Эксоцман
на главную поиск contacts

Книжное обозрение

английская версия

Опубликовано на портале: 18-01-2005
Новые издания украинских социологов: обзор научных публикаций сотрудников Института социологии НАН Украины

«Проблемы развития социологии на современном этапе (теоретические и методические вопросы)» — так называется сборник материалов Международной научно-практической конференции, проведенной в Киеве по широкому кругу вопросов отечественной социологии. В сборник вошли материалы о социальной структуре общества как такового и украинского в частности, состоянии и тенденциях его развития, о промышленной социологии, этносоциологии. социологии общественного мнения, социологии культуры и массовой коммуникации, а также проблемах социальных процессов, развития социологической мысли, методики и организации социологических исследований. Дана обобщенная оценка развития украинской социологии.

Заметным событием в издательской деятельности института стал выход в свет монографии д-ра филос. наук Е.И. Головахи и д-ра социол. наук Н.В. Паниной «Социальное безумие: история, теория и современная практика» (Киев: Абрис, 1994. 163 с). Здесь идет речь о сущности, истоках и причинах явлений социопатии в человеческом обществе, анализируется своеобразие этих явлений на Украине на переломном, кризисном этапе ее развития. Новизна предмета исследования, критическая оценка упрощенных толкований «массового безумия», всесторонний теоретико-эмпирический анализ социопатии, богатый язык сделали эту книгу популярной как на Украине, так и за ее пределами.

Феномену социетальной психики посвящена монография д-ра социол. наук Е.А. Доичеико «Социетальная психика» (Киев: Наук. книга, 1994. 208 с). Впервые в социологической науке сделана попытка представить целостные образования психокультуры социума исключительно как социетальную психику, что принципиально отличается от личностных проявлений социальной психики. Предложенная иитерпретативная модель феномена социетальной психики, по мнению автора, может быть использована при изучении любого социума, имеющего свою историю, — общества, региона, нации, этноса, организации и т.д.

С учетом общесоциологических закономерностей и их специфических особенностей, слагающих этносоциологические характеристики украинского общества, народа и его культуры, в монографии канд. филос. наук С.А. Войтовича «Свiт соцiальних вiдносин в украïнськiй культурi (iсторiко-соцiологiчне дослiдження) (Киев: Iнтел, 1994. 145 с.) предпринят анализ природы и исторических форм социальных институтов, социальной структуры общества и закономерностей их трансформации в процессе исторического развития. Интересны не только рассуждения и теоретические обобщения, но и богатый фактический материал, ссылки на редкие литературные источники.

Фундаментальной и ценной в теоретическом и практическом аспектах является монография канд. ист. наук А.Г. Арсеенко по вопросам трудовых отношений в условиях рыночной экономики «Социально-экономический механизм регулирования трудовых отношений (на примере США, Канады, Великобритании)» (Киев: Наук. книга, 1995. 184 с). Исследуются теория и практика коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в развитых странах, чей опыт может быть использован при разработке механизмов такого регулирования в странах переходного периода. Особенное внимание сконцентрировано на системном анализе отношений между государством, трудом и капиталом, проблемах «трипартизма», которые из разряда чисто академических стали для Украины насущными и практически значимыми.

О социальных и социально-психологических проблемах формирования индивидуальной деловой инициативы, предпринимательства на начальном этапе формирования рыночных отношений идет речь в книге Е.А. Донченко, Е.Г. Злобиной, В.А. Тихоновича «Наш деловой человек» (Киев: Наук. книга, 1995. 148 с). Воспроизводится психологический и социально-психологический портрет украинского бизнесмена, отмечается его противоречивость по своей сущности и неустойчивость по состоянию сознания. На основе использования тестовых методик, экспертного опроса выявляются личностные качества, которые либо благоприятствуют, либо мешают деловому успеху начинающих украинских предпринимателей.

Созвучна с темой формирования деловой инициативы и предпринимательства работа Л.В. Сохань, Е.И. Головахи, Р. А. Ануфриевой и др. «Психология жизненного успеха: Опыт социально-психологического анализа преодоления критических ситуаций» (Киев, 1995. 150 с). Однако если в предыдущей книге жизненная энергия, интеллектуально-волевые качества личности и социальные коллизии их реализации анализировались лишь применительно к «деловым людям», то в данной монографии речь идет о более широком социально-субъективном пространстве их функционирования. Искусство жить и технология жизненного успеха, жизненная драма и пути выхода из тупика — таков круг основных проблем, освещаемых в книге на основе широкого использования материалов социологических исследований и обобщения реального жизненного опыта некоторых социальных групп современного украинского общества.

Сборник статей американских и украинских теоретиков «Социологическая теория сегодня» (Под ред. В. Танчера. Киев: Iнтел, 1995. 144 с), включает в себя переводы статей и фрагментов книг, написанных преимущественно за последние годы известными американскими социологами А. Гидденсом, Дж. Тернером, Д. Ритцером, Н. Уили, а также статьи известных украинских социологов В. Танчера и В. Королько. В сборнике репрезентированы и систематизированы важнейшие материалы, которые дают целостное представление о состоянии современной социологической теории в США.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Борис Андреевич Головко
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 120-132. 
[Статья]
О.В. Иващенко
Социологические исследования. 1999.  № 10. С. 150-152. 
[Статья]
Жан Терентьевич Тощенко
Социологические исследования. 1999.  № 10. С. 3-4. 
[Статья]
Евгений Иванович Головаха
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 5-14. 
[Статья]
Социологические исследования. 1999.  № 10. С. 5-6. 
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 1. P. 7-19. 
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 1. P. 5-6. 
[Статья]