Эксоцман
на главную поиск contacts

Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике

Опубликовано на портале: 15-08-2005
В статье обосновывается тезис о наличии у российских компаний в 1990-е гг. двух базовых стратегий поведения - дистанцирования от государства и тесного взаимодействия с ним. Анализируются факторы и формы их реализации, проводится аналогия со стратегиями exit и voice в терминологии А. Хиршмана. Показано, что в условиях слабого государства названные стратегии приобретают неформальный характер, который выражается либо в неуплате налогов и перемещении бизнес-активности в теневой сектор, либо в захвате государства (феномен state capture). Острый бюджетный кризис, возникающий как следствие приватизации государства или уклонения от него, приводит к серьезным социально-политическим потрясениям, которые в самой бизнес-среде порождают спрос на сильное государство. Однако в отсутствие механизмов политической конкуренции и демократического контроля укреплениегосударства происходит по модели бюрократической консолидации - с созданием предпосылок для неформального захвата бизнеса чиновниками. Тем не менее высокая степень открытости экономики и неоднородность самого госаппарата обеспечивают для бизнеса достаточно широкий спектр возможных стратегий взаимодействия с государством. В статье высказывается гипотеза, что в отличие от 1990-х гг. они станут более формальными и публичными. Дистанцирование от государства будет выражаться в легальной интернационализации бизнеса (включая продажу пакетов акций иностранным инвесторам, прямые российские инвестиции за рубежом и т.д.). Взаимодействие с государством станет более эффективным в тех случаях, когда бизнес сможет перейти от традиционного индивидуального лоббирования собственных интересов к осознанным коллективным действиям, направленным на обеспечение условий для устойчивого экономического развития в своих секторах, отраслях и регионах.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 33-51. 
[Статья]
Светлана Юрьевна Барсукова
Общественные науки и современность. 2010.  № 3. С. 90-95. 
[Статья]
Андрей Александрович Яковлев
Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 35-44. 
[Статья]
Иосиф Михайлович Дзялошинский
Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 2. 
[Статья]
Александр Валентинович Оболонский
Общественные науки и современность. 2005.  № 6. С. 58-67. 
[Статья]