лично пользовались Интернетом в последний раз?» . Варианты ответа: последние сутки; последняя неделя; последний месяц; последние 3 месяца; последние 6 месяцев.

2. Усредненный показатель за определенный промежуток времени.

• Такой подход широко распространен среди российских исследовательских компаний. Так, например, РОМИР в 1999‑2001 гг. анализировал Интернет-аудиторию, исходя из ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы пользовались Интернетом за последние 12 месяцев?» . Варианты ответа: несколько раз в день; как минимум раз в день; как минимум раз в неделю; как минимум раз в месяц; менее раза в месяц.

• В результате выделяется (на примере ФОМ):

- Суточная аудитория – доля людей, пользовавшихся Интернетом в течение последних суток;

- Недельная аудитория – доля людей, пользовавшихся Интернетом в течение последней недели;

- Месячная аудитория;

- Трехмесячная аудитория;

- Полугодовая аудитория – именно этих людей, хотя бы раз пользовавшихся Интернетом в течение последних 6 месяцев перед опросом предлагается рассматривать в качестве пользователей Интернета .

• Компания Мониторинг.Ру выделяет следующие подгруппы из общей массы пользователей Интернета:

- Ядро аудитории – те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее трех часов в неделю;

- Активная аудитория – те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее одного часа в неделю;

- Недельная аудитория – те, кто регулярно посещает Интернет минимум раз в неделю;

- Нерегулярная аудитория – все посетители Интернета, исключая тех, кто имел только единичный опыт посещения Интернета;

- Максимальная аудитория – все посетители Интернета, включая тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения Интернета.

Кроме того, среди тех граждан, которые не являются пользователями Интернета, выделяется ближнее и дальнее окружение Сети:

- Ближнее окружение – те, кто не имеет опыта работы с Интернетом, но у кого среди друзей есть не менее 3 регулярных посетителей Интернета;

- Дальнее окружение – те, кто не имеет опыта работы с Интернетом, но у кого среди друзей есть минимум один регулярный посетитель Интернета.

При этом в I квартале 2001 г. размер ядра оценивался в 1,3 млн. человек (1,2% от взрослого населения), а размер максимальной аудитории – в 11,6 млн. человек (12,8%).

Второй подход связан с субъективным самоопределением граждан относительно степени своей вовлеченности во всемирную компьютерную сеть. Его использовал Фонд «Общественное мнение» в ходе осуществления проекта «Интернет в России / Россия в Интернете» в 2000‑2001 гг. В частности, были выделены следующие непересекающиеся группы, в зависимости от степени их «близости» к Интернету:

- Реальные пользователи (пользуются Интернетом сейчас) – те граждане, которые положительно ответили на вопрос «В настоящее время можете ли Вы сказать о себе, что Вы пользователь Интернета?» – 3,6% от общего числа опрошенных.

- Возможные пользователи (имеют возможность доступа в Интернет) – 11%;

- Желающие (имеют определенную информацию об Интернете и хотели бы им пользоваться) – 11%;

- Знающие (слышали что-то об Интернете) – 18%;

- Далекие (не знают, что такое Интернет) – 56%.

При этом, мнение исследователей о том, кого следует, а кого не следует считать пользователями Интернета, не вполне совпадает с мнением самих граждан, пользующихся всемирной компьютерной сетью. В ноябре 2003 года среди подписчиков Интернет-рассылки «Глас Рунета» был проведен онлайн-опрос (N= 5335 человек), с целью определить само понятие «Интернет-пользователи» [5]. По мнению 34,5% опрошенных так могут быть названы люди, пользующиеся ресурсами и сервисами Интернета каждый день. А еще 46,7% граждан считают, что Интернет-пользователем можно назвать человека, который заходит в Сеть хотя бы один раз в неделю (в сумме – 81,2%). И лишь 6,3% от общего числа респондентов полагают, что пользователями Интернета являются граждане, выходящие в Сеть реже, чем раз в месяц.

Поскольку разные компании используют различные подходы к определению категории Интернет-пользователей, то и полученные ими цифры, оценки величины аудитории во многих случаях довольно сильно различаются между собой. Кроме того, различаются и методы подачи материала: некоторые компании рассчитывают долю людей, использующих Интернет, только от числа всего населения страны, другие – только от числа горожан; различается также возраст респондентов: в разных исследованиях опрашиваются люди в возрасте от 10, 13, 16 и 18 лет. В западных источниках чаще приводится процент от общей численности населения («на душу населения»).

Тем не менее, пересчитанное с учетом этих различий общее число пользователей Интернета (в миллионах человек), как правило, совпадает. Максимальная аудитория Интернета в России на конец 2003 года составляет по различным оценкам 12 - 15 млн. человек, в то время как размер ядра (наиболее активной части пользователей) оценивается в 3- 4 млн. человек.


[1] См. портал «История Интернета».

[2] Опрос проведен в ноябре 2003 г. по общероссийской репрезентативной выборке. Всего опрошено 2412 человек старше 16 лет. (Пресс-выпуск №33 от 3 декабря 2003 г.).

[3] Ослон А. Интернет в России / Россия в Интернете. Отчет. 28.02.2001. [online].

[4] Информация об исследовательских проектах получена с Интернет-сайтов компаний ФОМ, КОМКОН-2, РОЦИТ, MASMI Research group.

[5] URL: http://subscribe.ru/archive/media.vox/200312/11191824.html.

 Написать комментарий Ваш комментарий
(для участников конференции)


 
  Дискуссия