Эксоцман
на главную поиск contacts

Исследовательские и информационные центры по проблемам управления высшей школой: Научно-исследовательский институт высшего образования

Опубликовано на портале: 30-05-2004
Научно-исследовательский институт высшего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации создан в 1974 г. распоряжением Правительства страны. На него возложены функции головной организации по проведению и координации фундаментальных и прикладных исследований и разработок, а также научно-информационного обеспечения образовательных учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования по актуальным проблемам высшей школы.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-исследовательский институт высшего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации создан в 1974 г. распоряжением Правительства страны. На него возложены функции головной организации по проведению и координации фундаментальных и прикладных исследований и разработок, а также научно-информационного обеспечения образовательных учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования по актуальным проблемам высшей школы.

За время своей деятельности Институтом выполнен широкий комплекс междисциплинарных исследований и разработок, аналитических и прогнозных материалов, образовательных проектов и программ, которые используются органами управления системой высшего образования и высшими учебными заведениями как научная основа при выработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях, совершенствовании структуры и содержания высшего, среднего и послевузовского профессионального образования, внедрении новых технологий обучения, оценке эффективности научной и организационно-экономической деятельности высшей школы.

Ориентация научной деятельности Института на реальную образовательную практику сочетается с принципиально новой постановкой ряда методологических проблем высшего образования.

Свою научную деятельность Институт строит на основе постоянного взаимодействия с учеными, преподавателями и руководителями высших и средних профессиональных учебных заведений, других научных организаций, в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями органов управления высшей школой, заинтересованными государственно-общественными и общественными организациями.

Институт ведет большую научно-информационную и издательскую деятельность. Монографии и сборники научных трудов по проблемам высшего образования, обзорные информации, аналитические доклады, библиографические указатели, статистические справочники, подготовленные и изданные в НИИВО, получают практически все вузы страны. Большой популярностью среди вузовской общественности пользуется ежемесячная научно-информационная и аналитическая газета "Магистр".

НИИВО является единственным в России центром депонирования научных рукописей по проблемам высшего и среднего профессионального образования.

Сегодня общая численность сотрудников НИИВО составляет 123 человека. В научных подразделениях Института работают 75 человек, среди них 14 докторов и 39 кандидатов наук.

В структуре НИИВО:

Лаборатория проблем государственной политики в области образования является подразделением по научно-методическому обеспечению формирования и осуществления государственной политики в области высшего образования.

Лаборатория ведет научные исследования по следующим направлениям:

  • обоснование целей и функции высшего образования в реформировании духовной, экономической и социальной жизни общества;
  • анализ и оценка состояния системы высшего образования;
  • анализ тенденций и перспектив развития высшего образования (в XXI в.).

Лаборатория оказывает научно-методическую помощь высшим и средним специальным учебным заведениям, дает заключения и предложения по вопросам прогнозирования и планирования развития системы высшего и среднего профессионального образования, совершенствования учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов в вузе.

Контактный телефон: 273-20-14.

 

Лаборатория экономических проблем высшего образования занимается формированием нормативной базы ресурсного обеспечения высшего профессионального образования, обоснованием путей совершенствования экономического механизма его функционирования и развития.

Контактный телефон: 273-40-33.

 

В составе лаборатории действует отдел научно-исследовательской деятельности вузов.

Отдел проводит научные исследования и разработки по проблемам научно-исследовательской деятельности вузов:

  • анализ финансово-экономических механизмов научно-исследовательской деятельности высшей школы;
  • оценка эффективности использования ресурсов научно-исследовательской деятельности вузов;
  • мониторинг научно-исследовательской деятельности как составного элемента учебно-научно-производственного комплекса системы высшего образования и жизни страны.

Контактный телефон: 273-18-49.

 

Лаборатория правовых основ высшего образования занимается:

  • исследование и разработка методов и технологий формирования и ведения гипертекстовой нормативно-правовой базы данных по среднему и высшему профессиональному образованию;
  • мониторинг системы среднего и высшего профессионального образования;
  • исследование и разработка методов и технологий функционирования нормативно-правовой базы данных и базы данных мониторинга по среднему и высшему профессиональному образованию в локальных и глобальных вычислительных сетях.

Контактный телефон: 273-36-47.

 

Лаборатория сравнительного анализа систем образования осуществляет сравнительные исследования в области высшего образования в России и зарубежных странах по широкому кругу проблем, относящихся к политике и стратегии развития образования

  • в целом и высшего в особенности, организационным структурам и управлению, образовательным реформам, международному сотрудничеству, включая академическую мобильность и признание периодов обучения и дипломов, контролю качества образования и другим направлениям.

В лаборатории разрабатываются также методы прогнозирования развития образования и составляются прогнозы для России.

Контактный телефон: 273-18-49.

 

Лаборатория статистики высшего образования осуществляет:

  • статистическое наблюдение за состоянием высшего образования в России, анализирует статистическую отчетность, разрабатывает технические задания и макеты для статистических справочников, методологию ведения справочной информации, алгоритмы и программы расчетов;
  • обеспечение органов управления системой высшего образования России и всех заинтересованных организаций научно обоснованными оценками современного состояния отраслевой статистики, а также статистической информацией;
  • разработку показателей и индикаторов оценки современного состояния и тенденций развития систем образования в России и зарубежных странах;
  • подготовку к изданию статистических справочников;
  • обработку результатов выборочных статистических исследований по проблемам высшего образования.

