Эксоцман
на главную поиск contacts

«Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика

Опубликовано на портале: 14-10-2004
Директор школы. 2003.  № 8. С. 43-45. 
Тематический раздел:
Статья посвящена организации индивидуальной работы с учащимися, чей стиль учебы требует особых педагогических условий и методических приемов.

Каждому человеку присущ свой «индивидуальный» стиль деятельности, то есть свойственные именно ему способы выполнения тех или иных задач, приемы работы, методы обучения. От других возможных стилей (а их множество) он отличается лишь своим процессом, но не его результативностью. Как доказано современной психологией, разнообразие, гибкость индивидуальных стилей позволяет людям с разными особенностями нервной системы (типом темперамента и темпом умственной деятельности), разной структурой способностей и интеллекта добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности. Это достигается благодаря умению компенсировать свои индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Например, при необходимости работать в повышенном темпе педагог с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а учитель инертного типа - опираясь на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

«Конфликт стилей» и теории обучения

Но своим собственным стилем деятельности обладает и каждый учащийся. А поскольку педагогический процесс (и обучение, и воспитание) является двухсторонним, то возникает необходимость согласования между «стилем обучения», то есть способами деятельности учителя, и «стилем учения», то есть действиями учащегося. Под понятием «конфликт стилей» (его ввели американские психологи) имеется в виду несовпадение этих стилей, приводящее, как правило, к негативным результатам. А вот учащиеся, деятельность которых соответствует типу нервной деятельности учителя, проявляют высокую заинтересованность в изучении предмета (этот факт был выявлен в ходе исследований).

К сожалению, современная система образования не предусматривает возможность формирования классов на основе особенностей стилей деятельности учеников и учителей, поэтому главная задача педагога - это поиски компенсирующих методов обучения, предотвращающих «стилевые» конфликты. Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Впервые о таком разграничении заговорил известный отечественный психолог Б.М. Теплов. На основе данных математической статистики он выделил стили с доминированием «аналитических», то есть левополушарных, и «синтетических» - правополушарных тенденций. Исследованиями индивидуальных психологических особенностей в мыслительной и практической деятельности занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Так, американские ученые, супруги Данн (Dunn) выделили две теории обучения: теория когнитивного стиля (Analytic) - ему соответствуют рационалистичность, технологичность, регламентированность; теория мозгового полушария (Global) - ему соответствуют гибкость, спонтанность, импровизация. На основании такого деления можно сделать вывод о том, что для обеспечения максимальной эффективности образования, развития творческой индивидуальности учащихся необходимо учитывать, во-первых, диагностический, дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию; во-вторых, соответствие индивидуального стиля деятельности учителя и учащегося; в-третьих, эволюцию уровней усвоения знаний: репродуктивный - эвристический - креативный.

Исследование, проведенное в 1993 году супругами Данн более чем в семидесяти с лишним учебных заведениях, показало, что идентичные методы, применяемые в групповом обучении, могут быть продуктивными для одних учащихся и сдерживающими для других. Выяснилось, что игнорирование индивидуальных особенностей влияет не только на восприятие материала, но и на отношение к предмету в целом. Ученики, индивидуальные особенности которых не учитываются в процессе планирования и осуществления педагогического процесса, впоследствии, как правило, составляют «группу риска».

Аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа

В мировой психолого-педагогической науке выделяют три основных стиля деятельности учащихся: визуалы, аудиалы, кинестеты. В основу данной градации положены способы восприятия информации. Для аудиалов характерно восприятие информации на слух, для визуалов - зрительное восприятие, для кинестетов - деятельное. Каждый из этих стилей, воспользовавшись особенностями познавательной деятельности, можно разбить на подстили.

В процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной нами в России и США, разработаны и апробированы способы повышения эффективности планирования и осуществления учебного процесса на основе индивидуального стиля учащихся на каждом этапе учебной деятельности.

Первый этап - целеполагание - предполагает: для аудиалов - устную постановку цели; визуалов - письменную; для кинестетов - выделение цели из созданной проблемной ситуации.

Второй этап - новые знания: эффективное восприятие нового материала для каждого из стилей происходит по особому плану. Для аудиалов наиболее продуктивен традиционный план подачи материала: объяснение материала учителем, закрепление услышанного с помощью учебника или дополнительной литературы. Концентрации внимания учащихся-аудиалов способствуют следующие фразы: «Запомните это…», «Возьмите на заметку…», «Это может встретиться в контрольной работе». Иначе строится работа с визуалами: первоначально учащиеся знакомятся с материалом с помощью рекомендованной им литературы, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Концентрация внимания визуалов достигается на основе написанного на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту.

А вот кинестетам для включения в активную деятельность необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника по данной проблеме и выяснить у учителя интересующие их вопросы. Наиболее продуктивны для учащихся-кинестетов лабораторные работы.

Третий этап - закрепление. Аудиалы обладают быстрой реакцией, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого учитель может выявить и предотвратить часто встречающиеся ошибки. В работе с визуалами основное внимание необходимо уделить письменному решению задач, помня, что этим учащимся требуется время для обдумывания полученной информации. Наиболее эффективными видами деятельности кинестетов являются лабораторные и практические работы.

* * *

Путем педагогической диагностики компетентный учитель может определить средний стиль класса, и на этой основе строить индивидуальную работу с учащимися, чей стиль учебы требует особых педагогических условий и методических приемов. Работа учителя как практического психолога (термин К.Д. Ушинского) осуществляется на уровне его индивидуального стиля, но путем диалога и сотрудничества со стилем каждого учащегося. Таким образом и разрешается в пользу повышения эффективности обучения и воспитания «конфликт стилей».

BiBTeX
RIS