Эксоцман
на главную поиск contacts

Государство и рынок по-американски

Опубликовано на портале: 04-12-2003
Независимая газета. 2000.  № 31.
В статье обсуждается роль государства в экономике США.
К СОЖАЛЕНИЮ, число самозваных экспертов по Америке имеет в России тенденцию к безусловному росту. Очередной такой теоретик, Игорь Харичев, ссылаясь на пример США, объявил на страницах "НГ", что сама постановка вопроса о необходимости формирования целостной системы государственного регулирования экономики автоматически ведет к созданию в России "полицейского государства" (статья "Полицейское государство грозит стать нашим будущим").

 Вся аргументация автора построена на ссылке на американский опыт: мол, в США господствует частная собственность. Действительно, по сравнению с Японией и Западной Европой государственная собственность в Америке выглядит скромно. Хотя и в Штатах государству принадлежит немалая часть национального богатства.

Достаточно сказать, что федеральное правительство США владеет почти 25% американской территории, находящейся под управлением министерств обороны, энергетики, транспорта и других ведомств. Правительству принадлежат сеть федеральных дорог и многие другие элементы экономической инфраструктуры. Доля государственного сектора в производстве ВВП — около 13%, в том числе федерального — более 4%. В государственном секторе заняты около 20 млн. человек, кроме того, 1,4 млн. американцев служат в вооруженных силах.

Экономическую роль государства нельзя сводить только к владению собственностью. В Соединенных Штатах роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических процессов. Главное — как государство воздействует на экономику, как оно перераспределяет валовой внутренний продукт, какую политику проводит в отношении промышленности, науки, социальной сферы и т.д. Огромную роль играет и государственный рынок, когда правительственные структуры непосредственно участвуют в хозяйственной деятельности.

Американское государство решает такие задачи, как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности. Федеральный бюджет является главным инструментом экономического регулирования и перераспределения ВВП.

Через бюджет федерального правительства проходит примерно 22% ВВП. Благодаря этому государственное потребление на душу населения в США выше, чем в любой другой стране мира. По этому показателю Российская Федерация в десятки раз отстает от Соединенных Штатов. Доходы нашего федерального правительства не превышают 12-13% ВВП — в 2 раза меньше, чем в США, и в 3-4 раза меньше, чем в других развитых странах. Низкий уровень государственного потребления — это отражение неспособности государства выполнять элементарные функции, что наглядно проявилось в России в 90-е годы. Вот почему наше государство — слабое, а американское — сильное.

Гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету США впечатляющую весомость — примерно 2 трлн. долларов. Именно такую сумму государственных доходов указал президент Клинтон в своем бюджетном запросе на 2001 финансовый год. В руках федерального правительства сосредоточены огромные ресурсы. В мировых государственных расходах на долю Вашингтона приходится около 20%, хотя в Соединенных Штатах проживают меньше 5% населения Земли. Следовательно, в пересчете на душу населения американские государственные расходы превышают общемировой стандарт примерно в 4 раза.

Капиталовложения в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века. При этом ведущую роль играют расходы федерального правительства на "человеческие ресурсы" — социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Если в 50-е годы на их долю приходилось меньше 20% федерального бюджета (3% ВВП), то сейчас — две трети бюджета, или почти 14% ВВП, а с учетом расходов штатов и местных властей — более 21% ВВП. Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство социальных расходов имеет "защищенный", обязательный характер. Система социального обеспечения образовала прочную "страховочную сеть", защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца.

Сегодня свыше 80 млн. американских граждан — треть населения страны — регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышает 1 трлн. долларов. Это в 30 с лишним раз больше нашего федерального бюджета. Конечно, стоимость социального контракта оказалась чрезвычайно высокой даже для США. Именно этот фактор наряду с огромными расходами на гонку вооружений привел к тому, что к концу холодной войны бюджетный дефицит достигал 20% федеральных расходов, или 4% ВВП. Однако в 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами — почти на 3% ВВП.

Решающую роль в исчезновении проблемы бюджетного дефицита сыграло умелое использование нынешней администрацией механизмов регулирования экономики. Отвергнув идеологизированные постулаты "рейганомики", администрация Клинтона не стала возвращаться к привычным либерально-демократическим лозунгам, выбрав прагматический средний курс. Клинтон провозгласил собственную экономическую философию, которая должна преодолеть ложную дилемму: правительство или рынок.

"Третий путь" в трактовке Клинтона сохраняет социальную функцию государства, но реализует ее путем бездефицитного финансирования. При этом государство берет на себя ответственность за обеспечение экономического процветания Соединенных Штатов в XXI веке. Предложенный Клинтоном бюджетный план обещает к 2013 году полностью выплатить государственный долг США, на 350 млрд. долларов увеличить социальные расходы и в то же время в полтора раза увеличить закупки Пентагона. Республиканская оппозиция считает, что бюджетный профицит надо использовать для снижения налогов.

Пока американцы решают, что делать с профицитом, перед Россией стоят совершенно иные задачи. Но мы никогда не сможем их решить, если будем искусственно противопоставлять государство и рынок. Экономической модели, которую в 90-е годы в России внедряли горе-реформаторы, нет ни в Америке, ни в других развитых странах, где существует смешанная экономика, а роль государства отнюдь не ограничивается задачами "футбольного рефери" или "ночного сторожа".

Тем, кто действительно интересуется американской экономикой, рекомендую новую монографию "Государство и рынок: американская модель", подготовленную специалистами Института США и Канады РАН. --------------------------------------------------------------------------------


Ссылки
текст статьи на сайте Института США и Канады:
http://iskran.iip.net/russ/rogov/ng19-00.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ольга Спиридоновна Белокрылова
TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 3. С. 169-172. 
[Статья]
Т.С. Зубарева
[Учебная программа]
Владимир Петрович Гутник, Юрий Алексеевич Васильчук, Е.З. Майминас, В.Н. Дахин, А.К. Романов, М.И. Левина, Борис Максимович Фирсов, Николай Иванович Лапин, Олег Николаевич Яницкий, Овсей Ирмович Шкаратан, Иосиф Евгеньевич Дискин, Алексей Юрьевич Зудин, Сергей Петрович Перегудов, Михаил Николаевич Афанасьев, Ирина Станиславовна Семененко, А.И. Соловьев, Р.Р. Максудов, М.Г. Флямер, Юрий Александрович Левада, Борис Борисович Родоман, Давид Львович Константиновский, С. Сидоренко-Стивенсон, Наталья Евгеньевна Тихонова, Г. Чаликова, Лилия Николаевна Овчарова, Лидия Михайловна Прокофьева, Александр Михайлович Никулин, Г А Родионова, Г.В. Шурховецкая, Алексей Георгиевич Левинсон, В.М. Чубаров, Вадим Валерьевич Радаев, Елена Михайловна Авраамова, Светлана Юрьевна Барсукова, Татьяна Петровна Черемисина, Валерий Николаевич Баскаков, Марина Евгеньевна Баскакова, Ю.П. Мелентьева, Теодор Шанин, Е.Г. Лунина, В.А. Фокин, Т. Сидоренкова, Марина Ивановна Либоракина, О.В. Самарина, Наталия Сергеевна Григорьева, Д.М. Шанов, Е.Н. Ким, Е.И. Холостова
[Книга]