Контактный телефон: 273-20-14.

 

Лаборатория научно-информационного обеспечения:

  • проводит научные исследования и разработки по проблемам совершенствования системы научно-технической информации и научно-информационного обеспечения в высшей школе;
  • осуществляет подготовку ежегодных докладов о важнейших достижениях высшей школы России;
  • ведет депонирование рукописных работ по проблемам высшего и среднего профессионального образования;
  • формирует автоматизированную базу данных депонированных рукописей по проблемам высшего образования;
  • занимается подготовкой библиографического указателя "Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом";
  • выпускает ежемесячную научно-информационную и аналитическую газету "Магистр".

Контактный телефон: 273-36-81.

 

Лаборатория координации исследований занимается научно-методическим и координационным сопровождением разработок по основной тематике научных исследований института.

Основные функции лаборатории:

  • разработка теоретических основ и научно-практических рекомендаций, связанных с развитием форм и методов координационного, экономического и организационного управления исследованиями в области высшего и среднего профессионального образования;
  • формирование и совершенствование управленческого механизма (организационно-экономического и т.д.) взаимодействия НИИВО с вузами и другими организациями в России и за рубежом по профилю деятельности Института;
  • координация исследований по проектам Федеральной программы развития образования.

Контактный телефон: 273-18-49.

 

Лаборатория содержания образования:

  • совершенствование содержания и технологий обучения в системе среднего и высшего профессионального образования;
  • мониторинг реализации содержания образовательных программ среднего и высшего профессионального образования;
  • анализ нормативно-правовой базы, регулирующей содержание высшего и среднего профессионального образования.

Контактный телефон: 273-59-61.

 

Лаборатория новых технологий в образовании:

  • анализ состояния и прогнозирование развития образовательных технологий, использующих компьютерные и телекоммуникационные средства обработки информации;
  • исследование методов и средств систематизации и представления знаний в высокотехнологичных информационных средах;
  • ведение специализированного фонда компьютерных программ учебного назначения;
  • поддержка диссертационных исследований по специальности "Управление в социальных и экономических системах" (технические науки).

Контактный телефон: 273-59-61.

 

Отраслевой фонд учебных программ содержит более 500 компьютерных пакетов по различным учебным дисциплинам для вузов, техникумов, лицеев и школ.

В результате проведенной в фонде классификационной работы пакеты упорядочены по качеству изготовления (тип компьютера, уровень программной реализации, степень охвата учебного материала и адаптации к уровню обучаемого и т.д.) и объединены по тематике учебных дисциплин.

В 1997 году НИИВО представил в Минобразование России следующую научно-методическую продукцию:

в рамках ЦКП "Научно-методическое обеспечение развития образования":

  • по проекту 1 - Методика прогнозирования и оценки состояния: индикаторы и процедуры мониторинга среднего и высшего профессионального образования, в том числе сравнительный анализ;
  • по проекту 2 - База данных мониторинга "Система высшего и среднего профессионального образования";
  • по проекту 3 - Аналитический доклад "Состояние среднего и высшего профессионального образования";
  • по проекту 4 - Перечень индикаторов и показателей образовательной статистики высшего и среднего профессионального образования;
  • по проекту 5 - "Тенденции и направления развития справочно-информационного обеспечения в высшей и средней профессиональной школе: ежегодный доклад о важнейших достижениях средней и высшей профессиональной школы; рекомендации по справочно-информационному обеспечению органов научно-технической информации вузов, библиографический указатель" (аналитический доклад);
  • по проекту 6 - "Гипертекстовая локальная нормативно-правовая база данных по среднему и высшему профессиональному образованию";
  • по проекту 7 - "Определение места Российской системы высшего образования в мире, европейском регионе, СНГ: рекомендации по направлениям совершенствования правовой и нормативной базы высшего и среднего профессионального образования. Анализ реализации законодательства об образовании в странах СНГ" (аналитический доклад);
  • по проекту 8 - Аналитический доклад "Оценка нормативной базы: рекомендации по порядку и процедурам ее упорядочения и совершенствования в сфере среднего и высшего профессионального образования";
  • по проекту 9 - "Нормативы финансирования образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования";
  • по проекту 10 - "Рекомендации по формированию и функционированию учебно-научно-производственных комплексов в среднем и высшем профессиональном образовании";

Системное воплощение результаты научной деятельности Института получают при подготовке ежегодных докладов высшему руководству Российской Федерации "Высшее образование России: состояние, проблемы и перспективы развития", докладов для ЮНЕСКО о развитии высшего образования в России, в предложениях к законодательным и нормативным актам в области высшего и среднего профессионального образования, при уточнении и реализации основных программных мероприятий и проектов Федеральной программы развития образования в части их научного обеспечения, рекомендациях по разработке Государственного стандарта и организации учебного процесса, в докладе Правительству о ходе выполнения Федеральной программы развития образования.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0006(03-1998)&xsln=showArticle.xslt&id=a08&doc=../content.jsp
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Валерий Данилович Лобашев, Александр Михайлович Федоров
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 2-5. 
[Статья]
Ольга Николаевна Олейникова
Среднее профессиональное образование. 2001.  № 3. С. 41-45. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Внешнеэкономические связи. 2005.  Т. 18. № 6. С. 14-15. 
[Статья]